1980-е, даже раньше 1985 года, совсем детские




Церковь Иоанна Богослова в селе Красное Новой Москвы, поселения Краснопахорского. Интервью с художником Анной Ягужинской, работавшей при этом храме художником с 1992-го по 2000-й годы.
Храм Иоанна Богослова в селе Красное Новой Москвы имеет интересную историю до октябрьского переворота 1917-го года, и об этом рассказано во многих источниках. В интернете они есть, а также, вышли книги и появились статьи об этом храме. Но о том, что происходило там в трудные 1990-е годы, когда этот храм вновь открылся после долгого перерыва (в нём ранее был дом культуры, спортзал, типография и даже жилые помещения), там сознательно умолчали по инициативе г-на Никандрова, бывшего второго настоятеля этого храма с 2000-го года, которого запретили к служению. Поэтому об этом нам расскажет художник-живописец Анна Ягужинская, проработавшая там восемь лет, с 1992-го по 2000-й год при самом первом настоятеле, М. Д. Таране.
- Здравствуй, Анна, расскажи, пожалуйста, о том времени, когда ты работала художником при храме Иоанна Богослова в селе Красное Новой Москвы, поселение Краснопахорское, с чего вся эта твоя эпопея начиналась.
- Здравствуй, Ари. Рада твоему интересу к тому сложному периоду жизни храма Иоанна Богослова в селе Красное тогда ещё - Московской области, Подольского района, а теперь уже – Москвы, поселения Краснопахорское. Это началось в 1992-м году, когда я пришла на 1-й курс Московского Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. В МПСТГУ были знающие, интеллигентные преподаватели, сильные специалисты, профессора, мне очень нравилось там учиться, и было там много интересного. Училась я там 6 лет – с 1992-го по 1998-й годы.
- А почему ты выбрала именно этот вуз?
- Всё просто, Ари. Я могла бы изрядно покритиковать институт Сурикова, например, но не буду, потому что даже если бы мне бы удалось его закончить, то я бы там получила… образование, а, вот, в ПСТГУ я получила… профессию! Это важно, но дело не только в этом. Вуз для верующих, православных людей, а я верую и задумала расписать храм, а в те годы они массово восстанавливались из руин, поэтому и решила там научиться монументальной живописи (фреске), а церковь я уже присмотрела.
- Анна, а как ты нашла эту церковь?- В 1991-м году друзья привели меня в сельский храм, где я познакомилась со священником, Михаилом Дмитриевичем Тараном, украинцем по национальности, отсюда и его фамилия, и произношение, который стал моим работодателем и непосредственным начальством.

Храм в процессе восстановления с 1991 по
- Ничего, всё нормально, мне нравится, как ты рассказываешь. Давай дальше.
- Тогда мы задумали грандиозный проект. Было запланировано строительство женского монастыря, художественной гимназии, где будут учить ещё и церковному искусству, иконописной, керамической и свечной мастерских, кузницы и др. И всё это будет по моему проекту и оформлено мной. Думала, что распишу храм, напишу туда иконы, оформлю весь интерьер, ограду и территорию вокруг, крестильный храм построим, и его тоже распишу. Часовню строить начали... Мне были обещаны и стабильность, и работа до самой пенсии. Поэтому я и училась спокойно, а все каникулы там жила, как отшельник. Или мы куда-нибудь ездили, например, в Дивеево, где купались в Святом источнике, ходили по Канавке с молитвой, прикладывалась к мощам св. Серафима. В Псково-Печерский монастырь к архимандриту Зенону в мастерские ездили, потрудилась в Толгском женском монастыре и в иконописной мастерской на Соловках, что было очень хорошей практикой в профессии. На Соловецком подворье в Кеми моё имя записали в вечное поминание. Потом, на преддипломную практику в 1997-м году, я поехала на Волгу, в Ярославскую область. Село называлось Богослово. Приехали в лагерь из нескольких рубленых изб, где жили члены общины, рожая там детей. Меня поселили в избу. Церковь восстанавливалась медленно. Внутри было очень холодно, сыро, отовсюду дуло, а железная печь «Булерьян», сделанная на оборонном заводе, почти не грела. Закончив, измерения, чертежи и рисунки, я выдохнула с облегчением. Мы там купались в Волге, я рисовала на пленэре карандашные пейзажи. В одну из ночей изба церковного старосты, сгорела в один момент, ещё до приезда пожарной команды. Повезло, что дом был на отшибе. Староста остался голый и без вставных челюстей. Приехали его сыновья, собрались, было, везти отца в город, но тот ехать отказался, решив остаться и начать всё с начала, поэтому мне повезло - в машине было место. К полуночи я была уже дома. По возвращении - вновь студия, пленэры, песни под гитару... а надо было быть внимательнее, так как снова стала накаляться обстановка на работе. Я не могла этого не почувствовать, но предпочитала ничего не замечать. Закрыв глаза на всё, спрятала голову в песок, и это - моя любимая поза. Ещё никто сзади не пристроился. Я надеялась на то, что пронесёт, всё уладится, и всё будет хорошо. Мне была просто необходима эта замечательная творческая работа на свежем воздухе, и я не в состоянии была рассматривать такой вариант, что её у меня не станет. Боялась и помыслить о таком развитии событий.
