Пусть музыка наполняет вашу жизнь радостью,
вдохновляет на творчество и помогает находить гармонию в каждом мгновении.
Желаю вам никогда не уставать от ее звучания и
открывать для себя новые горизонты музыкальных миров.
Шедевр Брамса
Cочинение немецкого романтика, так похожее на щемящий душу русский романс, прозвучит в интерпретации австрийского дирижёра Томаса Цетмайра и швейцарского оркестра Музикколегиум Винтертур.
Иоганнес Брамс (1833-1897)
Симфония № 3 фа мажор, соч. 90:
III. Poco allegretto
Оркестр Музикколегиум Винтертур (Musikkollegium Winterthur) появился около четырёхсот лет назад, и сегодня по праву считается одним из старейших коллективов Европы. В первой половине 20 века Игорь Стравинский, Рихард Штраус, Пауль Хиндемит доверяли коллективу премьеры своих сочинений. Сейчас Музикколегиум Винтертрур дает примерно 70 концертов за сезон.
♪ ♫♪♪ ♫♪♪ ♫♪
Два семейных дуэта
Еще при жизни Камиля Сен-Санса утвердилось мнение о нем, сохраняющееся и по сей день, как о композиторе, который – по меткому выражению Ромена Роллана – «не мучим никакими страстями». Действительно, в его музыке мало страсти, и даже лирические высказывания представляются сдержанными и холодноватыми. Но было бы ошибкой считать, что Сен-Санс неспособен на искреннее выражение чувств, и лучшим опровержением такого представления можно назвать Сонату для кларнета.
О сонате пишут так: "Представьте маленькую тёмную комнату, где в кресле напротив камина сидит пожилой человек. Он курит трубку, оглядываясь на прожитое… "
Соната в исполнении музыкального дуэта – на сцене и по жизни – Антона и Елены Мойсеенко. Она – пианистка, он – кларнетист. А еще они муж и жена, вся жизни которых пропитана музыкой.
00:00 — I. Allegretto
04:31 — II. Allegro animato
06:33 — III. Lento
11:34 — IV. Molto allegro
Особой сердечностью и глубиной чувств отличается первая часть – Allegretto. Проникновенностью плавной, без резких переходов мелодии ... напоминает романс. Может быть, здесь воплотились воспоминания композитора о чем-то пленительном и бесконечно дорогом, безвозвратно ушедшем в прошлое?
Во второй части – Allegro animato – в полной мере проявилась неоклассическая(сочетание элементов классической музыки с современными музыкальными стилями) сущность произведения. Она находит выражение и в лаконичности фортепианной партии, создающей очень прозрачную фактуру, и в ритмической природе танцевальной темы, напоминающей гавот.
В противоположность остроумной игривости и легкости второй части, третья часть – Lento – исполнена глубокой печали. Вероятно, здесь воплощены мысли о смерти – медленная часть звучит как «отпевание самого себя».
Скорбное настроение преодолевается в финале – Molto allegro – погружением в стихию неудержимого движения. Но завершается заключительная часть возвращением музыкального материала, с которого начиналась соната, вновь уводя в область светлых воспоминаний о прошлом, к которому нет возврата.
♪ ♫♪♪ ♫♪♪ ♫♪
Брат и сестра — канадские виолончелист Брайан и пианистка Сильвия Ченг ( Cheng Squared Duo) рискнули замахнуться на сочинения наших композиторов. Записали диск «Русские легенды» - произведения Шостаковича, Прокофьева, Чайковского, Рахманинова, Глазунова, Скрябина.
Цикл Антона Аренского (1861-1906)
Две пьесы для виолончели и фортепиано, соч. 12 / IAA 37:
I. Маленькая баллада
II. Темпераментный танец
Этот семейный дуэт в свое время вошел в топ-30 канадских музыкантов, которым не исполнилось 30-ти лет. Сейчас ансамбль приглашают на гастроли в Америку, Европу и Азию. В его репертуаре как классические произведения, так и опусы современных композиторов.
♪ ♫♪♪ ♫♪♪ ♫♪
Утонувший на премьере «Титаник»
Музыку к спектаклю по сюжету комедии Мольера «Мещанин во дворянстве» Рихард Штраус начал писать в начале прошлого века. К вопросу композитор подошёл слишком творчески — он добавил в спектакль ни много ни мало одноактную оперу «Ариадна на Наксосе». А чтобы сделать плавный переход от оперы к комедии, композитор сочинил интермеццо. В итоге получился громоздкий «Титаник», который утонул прямо на премьере — получилось дорого и тяжеловесно. Но отказываться от своей затеи Рихард Штраус не собирался и разделил «Ариадну» и «Мещанина». А заодно написал оркестровую сюиту, в которой собрал самые яркие танцевальные номера из спектакля и даже использовал музыку Жана Батиста Люлли.
К сожалению, сюита «Мещанин во дворянстве» не очень часто звучит в России.
Исправим ситуацию и послушаем сразу две записи этого произведения.
Рихард Штраус (1864–1949)
Оркестровая сюита `Мещанин во дворянстве`
из музыки к пьесе Мольера, op. 60 (IIIa) (TrV 228c)
с 20 сек.
Тонхалле-Оркестр Цюриха
Пааво Ярви, музыкальный руководитель
Дмитрий Китаенко, Симфонический оркестр Московской филармонии
Оркестровая сюита "Мещанин во дворянстве"
из музыки к пьесе Мольера, соч. 60-IIIa, TrV 228c:
I. Увертюра
II. Менуэт
III. Учитель фехтования
IV. Танец портных
V. Менуэт Люлли
VI. Куранта
VII. Выход Клеонта
VIII. Интермеццо
IX. Обед
♪ ♫♪♪ ♫♪♪ ♫♪
Пятёрка обаятельных француженок
Музыка, которая завершит эту подборку, хорошо знакома любителям классики.
Женский французский духовой квинтет «Аквилон» (Quintette Aquilon). По мнению, наверное, многих слушателей, и в частности, мужчин, девушки, замечательно играющие на духовых инструментах, это всегда особое зрелище. Наши француженки начали играть вместе 20 лет назад. Много экспериментируют: записывают музыку разных эпох, стилей и в разных составах — от трио до нонета.
Рассказывает участница коллектива Марианна Тилька: «Мы играли „Историю танго“ Пьяццоллы в прекрасной аранжировке для квинтета духовых, которую написал Ульф Гвидо Шеффер. Затем нам попались „Времена года в Буэнос-Айресе“ того же аранжировщика. Мы успешно исполняем их на концертах. Публике нравится.»
Астор Пьяццолла (1921 - 1992)
Четыре сезона Буэнос-Айреса:
Пусть мысленно, на расстоянье,
И он старик уже седой,
И пусть кларнет своим дыханьем
Всё вспять вернёт, в тот день святой.
Мы будем слышать, слушать, будто
Нам вся Земля — концертный зал,
И останавливать минуты,
И вспоминать, как вспоминал
И помнил до последней ноты,
Как жил, любил, творил, страдал.