Фронтовые артистические отряды - это немного особые формирования. Люди которые в них служат, не выходят на поле боя с оружием, не совершают военных подвигов, не лезут в ратные дела. Но своим искусством, своим мастерством, своим настроением, своей непоколебимой верой в победу дарили настроение бойцам. Традиция фронтовых концертных бригад зародилась в годы Первой мировой войны — тогда это были отдельные инициативы театральных трупп. По-настоящему массовым движение стало в 1941 году спустя буквально несколько дней после начала войны и до самого ее конца актеры и музыканты отправлялись на фронт, чтобы выполнять свою работу уже немного в других условиях. В этом материале, мы конечно, вспомним только самых известных певцов. Всех увы, я назвать не смогу. Но это музыка, которая останется с нами на века, и это люди, которые большими буквами вписали своё имя в историю нашей страны.
Лидия Андреевна отправилась на фронт в самом начале войны, в июле 1941-го. Она вошла в самую первую артистическую бригаду, которая к тому времени ещё только формировалась. Сколько раз Русланова пела перед бойцами – не сосчитать. Но помогала артистка не только морально. На деньги, заработанные ещё до начала войны, Лидия Русланова самолично приобрела две батареи Катюш". Их отправили на Первый Белорусский фронт. Конечно, была с певицей и другая "Катюша". Без этой песни не обходилось ни одно выступление Руслановой, очень уж любили композицию солдаты и всегда просили спеть о том, как "расцветали яблони и груши". Лидия Андреевна сама вспоминала, что боялась она не войны и не бомбёжек. Ей было неловко выступать в броском наряде, в то время когда её слушатели были в кителях и гимнастёрках. Но ей придавала сил стойкость солдат, которые слушали её будто она выступает в "Колонном зале дома союзов". Офицеры и военачальники в шутку прозвали Русланову "гвардии певицей". 2 мая 1945 года Русланова выступала у стен поверженного Рейхстага, а после концерта расписалась на одной из его колонн. Русланова была награждена Орденом Красной Звезды.
Леонида Осиповича Утёсова во время войны прозвали настоящим патриотом, так как в самые тяжёлые для нашей страны годы был с нашими солдатами. Он с самого начала внушал всем оптимизм, неоднократно говорил, что мы всё равно победим, лишь только чуть чуть подождать. Мы знаем, что в 1929 году Леонид Утёсов создал джазовый оркестр, с которым выступал многие десятилетия. А в 1941 году он приехал на фронт вместе со своим оркестром. В первые дни Великой Отечественной войны коллектив Леонида Утёсова подготовил патриотическую программу «Гадам нет пощады».
Именно в решающие для Отечества годы Леонид Утёсов выступал регулярно на передовой линии фронта борьбы с нацистскими захватчиками и их союзниками. В Сталинграде и других городах - героях с импровизированной сцены Леонид Утёсов давал концерты бойцам и командирам РККА. Коллектив выступал на всех фронтах и на флотах и флотилиях. Заработанные деньги Леонид Осипович направлял в Фонд обороны. За счёт средств Утёсова были введены в строй два боевых самолёта. Певец постоянно выступал в госпиталях для тяжелораненых бойцов и командиров. Он посещал военные заводы, на которых стахановскими темпами изготавливалось оружие для войны. Он всегда интересовался как проходит работа, хватает ли сил, материалов, людских ресурсов. Утёсов в 1942 году был награждён званием Заслуженного артиста РСФСР, а в 1945 году получил медаль "За победу над Германией". А чуть позже он стал Заслуженным деятелем искусств РСФСР, он первым среди артистов эстрады получил звание народного артиста СССР в 1965 году. Утёсов - настоящий пример для подражания тем, кто хочет достойно нести своё творчество стране.
К началу войны Клавдия Ивановна Шульженко была уже достаточно знаменитой певицей. Уроженка Харькова мечтала о сцене с самого детства, а в 22 года дала свой первый в жизни концерт на сцене Мариинского театра в Ленинграде. Именно в Северной столице Шульженко познакомилась со своим будущим супругом, музыкантом Владимиром Коралли. Вместе они создали джазовый ансамбль, с которым и колесили по стране. В июне 1941 года у них был важный концерт в Ереване. Именно там их и застало известие о начале войны. Вместе с ансамблем, они и приехали на фронт. Приведу слова самой Клавдии Шульженко.