Прочитала о Сезанне, Ван Гоге, Тулуз-Лотреке и дневник Марии Башкирцевой. Сравнение с нею было не в мою пользу. Увидела то, насколько я не развита по сравнению с ней. Она знала языки, играла на фортепиано, много читала, причём, в 13 лет(!) серьёзные книги, как и Зинаида Гиппиус, чьи воспоминания прочту позже. А книги, которые они читали в отрочестве, мне не осилить и теперь! Потом ничего не поняла в книгах Кандинского «О духовном в искусстве» и Павла Филонова «Проповедь о поросли мировой». С большим трудом осилила фолиант Фаворского и совсем не осилила труд г-на Волкова о композиции. И если бы это не была чужая книжка, то я бы вышвырнула этот «кирпич» в окно или в костёр. После этого по совету Наставника еле-еле одолела «Проблема формы в изобразительном искусстве» Адольфа Гильдебрандта и с большим трудом поняла смысл текста, но дало мне
Храм Иоанна Богослова в селе Красное Новой Москвы имеет интересную историю до октябрьского переворота, и об этом рассказано во многих источниках, но о том, что происходило там в 1990-е годы, когда тот храм вновь открылся (в нём был дом культуры, спортзал, типография и даже жилые помещения), нам расскажет художник-живописец Анна Ягужинская, проработавшая там 8 лет при самом первом настоятеле.
- Здравствуй, Анна, не терпится услышать твой рассказ о том времени, когда ты работала художником при храме Иоанна Богослова в селе Красное Новой Москвы. Расскажи нам, пожалуйста, о том, с чего вся эта твоя эпопея начиналась.
- Здравствуй, Ари. Очень рада твоему интересу к тому сложному периоду жизни храма Иоанна Богослова в селе Красное тогда ещё - Московской области, Подольского района, а теперь уже - Москвы, хоть и "новой". Это случилось в 1992-м году, когда я пришла на 1-й курс Московского Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. В ПСТГУ были знающие, интеллигентные преподаватели, сильные специалисты, профессора, мне очень нравилось там учиться, и было там много интересного. Училась я там 6 лет – с 1992-го по 1998-й годы.
- А почему ты выбрала именно этот вуз?
- Всё просто, Ари. Я могла бы изрядно покритиковать институт Сурикова, но не буду, потому что даже если бы мне бы удалось его закончить, то я бы там получила… образование, а, вот, в ПСТГУ я получила… профессию! Это важно, но дело не только в этом. Вуз для верующих, православных людей, а я верую и задумала расписать храм, а в те годы они массово восстанавливались из руин, поэтому и решила там научиться монументальной живописи (фреске), а церковь я уже присмотрела.
- Анна, а как ты попала на работу в эту церковь?
