На земле миллионы разных животных. Некоторых мы хорошо знаем, знаем не только их внешность, но и повадки, образ жизни.
И когда хотим сказать что-то о человеке, вспоминаем кого-либо из мира «братьев наших меньших».
Ну, например, надо характеризовать хитроватого, готового сделать что-нибудь неприглядное человека. И мы говорим: «Ну, жук...»
О ком-то, кто сладко похрапывает, скажем: «Спит, как сурок»
Женщин красивых и стройных зовут лебёдушками и журавушками.
Как ни странно, лошадь в деревнях вспоминают, когда говорят о дюжей и ловкой женщине - конь-баба.
А беспечную, равнодушную к материнству гуляку называют кукушкой.
Верность и преданность для нас олицетворяет собака.
Свиньи - неаккуратность, нечистоплотность, баран и ослик - упрямство, верблюды - выносливость, воробьи - мелкую житейскую хитрость и вороватость.
Соколом называют смелого и отважного молодца, орлом - сильного властелина.
Разиню и неумеху зовут почему-то вороной, хотя птица эта умна и внимательна.
Медведя мы вспомним, увидев полнотелого, несколько неуклюжего силача.
Проворная, небольшого роста старушка напоминает нам мышку, корова - обидное за глаза сказанное слово о неуклюжей простоватой бабе, а об алчном, никого нещадящем скажут: «человек-волк».
Гуся вспомнят, когда нелестно отзываются о самовлюбленном, с напускной важностью, расчетливом человеке.
Свиристелками (от свиристели) в деревнях называют любящих ярко, вычурно одеваться, но пустых, не шибко умных смазливых девок.
Белочка, хомячок, зайчик, ёжик - ласковые добавленья к именам малышей.
Бык - это сила, упрямство, готовность с кем-нибудь пободаться.
А о том, кто славен голосом и умением хорошо петь, скажут: «Соловей!..»
Неумного, неспособного еще в обращении с окружающими называют телёнком нелизаным.
«Лев!» - говорят о сильном и смелом
А шакал - презрительная кличка
людей трусоватых и вороватых.
Крот - человек скрытный, угрюмый, себе на уме.
Индюком называют самовлюблённого, надутого недалёкого человека.
А ястреб - это разбойник, всегда готовый напасть, часто исподтишка.
Сорока - это болтунья, повсюду разносящая сплетни и новости, о которых кто-то предпочтет умолчать.
О женщине коварной, крайне недоброй скажут: «Змея...»
Петухом зовут драчуна и задиру, ласково - уточкой - называют невысокую, ладно скроенную женщину.
Беспутный «ходок по бабам» - это кобель...
Ну и так далее. У каждого народа свои прозвища - ласковые, презрительные, уважительные. Вспоминая при этом животных, всегда «попадают в цель».
И обликом некоторые люди напоминают нам разных животных.
Медведя, стоящего на задних ногах, издали легко принять за человека.
А толстяк и вблизи напомнит о бегемоте.
Пингвины до смешного похожи на располневших официантов в дорогом ресторане. Особенно хорошо эти сходства умеют «схватить», изображая животных, художники в рисованных фильмах. Но и простые наблюдения дают пищу воображению.
Физиономия льва часто напоминает лицо человека, а близкие по крови нам обезьяны и обликом, и повадками выглядят карикатурой на человека(см.науч.-поп.фильмы ниже👇).
А теперь рассмотрим картинку.
«Собаки играют в бильярд»
Все вы, наверняка, видели эту и ,подобные ей, великолепные картины начала ХХ века. В бильярдных, в покерных клубах, в катранах...
«Собаки играют в покер»
Помните их? Псы, играющие на бильярде, псы, смотрящие бейсбольные матчи, псы, танцующие на маскараде и т. д. Собаками их назвать язык не поворачивается, потому что это самые настоящие брутальные, лощеные, франтоватые личности.
А задумывался ли кто-нибудь о том, откуда взялись эти картины и кто их автор?
Итак, знакомьтесь -
Кассиус Марселлус Кулидж родился 12 ноября 1844 года в Антверпене, штат Нью-Йорк, в семье фермеров.Первоначально он работал иллюстратором в небольшой газете, но на протяжении многих лет он пробовал себя в разных поприщах – он был банкиром, торговцем, журналистом, изобретателем.
