В живописном месте на берегу Воткинского пруда установлен бронзовый памятник П. И. Чайковскому.
Выполненный в 1990 году народным художником СССР О. К. Комовым, памятник стал одной из главных достопримечательностей города.
Посетим музей-усадьба Чайковского, место, где он родился. Отправимся в мир детства гения музыки, проникнемся лиричным рассказом о жизни Чайковского, узнаем интересные факты и истории.
Окунемся в атмосферу того времени, пройдемся по комнатам: игровой, детской, родительской спальне и другим.
Информационный стенд дает первое представление об объектах, расположенных на территории музейного комплекса.
В первой половине XIX века, а именно в 1837 году, сюда, в поселок Воткинский завод, приехал горный инженер Илья Петрович Чайковский, так как получил назначение на должность начальника Камско-Воткинского железоделательного завода.
Должность эта была высокой, значимой. Фактически, начальнику завода подчинялись не только заводчане, но и все люди, жившие в округе, прилегающей к заводу. Его должность можно было приравнять к должности губернатора округа.
В те времена жизнь так или иначе складывалась вокруг завода, а потому начальник его был кем-то вроде губернатора Камско-Воткинского округа. Здесь, на берегу пруда, на Господской улице, для инженеров и руководителей завода были построены дома.
Ожидая приезда из Петербурга супруги, Илья Петрович приводил в порядок дом, который был построен в 1806 году и был не в лучшем состоянии. Примечательно, что дом был казенным, то есть, принадлежал заводу.
Расположение дома прекрасно. Из окон его виден Воткинский пруд, а позади дома чудесный сад, с беседками и всеми надворными постройками.
В музее органично сочетается прошлое и настоящее.
Входим в дом. Во многом внешний облик дома, надворные постройки, оформление комнат были воссозданы благодаря подробным письмам Ильи Петровича к супруге Александре. В письмах нашли чертежи дома, комнат, дворовых сооружений.
Нарисованные на окне трещины – напоминание о семейной истории Чайковских, согласно которой маленький Петя так увлекся, выстукивая на стекле поразившую его мелодию, что разбил его.
Семья Чайковских. 1848 год. Слева направо: Петя (8 лет), Александра Андреевна, маленькая Саша (7 лет), Зина (19 лет, от первой жены, которая умерла), Коля (10 лет), Ипполит (5 лет), Илья Петрович. Модест и Анатолий еще не родились.
По праздникам и выходным взрослые и дети собирались в столовой. В центре – раздвижной стол из красного дерева, фарфоровая посуда первой половины XIX века. В доме, бывало, собиралось до 60 человек гостей.
На стол подавали овощи и фрукты, выращенные в собственном саду: огурцы, редьку, землянику, арбузы и дыни. Помимо домашней птицы часто готовили дичь. Непременно подавали рыбные блюда, а летом в качестве закуски – раков. Столовая была единственным местом в доме, где дети ежедневно собирались вместе со взрослыми. После обеда каждый занимался своими делами. Дети проводили время с гувернанткой.
В углу – полукруглый столик с самоваром. Чай был дорогим удовольствием, поэтому хранился в специальном ящичке – чайной шкатулке. Это подлинная вещь матери композитора. Шкатулка запиралась на ключ, который хранился у хозяйки дома. Она сама заваривала чай, добавляя в него целебные травы.
Интересна экспозиция в мезонине дома с большим полукруглым окном. Это пространство было отдано детям. Там располагаются две комнаты. Здесь под руководством гувернантки Фанни Дюрбах и приходящего учителя – протоирея Василия Блинова проходили занятия детей. Одним из главных учебных пособий для Дюрбах была книга на французском языке "Материнское воспитание" А. Тастю, по которой она учила детей читать, писать и считать.
Окна детской выходят прямо на памятник Чайковскому. Возможно, именно из этого окна маленький Петя увидел пару лебедей на пруду.
Классная комната. Подлинный письменный стол композитора, привезенный сюда из его московской квартиры.
К 6 годам Петя уже мог говорить на французском и немецком языках. Еще Петр любил писать стихи. Няня называла его "маленький Пушкин".
У мальчика с детства была очень трепетная, ранимая, "хрустальная", чувствительная душа. Если его что-то трогало, то он мог переживать несколько дней.
Есть у музея-усадьбы Чайковского и своя мистическая легенда. Говорят, одно время дорогая немецкая кукла XIX века по ночам меняла положение головы. Вечером смотритель закрывал дом, запоминая, в каком положении осталась кукла. Наутро ее голова была повернута в другую сторону. И так раз за разом.
Рядом с куклой перед закрытием дома на ночь стали оставлять кусочек сахара. Наутро сахар исчезал, а кукла опять смотрела в другую сторону, не так, как накануне. Со временем кукла "угомонилась". Эта барышня с фарфоровым лицом оказалась настоящим проводником в мир фантазии Чайковского. Именно он написал музыку к "Щелкунчику" – сказке, где ночью оживают игрушки.
Маленького Петю с детства оберегали, поддерживали в творческих началах.
В ожидании приема гости играли в покер, бильярд.
Этот дом Илья Петрович кардинально отремонтировал и перестроил. Семья Чайковских прожила в нем 11 лет.
Здесь прошли лучшие детские годы будущего композитора: теплые семейные вечера, обучение музицированию на рояле, сочинение стихов, игры с братьями и сестрой.