10 июля 1902 года родился Сергей Яковлевич Лемешев (1902-1977)
«Я 30 лет пел на оперной сцене. Тенором! Меня Собинов боялся!». Эту реплику бывшего артиста Македонского выдумал сценарист фильма «Музыкальная история»(1940г.) Евгений Петров, категорически требовавший, чтобы любое изменение в тексте происходило только после согласования с ним.
Автор «Двенадцати стульев» знал цену своему юмору. По воспоминаниям режиссёра Александра Ивановского, сценарист сердился если обнаруживал что-то, написанное не им. «Я же просил. Вы же обещали. Что за отсебятина».
Так же распалился он относительно эпизода, где главный герой — шофёр Петя, заканчивая прямо за рулем арию Хосе из «Кармен», легко берет си бемоль. И вдруг раздается свисток милиционера. Сидящий в машине Македонский взрывается от негодования: «Освистать такую ноту!». Впрочем, на сей раз Петров не стал долго сердиться и признал, что найденный трюк украшает картину.
Вот так лепилась слава одной из первых советских музыкальных комедий, которая вышла на экран в предвоенном 1940 году. Сюжет картины, для тех, кто не помнит, прост. Таксист Петя Говорков(исп.Сергей Лемешев) поёт в любительском оперном театре. Ветеран сцены Македонский предсказывает ему блестящее будущее. Однако первое выступление начинающего артиста заканчивается провалом. Во время спектакля он забывает слова арии Ленского и даже не слышит повторяемые суфлером и друзьями «Куда, куда вы удалились?». Все это из-за присутствия в зале девушки Клавы(исп.Зоя Федорова).
Именно из-за Клавы и необходимости послать ей признание в любви режиссёр Ивановский хотел, чтобы в финале, когда герой уже достиг своей цели, он спел не элегическую арию Ленского, как было указано в сценарии, а песню Левко из оперы «Майская ночь» («Снится мне, что вместе мы»). По мысли Ивановского, это был бы полноценный итог — со складывающимся счастьем и нужными народными красками, тем более, что исполнитель роли — Сергей Лемешев — играл в фильме практически себя, выходца из крестьянской семьи, шагнувшего на профессиональную сцену. Его многие считали своим, и даже думали, что фильм рассказывает его собственную историю. «Я за Майскую ночь. Кончено!», — стукнул кулаком по столу директор студии, когда пришлось делать выбор.
Между тем, благодаря «Музыкальной истории» в советское кино пришла опера, а заодно и возможность для зрителя побывать в величественных интерьерах ленинградских театров. Выяснилось попутно, что материя классики не противна комедии и вполне сочетается с бытовыми картинками и бурлескными персонажами из отечественной коммуналки.
При этом музыка классиков не несла в себе опасности быть уличённой в легкомысленности или формализме. Как синоним культуры конца 30-х годов она выглядела надежно. Над ней можно было подшучивать, но ей можно было доверять.
liudmila_leto, спасибо, Люда. Почему-то этот фильм не показывали по ТВ. Видела только отрывки с Лемешевым. И немудрено понять, что (или кто) тому причиной, если партнершей у него была молоденькая Зоя Федорова... Печально. Вот такая вот грустная не "музыкальная" история...
Людмила, однажды, в честь твоего дня рождения, в поздравлениях прозвучало редкое произведение на слова Беранже. В исполнении Лемешева. Уверен - некоторые забыли его, а многие не слышали.
Как дань памяти, в день рождения Лемешева, разреши повторить эту мелодию.
Ответ на комментарий babeta-liza #
Лиза, уж так люблю (с детства )этот романс в исполнении именно Лемешева.Перевод позже узнала)))
Романс Неморино из оперы Г.Доницетти "Любовный напиток"
Ответ на комментарий Galyshenka #
Галя, кажется его достаточно часто показывали по ТВ, во всяком случае мне так помнится...
А Новый год ассоциировал с этой песней
"Почта Голубого огонька", 1 января 1967г.
Людмила, среди известных, знаменитых, узнаваемо-знакомых арий певца, есть и такие камерные не громкие произведения. Исполненные как бы для тебя. Например, как этот романс или вот романс-песня, особенно острое воспринимаемое сейчас, с возрастом. "Соловьем залетным юность пролетела..."
Ответ на комментарий liudmila_leto #liudmila_leto, а я его никогда не видела, только отрывки с песнями Лемешева. И не знала, что там Зоя Федорова играла. Но в конце концов, главное в фильме - это песни в исполнении Лемешева.