О, как же ты была сурова!
О, как была ты холодна!
Но, провожая, ждем мы снова
Тебя, прекрасная весна.
Какие б не были морозы,
Какой бы снег не падал в май,
Но первый лист зовет на грозы,
Такие ж первые - встречай.
О, эта сила обновленья,
О, тяга к жизни в каждом дне,
Невероятное стремленье,
Как возрождение, к весне!
И через ранние рассветы,
Под гомон прилетевших птиц,
Уже видна дорога в лето,
Дорога в счастье без границ. Наталия Тимофеева
Поэты воспевали красоту весны словами, художники пытались запечатлеть буйство ее красок с помощью кисти, а передать ее нежное звучание не раз пробовали музыканты.
♪ ♫♪♪ ♫♪♪ ♫♪
С.Прокофьев «Фея весны»
В балете Сергея Сергеевича Прокофьева «Золушка» на помощь Фее-бабушке (советский вариант феи-крестной) приходят на помощь феи всех времен года и помогают главной героине собраться на бал. Весна танцует первой из фей. Танец каждой феи длится чуть больше минуты. Однако эти яркие по музыке номера часто исполняются как самостоятельные пьесы. Особенно их любят пианисты.
Балет «Золушка» был создан Прокофьевым в тяжелые военные годы (1940 -1944), а премьера его состоялась в ноябре 1945 года.
♪ ♫♪♪ ♫♪♪ ♫♪
Э.Григ «К весне»
Часто эту миниатюру Эдварда Грига из созданной в 1886 году третьей тетради «Лирических пьес» (ор.43 №6) называют «Весной». Но более точный перевод именно «К весне».
У Грига есть еще пьеса на эту тему. «Последняя весна» (ор.34 №2) — авторская аранжировка «Весны» для струнного оркестра, которую композитор обозначил новым опусом и добавил выразительности названию.
♪ ♫♪♪ ♫♪♪ ♫♪
Ф.Мендельсон «Весенняя песня»
«Весенняя песня» — тридцатая из 48 фортепианных миниатюр Феликса Мендельсона, известных как «Песни без слов». Существует множество переложений этой пьесы для различных инструментов.
Мендельсон сочинял «Песни без слов» на протяжении всей жизни — с двадцати лет и почти до самой кончины. Всего он создал восемь тетрадей по шесть песен в каждой. «Весенняя песня» входит в Пятую тетрадь (ор.62), пьесы которой были композитором созданы в 1842 -1844 годах.
♪ ♫♪♪ ♫♪♪ ♫♪
И.Штраус «Весенние голоса»
Вальс «Весенние голоса» — одно из самых популярных произведений Иоганна Штрауса-сына. Написанный в 1882 году, он впервые прозвучал в 1883м на благотворительном концерте в театре «Ан дер Вин».
Этот вальс изначально задумывался с вокальной партией в исполнении высокого женского голоса — колоратурного сопрано, в сопровождении оркестра. И все же чаще это произведение звучит как просто инструментальное.
♪ ♫♪♪ ♫♪♪ ♫♪
П.Чайковский «Март», «Апрель», «Май»
Пьесы Петра Ильича Чайковского из его фортепианного цикла «Времена года», написанного в 1875 - 1876 годах. Согласитесь, очень трудно отдать предпочтение какой-либо из них:
«Март. Песнь жаворонка» - третья пьеса цикла. Эпиграфом к ней послужил отрывок из стихотворения А.Н.Майкова:
«Поле зыблется цветами,
В небе льются света волны,
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны».
К четвертой миниатюре цикла «Апрель. Подснежник» эпиграф также взят из Майкова:
«Голубенький, чистый подснежник – цветок,
А подле сквозистый последний снежок.
Последние слёзы о горе былом
И первые грёзы о счастье ином».
А эпиграфом к пятой пьесе «Май. Белые ночи» эпиграфом стал отрывок из стихотворения А.А.Фета:
«Выйдем на берег, там волны
Ноги нам будут лобзать,
Звёзды с таинственной грустью
Будут над нами сиять».
Самое известное переложение фортепианного цикла Чайковского принадлежит советскому дирижеру и композитору Александру Васильевичу Га́уку. Именно в версии Гаука звучат «Времена года» в исполнении Государственного академического симфонического оркестра СССР п/у Евгения Светланова.
Быстро летит время... вот и весну провожаем!
Благодарю Людмила, послушала, почитала - всё прекрасно и расставаться с Весной всегда немного грустно!
Музыкальная подборка замечательная!
Хорошего Вам, настроения! [252x300]