В день Великого Четверга вспоминается пасхальный ужин (по-славянски – «вечеря»), который Христос совершил со Своими учениками. Праздник Пасхи существовал ещё в ветхозаветные времена, и посвящен он был избавлению народа от египетского рабства. Понимая, что час Его близок, Христос решил совершить пасхальную трапезу на день раньше обычного. Христа в то время уже искали, поэтому ужин был тайным, на нем присутствовали только ближайшие ученики.

"Тайная Вечеря", нач. XIV века, фреска монастыря Ватопед, Афон
Перед ужином Господь, препоясавшись полотенцем, подобно слуге, взял кувшин с водой и умыл ноги ученикам. Он показал всем пример смирения: Учитель умывает ноги Своим ученикам. Среди апостолов был и Иуда, которому Христос, омывая ноги, давал шанс покаяться, но душа предателя уже настолько очерствела, что её не тронуло даже это. Иуда спокойно, будто ничего не произошло, подставил свои ноги, а апостол Петр, напротив, зная о своем недостоинстве, пытался отказаться от омовения: «Господи! Тебе ли умывать мои ноги?» Христос ответил Петру: «То, что Я делаю, ты уразумеешь позже». Но Петр, как самый ревностный и горячий из апостолов, продолжал возражать, пока Христос не сказал ему: «Если не умою тебя, не имеешь части со Мною». Тогда апостол Петр, больше всего желавший оставаться с Господом, по-детски искренне воскликнул: «Господи! Тогда омой не только ноги, но и руки и голову». Христос воспользовался репликой апостола, чтобы ещё раз дать возможность Иуде покаяться: «‟Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все”, ибо Он знал предателя Своего, потому и сказал: ‟не все вы чисты”» (Ин. 13, 10).

Потом, уже во время трапезы, Иисус еще раз скажет, что среди двенадцати есть один предатель, и каждый с недоумением и страхом будет спрашивать: «Не я ли это?» – так спросит и Иуда, делая вид, что не понимает, о чем речь.
Каждый год праздник Ветхозаветной Пасхи отмечался ритуальной трапезой, на которой обязательно были хлеб и вино. Старший за столом разламывал хлеб, вкушал сам и давал младшим, затем поднимал чашу, возблагодарив Бога, отпивал и передавал дальше всем участникам трапезы. И вот, Христос, проводя этот традиционный обряд, добавил к нему нечто новое. Взяв хлеб, Он преломил его и, раздавая ученикам, сказал: «Приимите, ешьте, это Тело Мое, за вас на смерть предаваемое». И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: «Пейте из нее все, ибо это Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 28). Так апостолы впервые стали участниками таинства Причащения, в котором под видом хлеба и вина христиане вкушают Тело и Кровь Христа. С тех пор это происходит на каждой литургии, не символически, а реально соединяя нас со Христом.

В Великий Четверг, то есть в день установления таинства Причащения, каждый христианин старается причаститься Тела и Крови Христовых. А вечером в этот день на службе читается двенадцать отрывков из Евангелия, повествующих о страданиях Христа и Его смерти на кресте. Но относятся они уже к следующему дню.
Евангелие от Матфея
Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. При сем и Иуда, предающий его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал.
И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте от нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего.
И, воспев, пошли на гору Елеонскую. Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада; по воскресении же Моем предварю вас в Галилее. Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь. Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. Говорит Ему Петр: хотя бы мне и надлежало умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики.

Потом приходит Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия: впрочем не как Я хочу, но как Ты.
Мф. 26, 21–42

В Чистый четверг стоит не только готовиться к причастию, но и молиться за дом, семью, исцеление, прощение грехов. Это особое время, когда небо «открыто» — душа тоньше чувствует Божие присутствие.

Егда́ сла́внии ученицы́/ на умове́нии ве́чери просвеща́хуся,/ тогда́ Иу́да злочести́вый/ сребролю́бием неду́говав омрача́шеся,/ и беззако́нным судия́м Тебе́, Пра́веднаго Судию́, предае́т./ Виждь, име́ний рачи́телю,/ сих ра́ди удавле́ние употреби́вша!/ Бежи́, несы́тыя души́,/ Учи́телю такова́я дерзну́вшия;// И́же о всех Благи́й, Го́споди, сла́ва Тебе́.
Хлеб прие́м в ру́це преда́тель,/ сокрове́нно ты́я простира́ет,/ и прие́млет це́ну Созда́вшаго Свои́ма рука́ма челове́ка,// и неиспра́влен пребы́сть Иу́да раб и льстец.

Главное песнопение Великого четверга
«Сын Божий! сделай меня ныне участником Твоей тайной вечери (удостой причаститься), потому что я не расскажу тайны врагам Твоим, не дам такого Тебе целования, как Иуда (не буду изменять Тебе худою жизнью), но, как разбойник, исповедаю Тебя: помяни меня, Господи, во Царствии Твоем»
Молитва о прощении грехов:
«Господи, Боже наш, всё, в чем я согрешил сегодня словом, делом и помышлением, как благой и Человеколюбец, прости мне. Мирный сон и безмятежный даруй мне. Ангела Твоего хранителя пошли, защищающего и сохраняющего меня от всякого зла. Ибо Ты —– хранитель душ и тел наших, и Тебе славу воссылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь».
Молитва о семье и доме:
«Господи Иисусе Христе, сохрани мой дом и всех живущих в нём. Укрепи в нас любовь, тишину, терпение и взаимопонимание. Да будет Твоя благодать с нами во все дни жизни. Аминь».
Молитва о здоровье (при умывании):
«Господи, подай мне крепость телу и духу. Исцели недуги видимые и сокровенные. Да буду я служить Тебе в здравии, на радость ближним и во спасение души. Аминь».
Молитва об избавлении от тревог и страха:
«Господи, даруй мне мир в душе и покой в мыслях. Помоги преодолеть страх, сомнения, уныние и неверие. Укрепи веру мою и упование на Тебя. Аминь».
Молитва при купании в Чистый четверг
«Как исповеди очищают, как вода грязь смывает, так и ты, четверг, чистым любой, Очисти меня, раба Божьего, от всякого зла, от обиды, от непослушания, от чужой хулы, от дурной молвы, от злых разговоров, от напрасных споров Во имя Отца и Сына и Святого духа. Аминь»
Также во время домашних молитв можно прочитать Псалом 50 («Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей…») — это покаянный псалом, особенно уместный в любой день Страстной седмицы.


[360x244]