Песни о Великой отечественной войне с полным правом можно называть нашим культурным наследием. Это бесценные летописи повествующие о тех тяжёлых днях и тяжёлых условиях, в которых приходилось существовать нашим бойцам. Композиции, которые были созданы непосредственно в годы войны - это вообще реликвии. Я очень давно хотел написать этот материал, потому, что "В землянке", одна из самых легендарных композиций военных лет, практически наравне с "Тёмной ночью". Предлагаю немного углубиться в историю и вспомнить обстоятельства, при которых она была написана.
В 1941 году поэт и фронтовой корреспондент Алексей Сурков, уйдя на фронт добровольцем, был зачислен в штат газеты "Красноармейская правда. Суркову на тот момент был 41 год, он практически был ровесником века, за его плечами имелся достаточно большой опыт работы в профессии. Он к тому времени прошёл уже три войны, освещал русско-финскую войну, а также русско-белорусскую кампанию. Он прекрасно понимал, что в фронтовых условиях его деятельность будет необычайно востребованной. Редакция ставила задачу постоянно информировать читателей о ходе войны во всех подробностях, соответственно и работать приходилось на износ.
Осенью 1941 года гитлеровские войска подошли вплотную к Москве. При этом они не жалели ни сил ни ресурсов, вермахт рвался на восток. На подходах к столице, враг по сути, упёрся в "железную стену". Особую отвагу при обороне Москвы проявила 78-я стрелковая дивизия, которая в районе Истры дала отпор врагу, нанеся ему серьёзный урон и в живой силе и в технике. Тогда дивизия была переведена в состав 16-й армии, которой руководил Константин Рокоссовский. Помимо этого она стала называться гвардейской дивизией. Чтобы поддержать боевой дух солдат, решено было осветить их подвиг в прессе. Поступил приказ срочно вызвать на передовую всех журналистов, которые посетили штаб дивизии. Ну а на спецкоров "Красноармейской правды" была возложена особая миссия. Они должны были поздравить бойцов с присвоением звания, а также в деталях рассказать об их подвиге при обороне Москвы.
Именно тогда Сурков и получил первое боевое крещение, причём как в прямом, так и в переносном смысле, ведь для выполнения задания, военкоры вместе со штабными офицерами вынуждены были отправиться в деревню Кашино, где располагался командный пункт 22-го гвардейского стрелкового полка. Только по прибытии, они узнали, что попали в окружение. К деревне прорвались немецкие танки вместе с пехотой, просто отрезав наши батальоны от командного пункта. Немцы вели усиленный обстрел блиндажей, в которых укрывались наши спецкоры вместе с солдатами. Непрекращающийся огонь заставил наших командиров отдать приказ всем взяться за оружие и прорывать это окружение. Несколько офицеров смогли прорваться к домам, в которых засел противник и чтобы уменьшить огонь закидывали эти дома гранатами. Из окружения удалось выйти с большим трудом, для этого по тонкому льду нужно было в условиях обстрелов переходить на противоположный берег речки, к нашим позициям, которые находились в деревне Ульяшино.
Уставших и продрогших солдат и журналистов разместили в небольших землянках с маленькими тесными металлическими печурками, в которых бились огни. Шинель Суркова была вся посечена осколками. Всё что он сказал тогда: "Дальше штаба полка не сделал ни шага. А до смерти четыре шага". Чтобы снять напряжение, кто-то играл на гармони, кто-то пел песни, кто-то сразу уснул без сил. Сурков вспоминал, что в своём потрёпанном блокноте, пытался делать наброски будущей статьи, благо впечатлений уже хватало. Но вместо фронтовых заметок, получались почему-то стихи. Очень глубокие и мелодичные. При этом очень личные. Они описывали его нынешнее состояние и его тоску по любимой. Его негасимую любовь к той, ради которой он и проходит все эти испытания. Той самой музой была супруга поэта Софья Антоновна Кревс, находившаяся в эвакуации в Чистополе.