- В 1991-м году друзья привели меня в сельский храм, где я познакомилась со священником, Михаилом Дмитриевичем Тараном, который и стал потом моим работодателем и непосредственным начальством. Оказалось, что он ещё и учился со мной в одном вузе. Прежде, чем брать меня, слишком юную, на работу, этот священник советовался со знающими людьми, а те сказали, что мои работы, которые они видели, достойные, и рекомендовали ему взять меня на работу, и тот принял меня на должность художника в свой храм. Так я стала работать в церкви Святаго Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова в селе Красное Новой Москвы. Читать далее
Прошло 15-ть лет после того, как я написала первые записи в этом дневнике и сообществах "Единорог", "Дворянское гнездо", "СПРР - Сообщество Правильной Русской Речи", где-то ещё и "Уголок психолога", на котором подверглась "резкой критике" за "смелые" высказывания. Я "осмелилась" взбунтоваться против обращения "женщина" и, поскольку не учла то, что в моей любимой стране каждый второй - хам, была облита дерьмом по самые уши. И тогда я поняла то, что писать хамам о хамстве глупо, так как, реакция будет ещё хуже. Собачник тот ещё... И оскорбления будут просто чудовищные! Бр-р-р! Не надо! Я слишком люблю себя, чтобы во всё это влезать. И антисемитов, оказывается много - не передохли ещё, как оказалось, и защитников собак, которые НЕ СЛЫШАТ, когда им говорят о том, что собаки рвут людей на улицах. Тот же эффект, что и предыдущие примеры. И я больше не буду никогда влезать во всякие сообщества, чаты, форумы и порталы, чтоб не нарваться. А в своём дневнике я могу писать всё, что моей душеньке угодно. И вот, о чём я хочу сообщить горстке моих друзей из ЛиРу.
До этого у меня было много рассуждений о свободе и о том, как хорошо сейчас и о том, как во времена СССР было плохо. Я так искренне считаю, но теперь я считаю так: Конечно, жить при тоталитаризме - это большой дискомфорт. Но на Западе, в Израиле и США ничуть не лучше в смысле свободы, чем где-то ещё. Нашу свободу ограничивает не только закон, но и климат (камушек в огород Израиля))), а также, стихийные бедствия (это уже США) и война (это тоже про Израиль). Моло того, что там такие же проблемы, что и у нас, но только В ДРУГОЙ КУЛЬТУРЕ И НА ДРУГОМ ЯЗЫКЕ. То есть, полная жопа. Так что, уезжать в другую страну от проблем - не лучшая идея и не метод. От себя не убежишь.
Итак, мои новые рассуждения о свободе будут после того, как я расскажу о своей юности, попавшей на 1990-е годы. Читать далее
Здесь не только моя станковая живопись. Есть и фреска, и деревянная скульптура, которую я резала на протяжении всей учёбы в колледже и институте! Это - краткий обзор моего творчества, а это именно творчество, пусть даже и аутсайдерское. Начну с фотографии автора:




Здесь представлены мои картины и прочее, выполненные летом-осенью 2024 года. Не смотрите на дату публикации, так как здесь приходится так делать, потому что хочется показать в первом ряду, а здесь в первом ряду только свежие записи.





















Художник Анна Ягужинская. Осень 2023 года


А как листать? А очень просто.
В ЖЖ - кликать на "Свежие записи" наверху или иногда сбоку, а что бы попасть на предыдущие страницы, с самом низу, как правило, слева "Предыдущие 10" на неё кликать.
В ЛиРу - кликать на слово "ЗАПИСИ" в левом верхнем углу над аватаркой (фото автора), а что бы попасть на предыдущие страницы, кликать на номера страниц в самом низу, справа.
Это для тех, кто плохо ориентируется в компьютере и неважно видит. Меня часто смотрят граждане такого возраста, когда узнают компьютер после 35-ти, а это значит, что осваивают они его с трудом. В блогах не ориетируются, не знают, куда нажимать, что бы посмотреть дальше, а для меня эти блоги, как сайт.
Если мне скажут: "Твой поезд ушёл!", я отвечу просто: "ПОДОЖДУ ДРУГОЙ!"
Здесь ностальгии по советскому прошлому не будет. Надо понимать, что жить при тоталитарном режиме - большая беда. Тюрьма по сути своей, даже если тебя там неплохо кормят. Свобода - вот счастье! Бесполезно убеждать меня в обратном.