Одно из его рабочих мест находилось в рекламном агентстве. Именно там на ящичках для сигар, календарях, рекламных подарках появляются первые рисунки собак, которые позже принесут всемирную славу их автору.Кулидж делает ставку на нестандартное, изображает собак, выполняющих чисто человеческую деятельность. Рекламодатели и клиенты были очарованы этой идеей, и рисунки принесли огромный успех.
Вернемся к картине.Тут в облике каждой собаки уловим человеческие черты. Вот бьющий по шару бульдог. Он очень похож на знакомого нам премьер-министра одной европейской державы. Только этот бильярдист держит во рту папиросу, а тот очень любил сигары. Но уверенность, устремленность к победе, несокрушимость во всем роднит заводилу этой компании с известным лидером. А партнер его породой похож на лисицу. И всем известно, с какими чертами называют человека лисой.
А рядом с игроками - прилежные наблюдатели схватки, где на кону - явно деньги. Простоватый шалопай с кружкой пива, видимо, случайно сюда заглянул. Тонкости игры ему непонятны, но смотреть интересно. Джентльмен в котелке и с бабочкой, возможно, когда-то изрядно играл и сам, но, как говорят, вышел в тираж и теперь предается воспоминаниям, глядя на стол с шарами. Старушка в очках, возможно, его супруга и тоже кое-что интересное, видимо, вспоминает, глядя на игру мастеров.
Чем достиг исполнитель этой картинки сходства собак с человеком? Ну, во-первых, у всех одинаковые человеческие глаза, характерные позы для этой игровой ситуации, уловлены типы людей, ну и, конечно, важны кое-какие детали: курево, шляпа, очки, кружка с пивом. Всё вместе передает напряженную атмосферу популярной игры.
Будем помнить: это не фотография, а рисунок. Художник понимает: в повадках животных мы часто видим себя карикатурными. Лучше всего в реальной жизни наблюдается это у обезьян.
Несколько лет назад для телепрограммы «В мире животных» мы снимали сюжет на озерном острове вблизи Пскова с пятью обезьянами из института в Колтушах. Занятно было наблюдать, как развлекалась эта компания.
"В мире животных"
"Обезьяний остров" (1980)
В.Песков рассказывает об уникальных экспериментах по акклиматизации шимпанзе, которые проводят ученые на островах в Псковской области.
Обезьяны наперегонки забирались на сосны, догоняли друг друга на прибрежном песке, кидали в воду сосновые шишки и камни. Воды обезьяны боятся, но в лодку они охотно садились и пробовали грести. У одних это вполне получалось, другие гребли неумело. Дирижировал играми вожак Бой. Он отличился - выбрав момент, запустил в мою сумку лапу и вынул запасную камеру. Что, вы думаете, стал он с ней делать? Начал прикладывать её к лицу, как это делал и я. Отнять камеру мы не сумели - Бой забрался с нею на дерево и победно на нас поглядывал. Пришлось предложить обмен. Я протянул ему апельсин, и вожак сразу понял выгодность сделки - отдал мне камеру...
Вот ещё научно-популярный фильм об этом эксперименте -
"Обезьяний остров" (1974)
Впервые в мире советские учёные провели уникальный эксперимент. В условиях средней полосы России 5 человекообразных обезьян были выпущены на свободу. Кинонаблюдения за ними легли в основу этого фильма.
Текст читает Зиновий Гердт
И, конечно, музыкальное сопровождение!
«Карнавал животных и насекомых»
Чувство юмора и тонкая ирония в музыкальном воплощении - таким задуман цикл пьес, написанный участником Духового квинтета ГАБТа, флейтистом Николаем Поповым. В своём опусе он берет на вооружение идею Камиля Сен-Санса, создателя знаменитого «Карнавала животных». Каждая пьеса цикла – своего рода шарж, причем объектами карикатур стали сами участники квинтета и инструменты, на которых они играют:
Поющий слон — это Алексей РАЕВ и его валторна
Танцующий Пингвин – Сергей ПЕТРОВ и его кларнет
Мохнатый Шмель – Сергей ЛЫСЕНКО и его гобой
Влюбленный Гусь – Андрей РУДОМЕТКИН и его фагот
Черепаха – автопортрет с флейтой.