Об этой паре известно очень мало. Я не нашёл даже даты свадьбы. Знаю, что на момент начала войны у них было двое детей: сын Алёша (1928 г.р) и маленькая дочка Наталья, которая родилась в 1938 году. Но то, как Сурков относился к любимой можно понять по его стихам к ней. Писательница Наталья Соколова вспоминала, что Кревс была членом партии и практически не работала. Когда её вызвали в партком и спросили о партийных обязанностях, она говорила только о своём муже и детях.
Когда Сурков вернулся в Москву, он переписал стихотворение, озаглавив его "Тебе солнышко моё", и в солдатском треугольнике отправил любимой в Чистополь. Однако письмо с посвящёнными ей стихами, Софья Антоновна не сохранила. По словам дочери поэта Натальи Сурковой, конверт со стихами был уничтожен ещё в войну. Софья была человеком очень осторожным, мало ли что.
Вот что рассказывала Наталья Суркова: "Папа с мамой прожили вместе 60 лет, и были зациклены только друг на друге. Это была многолетняя семейная идиллия, Папе нужна была мама, которой он позволял абсолютно всё, У нас была домработница, простая русская женщина. На дом приходили косметичка и маникюрша к маме. Папа открывал им дверь и кричал вглубь квартиры "Сонечка, к тебе пришли из общества по борьбе с неумолимой матерью-природой".
Возможно, что эти стихи на измятом листке, так бы и остались лежать в семейном архиве Сурковых, если бы вскоре ему не позвонил композитор Константин Листов - автор легендарной "Тачанки". В Москве он был проездом, направлялся на новое место службы, а Сурков к этому времени уже работал в газете "Фронтовая правда". На вопрос композитора, нет ли у Суркова что-нибудь, что положить на музыку, Алексей замялся, но всё-таки сказал, что есть стихи к любимой, из которых вряд ли что-то получится. Тем не менее, Листов попросил показать их ему. Два друга встретились в редакции Фронтовой правды. Композитор долго смотрел на стихотворение и ушёл с помятым листком, так ничего и не сказав. На самом деле он был просто в восторге, от этих очень простых, но берущих за душу стихов. Он был поражён их эмоциональностью и искренностью. По его словам, нужные аккорды были подобраны мгновенно, музыка вполне соответствовала этим лирическим стихам.
Всего через три дня Листов вернулся в редакцию, попросил у военкоров гитару и самостоятельно исполнил эту песню. Все присутствующие слушали затаив дыхание, а потом попросили композитора не тянуть, и написать мелодию. Фотокор "Фронтовой правды" Михаил Савин, просто вымолил у Суркова, чтобы тот написал ему эти стихи на бумаге, потому что очень хотел спеть эту песню. Михаил Савин был первым, кто исполнил эту композицию. Но записать его было не на что, поэтому оно в данный момент уже не сохранилось ни в каком виде. Но тогда это было очень добрым знаком, говорящим о том, что песня станет популярной. Савин вместе с писателем Евгением Воробьёвым, в надежде на публикацию, отнесли стихи в редакцию "Комсомольской правды". Савин и Воробьёв часто присутствовали на военных творческих вечерах и получили возможность исполнять эту песню.
Композиция, вместе с нотным станом была напечатана в номере "Комсомольской правды" от 25 марта 1942 года. Именно эта дата является официальным Днём рождения песни "В землянке". Песня в короткий срок разошлась по всей стране. Её приняли душой, как на фронте так и в тылу. Её пели везде, солдаты шли под неё в бой. Её исполняли многочисленные военные коллективы, разъезжавшие по фронтам с концертами. С этой песней мы встретили победу. В мае 1945 года "Землянка" исполнялась у стен поверженного Рейхстага. Когда газету с этими стихами увидел Леонид Утёсов, он сказал, что только безнадёжно влюблённый и бескрайне тонко чувствующий человек может написать такие тёплые и искренние стихи. Разумеется, он взял песню в своей репертуар. Была вдохновлена композицией и Лидия Русланова. Она первой дала женскую версию песни. Сегодня это уже раритет. Предлагаю послушать.