В этом посте рассказываю о своих приключениях. Как я оказалась в церкви, я рассказывать не стану, начну уже с того, как устроилась на работу в храм Иоанна Богослова в Красном селе под Подольском. Прежний настоятель в меня поверил, каким-то образом кто-то из разбирающихся людей шепнул ему, что я делаю качественную работу, несмотря на молодость. И он взял меня на работу в штат. Трудовая книжка, соц.пакет - всё по-взрослому. Зарплату платил мне раз в месяц не большую, но для меня тогда это было целое состояние. Настоятель этот выделил мне прекрасное помещение изолированное, хорошее, с удобствами. О такой мастерской может мечтать любой художник, а она досталась совсем юной барышне-студентке. Там была речка, пруд, лес, писательский посёлок, хорошие места для пленэра. И вот, стала я там работать. У меня было очень много работы. Я была единственным художником при храме, чему может так же позавидовать любой художник. Могла без помех работать, одновременно учась. Отопление было там печным. Воду приходилось носить с колонки (правда, только зимой, так как что бы трубы не замерзали, подача воды прекращалась) раствор для фрески приходилось самой мешать лопатой. Писала я настоящую фреску, поэтому догашивали известь, словом, работа эта была очень сложной и тяжёлой физически. Все свои учебные работы и курсовые делала в этом храме - там я писала несколько фресок, иконы, отвечала за всё оформление этого храма и его территории. Мы с настоятелем собирались создать там мощный духовный центр, но нам не дали этого сделать. Его уволили, потом - меня, я так и не расписала храм. Зато я встретила мужа и родила недавно ребёнка, а это - тоже большое дело. Художником я, конечно, осталась, но в храме уже не работаю, пишу станковые картины, продаю их. Так что я совсем не расстроилась тому, что лишилась этой работы. Напротив, я очень счастлива именно теперь, а не когда-то.
Вот та работа, которую я там выполняла. Это- эскиз того, как будет выглядеть окраска храма снаружи. Одобрено архитекторами Якубеней и Л. Тораблиной.
А это - одна из первых моих икон там. Она называется Святой Георгий Победоносец. Она находится в этом храме и по сей день.
После моего увольнения большая часть моей работы там была уничтожена. Разрушены наши постройки, ограда, которую я собиралась расписать сюжетами из Ветхого завета, Святой колодец, а самое главное - замазали они белой краской мои фрески внутри церкви. А фрески были хорошие - вот одни из них и вот, как это выглядело:
Спас с алтарной преграды.
А так была расписана моя иконописная мастерская:
Это фрагмент фресковой росписи снаружи. Адам. А вот - Святой Дух творит тварей, точнее, фрагмент - от Господа одна рука, зато твари все показаны:
А эту работу я сделала не в церкви, а в Москве, на стене прогимназии "Пересвет". Кирилл и Мефодий - учители словенские:
Кликай на слово "записи" слева, сверху над аватаркой (фото автора творческого дневника). Дневник художника.
*************************************************************************************

Биография художника будет изложена после демонстрации картин. Что бы сразу было видно то, на что способен автор.




Родившись в Москве, была крещена в начале 90-х в подмосковном храме Казанской Богоматери в честь святой Анны Новгородской. Училась у художника Кабанова В. П., а параллельно с этим - в московской Краснопресненской художественной школе, студия Невинского. С 1998 по 2011 - занятия в студиях у художников И. Н. Ермолаева, В. Галатенко и К. Н. Шевалье, кроме того, училась в Театрально-Художественном колледже, который именно в эти годы и на моём факультете имел высокий уровень преподавания изобразительных дисциплин, далее - студентка ПСТГУ на факультете Монументальной Живописи, специализация - фреска. В эти годы вуз очень поднялся, там преподавали педагоги из Суриковского института и в один голос говорили, что наша группа гораздо сильнее и потенциальнее в смысле творчества.
До 2010 стажёринг в университете Строганова, школа Андрияки (обнажённая модель), работала художником при храме Иоанна Богослова в Красном селе. Выставки в ЦДХ, ЦДРИ, ДХ на Кузнецком, лицее №2 города Мытищи и в торговом центре "Триумфальный". Картины хранятся в Омском музее имени Врубеля, художественном музее города Ошмяны, московском зале-музее "Наследие", галерее города Петушки и Ступинской галерее "Ника". Была выставка (персональная) в ГЖИ МСХ, 1-я Тверская-Ямская, 20.В 2014 году - персональная выставка в галерее "Благодать". Опубликована в каталоге мытищинской картинной галереи.



Первым мужчиной Нонны стал её однокурсник, неприятный парень, который воспользовался наивной девушкой и, напоив, сделал её женщиной, а потом бросил. Разрыв этих, первых в её жизни, отношений Нонна пережила крайне тяжело. Без нервного срыва не обошлось.