"Мы выступали на аэродромах, на железнодорожных платформах, в госпиталях, в цехах заводов, в сараях и палатках, на льду, припорошённом снегом, на Дороге жизни. Концерты часто прерывались вражескими атаками. Наш автобус был изрешечён пулями и осколками. К месту, где предстояло выступать, мы порой пробирались под обстрелом, перебежками. Двое музыкантов наших умерли от голода. Дело было в блокадном Ленинграде — что уж тут подробно рассказывать. Надо спасибо сказать. Не пристало жаловаться тем счастливчикам, кто всё-таки выжил".
Певица сотни раз выступала в госпиталях, отдавала заработанные деньги на лечение раненых. Даже когда пела под бомбёжками, всё равно старалась надевать красивое платье и каблуки. Однажды ей пришлось петь в кузове военного грузовика, и пока туда залезала, сломала каблук и получила травму. Солдаты помогли ей взобраться на передвижную сцену, если её можно так назвать. В это время начался налёт вражеской авиации. Клавдию Ивановну быстро сняли с грузовика, прижали к земле и накрыли шинелью. Когда бомбёжка закончилась, певица велела поставить её обратно в кузов, так как нужно было допеть концерт. Правда выступала она уже босиком. На фронте Шульженко была всеобщей любимицей. Солдаты писали ей письма, дарили цветы, собирали пластинки с её записями. О Шульженко мы чуть подробнее поговорим в статье про историю песни "Синий платочек". Но сейчас послушаем "Давай закурим".
По идее, конечно, Марк Бернес в данный список входить не должен. Потому что он не только не принадлежал ни к каким фронтовым бригадам, не выступал ни с какими коллективами, он по сути на войне и не был. Но рассказывая о песнях войны, не возможно не упомянуть имени этого человека. Удивительное дело, человек вообще не знал нот, не знал сольфеджио, у него не было какого-то мощного голоса, певческий диапазон был даже с жутким перетягом не больше октавы. Он разбил все стереотипы о том, что талантливый человек не может родится в бедной семье, без чемоданов денег, без знакомств и связей. Отец старьёвщик, мать домохозяйка, родители едва умели читать и писать. Бернес не был писанным красавцем, среднего роста, но тем не менее внешность у него довольно приятная и располагающая к себе. Советская актриса Елена Шатрова рассказывала, что когда впервые увидела Бернеса, то ей показалось, что он либо рабочий сцены, либо электрик. На актёра и певца он никак не смахивал.
Когда началась война, на фронт Бернеса не взяли, он продолжил работу в эвакуации. И в 1943 году сыграл свою главную роль в кино. Фильм "Два бойца" - светлая история о страшной войне. Дружба двух солдат, уральца Свинцова и одессита Дзюбы, жестокие бои, несчастная любовь, обычная окопная жизнь и смерть за левым плечом. Режиссёру нужно было добиться того, чтобы хотя бы ненадолго фильм рассеял мрак. И Бернес справился с задачей. Он исполнил песни, которые теперь знает любой россиянин. Отдельно, чуть позже я напишу про историю "Тёмной ночи".
Возможно кто-то из Вас знает, что в 20-е, 30-е годы имя Екатерины Юровской не сходило с концертных афиш Москвы. Концерты у неё были постоянными. Юровская - исполнительница старинных русских песен и советских романсов. На фронт она поехала с началом войны, постоянно пела на войне фронтовые песни о дружбе, солдатской верности, о скорой встрече с любимыми. В каждый такой концерт певица включала по просьбе слушателей романсы из довоенного репертуара, которые пользовались не меньшим успехом, чем военные песни. Неоднократно была и в госпиталях, пела перед тружениками тыла. Екатерине Юровской принадлежит самая первая женская трактовка песни "Синий платочек", с самым первым её вариантом текста. Тогда это была просто нежная, трогательная вальсовая песня о любви. Там ни слова не было о лихом сложном времени, и о пулемётчике, который безжалостно лупит врага. Давайте эту версию песни мы и послушаем.