Конечно, у песни нашлись и недоброжелатели. Советская цензура - это очень жестокая и беспощадная вещь. В чистой и светлой композиции нашли мрачно пессимистический настрой. Суркову предьявили претензии за строчку "А до смерти четыре шага", говорили, что это пропаганда смерти, а советские солдаты должны думать только о победе. Поэта пытались заставить переписать стихотворение, но Сурков категорически отсказался. Тогда песню просто запретили и уничтожили запись в исполнении Лидии Руслановой, не передавали по радио. Запретили петь на выступлениях. Но композиция уже была настолько популярной, что никакие запреты на неё не действовали. Она практически передавалась из уст в уста. Тогда по распоряжению блюстителей фронтовой нравственности в песню были внесены изменения без ведома автора. Естественно, это очень не понравилось ни Суркову, ни солдатам, ни командирам, ни всем тем, кто проходил эту войну. Поэтому недовольных было много.
Впервые на всю страну песня прозвучала в радиоэфире в исполнении певца и фронтовика Михаила Новожихина. В 1946 году Алексею Суркову была присуждена сталинская премия. В числе произведений, за которые поэта наградили столь высокой премией, разумеется, была и "Землянка".
К 100-летию Алексея Суркова в деревне Кашино на месте той легендарной землянки установили памятный знак, на котором высечен нотный стан со словами этой песни. Его установила группа ребят с истринского краеведческого музея. Они всё сделали сами. Собрали конструкцию, сварили каркас, нашли и вырезали ноты и установили памятник на том месте, где были сочинены эти легендарные стихи.
Сегодня у "Землянки" существует несколько тысяч трактовок, а также множество инструментальных версий. Её пели в абсолютно разных жанрах и стилях. В разное время её исполняли Клавдия Шульженко, Юрий Гуляев, Майя Кристалинская, Иосиф Кобзон, Муслим Магомаев, Владимир Трошин, Геннадий Белов, Алла Пугачёва, Владимир Нечаев, Дмитрий Хворостовский, Тамара Гвердцители, Олег Погудин, Владимир Пресняков, Максим Леонидов, Таисия Повалий, Павел Кашин, Дима Билан, Вячеслав Макаров, Сати Казанова, Александр Шоуа, Елена Ваенга, Джемма Халид, Ярослав Сумишевский, Анастасия Макеева, Екатерина Ковская, Рутгер Гарехт и многие другие. Перечислить всех просто нереально. Она звучит в нескольких советских фильмах. И это даже несмотря на то, что песня почти не исполняется на конкурсах. Она и сегодня очень популярна и актуальна. Она получила и международное признание, исполнялась многими зарубежными певцами. В этой статье послушаем всего несколько каверов.
Очень оригинальную версию представил в 2013 году на Поклонке Доминик Джокер. Я совсем не его поклонник, но тогда я был на концерте и мне очень понравилось. Предлагаю послушать.
В 2014 году я впервые услышал эту песню На поклонной горе в исполнении Глеба Матвейчука. Глеб тоже частенько исполняет "Землянку". Давайте вспомним.
Несколько лет назад свою версию песни записал Сергей Трофимов. Композиция не вошла ни в один из альбомов, но в праздничные дни Сергей часто поёт её на сборных концертах. Предлагаю послушать, как она звучала на юбилее победы в 2015 году.
В 2017 году Светлана Сурганова вместе со своим коллективом записала альбом военных песен. На 9 мая она частенько даёт полноценные концерты, состоящие из таких композиций. Разумеется исполняет она и "Землянку". Давайте послушаем версию концерта в краснопресненском парке 9 мая 2015 года.
Ну и загружу ещё одно исполнение. В 2015 году накануне дня победы на Поклонке был большой концерт. "Землянку" там пел Пётр Налич и явно взбодрил публику своим номером.
Сейчас можно определённо сказать, что "Землянка" была оценена по достоинству она была включена в такие представительские поэтические сборники как "Три века русской поэзии" 500 жемчужин всемирной поэзии и "Строфы века". Сейчас она является одной из лучших стихотворных летописей Великой Отечественной войны.