Она была симпатичной, с красивыми, длинными волосами, очень хорошей фигурой, знала об этом, и понимала то, что дело не в её внешнем виде. Подумав, что у неё что-то не так в сексуальной сфере, она заинтересовалась техникой интимных отношений между полами, и принялась изучать этот вопрос, читая специальные книги, например, Либиха и Кона. Там было написано о том, как целоваться, правильно ласкать, получать максимум удовольствия и доставлять это удовольствие партнёру. Усвоила множество всяких приёмчиков, повышающих это удовольствие… Читала, смотрела, но книга не даёт того, что может дать практика, и чтобы этому научиться, Нонна даже нашла себе мужичонку-тренажёр, так называемого «секс-инструктора», страшненького женатика-бабника, на котором она отрабатывала всё прочитанное на практике. Кончилось это плохо. Мужичок этот ей изменил, а она, бедняга, в него, зачем-то, влюбилась и снова страдала. Нонна не имела понятия о жизни, о том, что действительно важно в отношениях между мужчиной и женщиной, как потенциальными супругами. Но она считала, что всё дело именно в сексе, так как её бросали именно после него. Конечно же, этот аспект тоже имеет значение, но не только в этом дело. А если и в этом, то надо ещё и понимать то, в какой момент то или иное должно делаться, в какой последовательности, с какой длительностью, интенсивностью. Всё это имеет значение, и умеют это те, которые хорошо чувствуют партнёра. Например, легендарная Мэрилин Монро, которую называли «секс-страдивариусом». А Нонна партнёра не чувствовала от слова «совсем», да ещё и брезговала до рвоты языком да пенисом партнёра. Из-за этих потрясений и состояния невроза, впечатлительная Нонна перестала влюбляться. Стала бояться снова пережить стресс и страдать.
Друзей у Нонны было мало. Она плохо сходилась с людьми, не умела общаться и не была интересным собеседником. И вот, на работе она подружилась с милой, скромной девушкой Анечкой, которая привела её в хорошую компанию бывших её однокурсников - весёлой, интеллигентной молодёжи, любившей посещать один сельский православный храм, где служил симпатичный батюшка, которого они все любили и уважали. И стала Нонна вместе с этой Анечкой регулярно ездить в тот посёлок на берегу реки, где и находилась, облюбованная ими, церковь. Всеми любимого батюшку звали отец Георгий. Он был забавным, носатым и лопоухим мужиком лет пятидесяти, бородатым и длинноволосым, с толстым пузом, про которое он говорил: «Попам аналой нужен!», любил выпить и закусить, любил молодёжь, весёлые сборища и праздники. Вместе с этими ребятами он часто весело проводил время. Нонна не раз бывала в этой гоп-компании в разных местах. В гостях у регента, например, они освободили от подставки глобус и принялись его перекидывать, как мяч, а одного невысокого, худого юношу отец Георгий поднял на за подмышки, как будто пушинку, и принялся раскачивать его, подобно маятнику, а все смеялись. Так Нонна познакомилась с этим молодым человеком. Звали его странно - Ларион Светозар. Они с друзьями часто собирались у этого Лариона дома с батюшкой и без батюшки, так как ему нравилось устраивать у себя весёлые сборища, он любил приглашать гостей в отдельную двухкомнатную(!) квартиру высотного дома в Алтуфьево, где он жил один. Мать Лариона жила в другом городе. Она была ещё достаточно молодой, но тихой, молчаливой и очень скромно одетой женщиной. У неё была гладкая причёска, ни грамма макияжа и обувь на тонкой подошве. Лишь однажды она приехала, и Лара (как его часто звали) познакомил её с Нонной, как со своей подругой. Это было так неожиданно, что Нонна удивилась. Она не рассматривала Лару как потенциального жениха. Чья это квартира, где он жил, было неизвестно. Якобы, дядина. А где тогда этот дядя?..
Нонна была ярко выраженным интровертом, и не была влюблена в Лариона Светозара. Он даже был ей не особенно приятен физически. Его тело было не спортивным, слабым. Девушке не нужны были его прикосновения, она считала его просто приятелем, хотя сразу отметила то, что этот Лариоша со