Эрнест-Николай-Иоганн Эрнестович Лисснер (1874 - 1941) — русский художник, владелец частной художественной студии в Москве. Автор серии картин, посвящённых русско-польским войнам и Семилетней войне.

Родился в семье купца 2-й гильдии Эрнеста-Константина Антоновича Лисснера (1837 — после 1897). происходившего из обрусевших австрийских дворян. Отец владел, совместно с Ю. Романом, известной типографией на Арбате, в которой выполнялись престижные заказы; в ней были напечатаны несколько юбилейных заказов Румянцевского музея, переписка митрополита Филарета(Дроздова), печаталась «История русской церкви» Е.Е.Голубинского.
Э. Э. Лисснер в 1885—1888 годах учился в реальном училище 1-го разряда К.К.Мазинга, располагавшемся в доме № 3 по Ваганьковскому переулку. Затем уехал за границу.
В 1898 году он уже сотрудник-иллюстратор журнала "Нива". В 1900—1908 годах, продолжая рисовать для Нивы а также для журнала "Охота", учился в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств, где его любимым учителем стал И.Е.Репин. По окончании академии был удостоен звания художника за картину «Привет вам, богатыри труда!» («Плотовщики»). В годы учёбы в Академии Лисснер начал иллюстрировать книги: «Сказка о лисичке-сестричке и волке» (М., 1900), «Горе» (М., 1902) — сначала для издательства брата Г. Лисснера, затем — для издательств И.Д.Сытина и И.Н.Кушнерёва. В детских изданиях, оформлявшихся Лисснером, появлялись нарядные рамки вокруг рисунков, изящные буквицы и причудливые рукописные шрифты.





В 1909 году Эрнст Эрнестович уже стал участником XXXVII Выставки Товарищества передвижных художественных выставок. В последующие годы входил в различные объединения мастеров изобразительного искусства, например, в Общество художников "Свободное творчество" (1911—1918).





сказка "Горе"





Иллюстрации к русским сказкам

Иллюстрация к русской художественной литературе
После октябрьских событий 1917 года и Гражданской войны Э.Э. Лисснер не прекращал работать и активно участвовать в бурной общественно-художественной жизни первого десятилетия советской власти. В 1918 году принял участие во II государственной выставке картин, где демонстрировал пять живописных картин с видами Боровска и Парижа, а также весенние этюды. В 1927 году на 1-й выставке картин Общества художников имени И. Е. Репина выставил семнадцать живописных и графических работ. Лисснер продолжал оформление книг: В 1920-е годы он входил в объединение "Искусство трудящимся" (1925—1928), в группу художников "Крыло" (1926—1928), в Общество художников имени И.Е. Репина (1924—1929). Членом Союза художников СССР, однако, так и не стал, поскольку оставался верен исторической тематике в своих работах и не старался создавать "идеологически выдержанные" картины.

«Троице-Сергиева лавра. Сергий Радонежский, настоятель Троицкого монастыря, благословляет на битву князя Дмитрия Донского», (1907)
Одна из самых крупных его работ "Сергий Радонежский благославляет Дмитрия Донского накануне Куликовской битвы" долгое время была почти неизвестна широкой публике, а между тем она отвечает всем требованиям высокого искусства и является кульминацией творчества художника.
В 1937 году был расстрелян младший брат художника — Василий Эрнестович Лисснер, ответственный исполнитель по снабжению в Центральной опытной исследовательской лаборатории Наркомата здравоохранения, ранее служивший в германских самолетостроительных конторах «Юнкерс» и «Сименс»
В 1938 году на «выставке исторических картин» в Третьяковской галерее он представил пять картин: «Соляной бунт при Алексее Михайловиче», «Медный бунт при Алексее Михайловиче», «Чумной бунт при Екатерине II», «Изгнание поляков из Кремля Пожарским», «Пожар Москвы при Наполеоне».

«Изгнание польских интервентов из Московского Кремля в 1612 году»

«Медный бунт. 1662». (1938)

«Начало боя армии Болотникова с царскими войсками у Нижних Котлов под Москвой», 1939 год
"Бой у Никитских ворот в октябрьские дни 1917 года"

«Вступление Красной гвардии в Кремль в ноябре 1917 года»

1919 год
Эрнест Лисснер является также автором картин «Героическая оборона Веприка (1709 год)» и «Вступление Красной гвардии в Кремль в ноябре 1917 года».
Место погребения Эрнеста Лисснера неизвестно.

Эрнест-Николай-Иоганн Эрнестович Лисснер (1874 - 1941)
Сейчас его имя и его работы возвращаются в золотой фонд русской живописи.

Фотосъёмка: Фотоателье Курбатова Ивана Фроловича.
Дата фотосъёмки: Конец 19 или начало 20 века.