79-летняя годовщина Победы в Великой Отечественной войне, которую отмечает Россия в этом году, побуждает еще раз обратиться к животрепещущей теме войны в музыкальном искусстве. Этот интерес никогда не иссякал, да и в музыкальной эпопее о Великой Отечественной остались ещё«белые пятна».
К их числу относится Двадцать вторая симфония-баллада Николая Яковлевича Мясковского(1881–1950).
Художественная летопись Великой Отечественной войны началась буквально с её первых дней. В авангарде музыкального искусства встали сочинения, способные мгновенно консолидировать вокруг себя общество, поднимать боевой дух защитников Отечества. Написанная в первые месяцы войны, Двадцать Вторая ещё не знает масштабов бедствия и будучи артефактом из «первого эшелона», не разделяет плакатности и публицистичности, присущей музыке начального периода войны. Она стоит особняком среди других сочинений.
Пользуясь существенно различными средствами художественного обобщения Мясковский сумел воплотить в прекрасных музыкальных формах свои переживания суровых событий 1941 года. Из трех частей Симфонии-баллады только финал уделяет место непосредственной звуковой картине боя. Первые же две части безусловно и исключительно лиричны.
I - Lento - Allegro non troppo - 0:00
II - Andante con duolo - 19:35 III - Allegro energico, ma non troppo vivo - 29:21 С.-Петербургский ГАСО п/у А.Титова Первая часть выделяется единообразием: вся она представляет сплошной поток песенных мелодий, не контрастирующих между собою, а, скорее, дополняющих друг друга. Господствует искренняя печаль и органичная простота — без жгучей боли, без острых импульсов и резких контрастов, — иначе говоря, не актуальная передача бурной действительности, а полное глубокого чувства размышление о ней… Однообразие постоянных повторений искупается взволнованностью и непрерывностью мелодического тока…
Композитор назвал вторую часть «скорбным анданте». Процесс печального повествования, субъективно окрашенного, составлял содержание первой части. Ныне он сменяется глубоким, захватывающим чувством скорби, в котором растворяются личные ощущения, сливаясь с сознанием общего горя. Траурная песня, лежащая в основе «скорбного анданте» и сопровождаемая мотивами «вздохов», продиктована большими событиями всенародного значения…
По красоте основной темы и убедительности развития вторая, медленная часть симфонии представляется нам наиболее содержательной. Музыка несомненно вдохновлена грозными образами войны.
Переход от сумрачно-затаенного звучания в конце второй части к энергичному финалу совершается в классической форме краткого ускорения и усиления.
Финал Симфонии-баллады — «энергичное аллегро»— заключает в себе элементы батальной тематики. Изобразительный характер носят аккорды всего оркестра, сопровождаемые ударами тарелок и барабана и звучащие наподобие пушечных залпов. И все же можно утверждать, что основное содержание финала сводится не столько к моментам внешней выразительности, сколько к коротким волевым импульсам. Беспокойство остается доминирующим ощущением в этой гневной, будоражащей музыке. Однако оно разрешается в торжествующее чувство. В этой величественной трансформации грустно-повествовательной мелодии мы видим общую форму выражения идеи победы — форму, примененную Мясковским и ведущую свое происхождение от известных симфонических финалов русской музыкальной классики. По своему преобладающему содержанию Двадцать вторая симфония заслуживает наименование симфонии-песни.