Ещё за 15 лет до начала Великой Отечественной "русский соловей" и "чародей оперы", прозванный так за свой высокий тенор красивейшего тембра, был принят в труппу Большого театра. Однако вскоре началась война, и сцена Большого сменилась на импровизированные концертные площадки в воинских частях. В 1941 году фашисты стояли так близко к Москве, что за два с половиной часа можно было добраться до линии фронта. Вскоре Большой театр начали готовить к эвакуации в Куйбышев. Недолго думая, Иван Козловский вместе с балериной Ольгой Лепешинской отправили телеграмму Сталину: «Просим отпустить на фронт. Они получили разрешение.
В составе концертных бригад Иван Козловский неоднократно выезжал в действующую армию, давал многочисленные концерты в Фонд обороны страны, выступал в госпиталях. Артист пел романсы на крышах автомобилей, исполнял русские и украинские народные песни в землянках. Вместе с Козловским на фронт также выезжал знаменитый бас Большого театра Максим Михайлов, а аккомпанировал им один из скрипачей его оркестра – правда, не на скрипке, а на баяне. Специально для армии Козловский записал несколько радиоконцертов, снялся в знаменитом фильме «Концерт – фронту». Сохранились кадры кинохроники, когда выступление Козловского на войне посетил Маршал Жуков. 1943 году в только что освобождённый Харьков Георгий Константинович вызвал бригаду артистов. В бункере их, голодных, накормили борщом, а потом Иван Семенович Козловский исполнил только что появившуюся песню "Тёмная ночь". Многие люди впервые увидели как всегда суровый, невозмутимый Жуков пустил слезу, а после выступления Козловского расцеловал артиста.
Она считалась королевой цыганского романса. Белая цыганка войны. Изабелла Даниловна Юрьева прославилась тем, что дала 106 концертов в блокадном Ленинграде. Уже на второй день после начала войны певица выступала с концертом на вокзалах и мобилизационных пунктах.
Эта избалованная любовью женщина оказалась на удивление храбрым человеком. Она не боялась обстрелов. Не опасаясь потерять голос, пела в морозы. В блокадном Ленинграде пела даже без микрофона, на открытом воздухе или в неотапливаемых помещениях.
Участвовала в шефских концертах на Карельском и Калининском фронтах.
Особым успехом у солдат пользуются песни из раннего репертуара певицы: "Саша", "Когда падают листья" "В старом саду", "Белая ночь". Сама Юрьева вспоминала, что солдаты очень просили её выступать в красивом платье, а не в военной одежде. На войне устали от гимнастёрок. В то время, когда Юрьева хотела петь советские песни, её просили исполнять романсы. Все же помнили мирную жизнь. Вот кусочек мирной жизни надо было им дать почувствовать. Люди хотели романсы слушать. Так что ей на фронте всего пришлось спеть пару юмористических песен, которые она со временем забыла. Для неё важней был прежде всего благородный романс. Не разухабистый. Потому что сама певица по натуре лирик. сама по натуре лирик. Она любила именно такие романсы - благородные, красивые, неизбитые. Солдатам это и нравилось.
Любовь Орлова не была музыкантом, она была актрисой. Концерты давать не любила. Но в былые времена актеры должны были уметь делать все, что вообще можно сделать на сцене. И, конечно же, она пела и выступала с концертами по всей стране. Невозможно сосчитать, сколько концертов дала Любовь Петровна во время войны.
Она выступала перед красноармейскими частями Закавказского военного округа. Баку, Нахичевань, Гори, Поти, Тбилиси, Ереван, Ленинакан, Новороссийск, Орджоникидзе, Грозный, Краснодар, Сталинград... Выступала перед артиллеристами и моряками, пехотинцами и мотористами, танкистами и летчиками, на береговых батареях, боевых кораблях и военных аэродромах. Не только перед фронтовиками — в тылу: на промышленных предприятиях, в колхозах, совхозах, часто перед ранеными — в госпиталях. Разумеется, Орлову ненавидели фашисты – ходят слухи, что однажды ей передали букет роз с отравленными шипами, после чего у нее началось заражение крови. Сталин поднял на ноги не только советских, но и зарубежных врачей. Свою последнюю роль актриса сыграла в 70 лет, через 30 лет после окончания войны.