![]() | Накануне выступления в дирекции случился настоящий переполох: прошел слух, будто бы предстоящее выступление собираются почтить визитом члены императорской фамилии во главе с самим государем.Поверить в такое было трудно, ведь после революции 1905 года, опасаясь провокаций и терактов, Николай с семьей почти не появлялся на публичных мероприятиях. Но императорская ложа в тот вечер действительно не пустовала: Романовы не только явились в полном составе, но и прослушали весь концерт до конца и, как говорят, горячо аплодировали ресторанной певице. |
28 марта 1913 года Николай II записал в дневнике: «Завтрак был с дамами у нас в Круглой зале. Принял несколько чел. Погулял и поработал. <…> В 8 час. поехал к обеду в офицерское собрание Сводного полка. Плевицкая пела. Провел время очень хорошо». Помянутая царем Надежда Плевицкая, наряду с Паниной, была одной из премьерш тогдашней эстрады. Только основу ее репертуара составляли не цыганские романсы, а русские народные песни. В 1910 году Плевицкая впервые удостоилась чести выступить перед высочайшими особами. На этом концерте Николай II не присутствовал, зато там оказалось множество других VIP-персон, включая министра двора барона Фредерикса. | ![]() |
![]() | Достойна упоминания и третья в тогдашнем «хит-параде» певица — не «соловей», но «чайка русской эстрады» Анастасия Дмитриевна Вяльцева. Иное дело, свидетельств того, что ее пение любил Николай II, не сохранилось. Можно даже предположить, что скорее наоборот, император относился к ее искусству как минимум равнодушно, а то и не жаловал вовсе. А все потому, что Вяльцева происходила из бедной крестьянской семьи, но благодаря таланту и отчасти удаче ей удалось стать звездой «легкого жанра». |
Изабелла Кремер родилась в Бельцах (современная Молдавия) и с самого детства начала писать и исполнять песни как на русском, так и на идиш — Кремер стала первой эстрадной исполнительницей, которая пела на этом языке. Собрав последние деньги, родители отправили еще юную Изу обучаться вокалу в Милан. Спустя два года артистку позвали в Одессу — исполнять партию Мими в опере Пуччини «Богема». Успех в Москве и Петербурге не заставил себя ждать. | ![]() |
![]() | Мария Александровна Эмская в свое время была знаменитой концертной певицей. В ее репертуар входили как оперные арии, так и цыганские романсы и шансонетки. В начале века Эмская ставила рекорды по количеству грамзаписей: у нее их насчитывалось 405. |
Юрий Морфесси родился в Афинах, но уже в семилетнем возрасте переехал вместе с семьей в Одессу. Начинал карьеру в Одесском оперном театре, а затем в Петербурге, где выступал в опереттах. Там он знакомится с Федором Шаляпиным. В 1910‑е имя Морфесси становится широко известным по всей России. Он живет в Петербурге, в шикарной квартире на Каменноостровском проспекте. Певец владеет рестораном «Уголок» на Итальянской, средний счет в котором превышает годовую зарплату рабочего. Морфесси вхож в круги высшей знати и миллионеров, а череда его романов неустанно привлекает внимание газетчиков. Еще бы, ведь сама шансонетка Жени Мильтен покончила жизнь самоубийством, узнав о его измене. Именно после этого трагического случая Морфесси получил главную роль в оперетке «Пожиратель дам». | ![]() |
![]() | Михаил Вавич, выходец из одесской дворянской семьи, стал известен публике после роли виконта Каскада в оперетте «Веселая вдова» Ференца Легара. Впоследствии Вавич был замечен меценатом Тумпаковым, который уговорил его переехать в Москву. В 1907 году артист поразил звукозаписывающие фирмы своим исполнением романса «Очи черные», пластинки и ноты с его портретом расходились громадными тиражами. Яркая внешность Вавича также не осталась без внимания — в период эмиграции он снимался в голливудских фильмах, например в «Двух аравийских рыцарях». |
Владимир Сабинин рано начал петь в оперетте, но прославился как автор и исполнитель романсов. Его пластинки выходили на фирмах «Граммофон» и «Экстрафон» и пользовались необычайной популярностью в 1910-е годы. Сабинину принадлежит заслуга в возрождении старого русского романса Петра Булахова «Гори, гори, моя звезда», который был записан в его интерпретации в 1914 году. С тех пор романс не выходил из репертуара русских артистов. | ![]() |