Село Алексино известно с XIII века, тогда это была вотчина князя Федора Андреевича Стародубцева и входило в состав Стародубского княжества вместе с соседними селами Васильевское (сейчас Шапкино) и Лучкино. И было одним из самых важных и больших в княжестве.
А еще именно отсюда пошла тюремная феня. И именно здесь появились первые коммивояжеры в России.
Сюда ведет тупиковая дорога. Попасть в Алексино случайно просто невозможно, нужно точно знать зачем и куда ехать. Да и что бы найти нужную проселочную дорожку придется немного поплутать по полям. И уж никак не ожидаешь увидеть среди полей огромный храмовый комплекс, который появляется за крутым поворотом совершенно внезапно.
В Богородице рождественской церкви был похоронен князь Федор Иванович Благоверный в 1330 году - это ли не показатель статусности?
В настоящее время село Алексино относится к территории Савинского района Ивановской области. Впервые оно упоминается в начале XV столетия под названием Алексинский стан, расположенный в 30 км вниз по течению реки Клязьмы от села Рождественского (ныне г. Ковров Владимирской обл.).
Упоминание это связано с тем, что один из героев Куликовской битвы, князь Андрей Федорович Стародубский, поделил свои родовые владения между четырьмя сыновьями. Старшему, Федору, достался центр княжества – Стародуб, а в придачу к нему – Алексинский стан. Само поселение, конечно же, гораздо древнее своего первого письменного упоминания. Вероятнее всего, оно существовало уже в XIII в. В XV в. жители этих мест стали свидетелями и участниками трагических событий – княжеских междоусобиц, известных в истории как «Феодальная война второй четверти XV века».
Следующее «мирное» упоминание относится уже к середине XVII столетия. Связано оно с описанием действующей в селе церкви Святых Иоакима и Анны, которая тогда была деревянной. Таким образом, поселение к этому времени уже окончательно закрепило за собой официальный статус села. Более того, Алексино и округа прославились широким распространением ремесел и торговли. Особенно бурно в эти годы начал развиваться в селе отхожий промысел коробейников-офеней. Он принял в Алексине значительный масштаб, и уже к концу XVIII в. несколько местных крестьян-офеней разбогатели настолько, что сумели выкупиться из крепостной зависимости. Дунаевы, Синельниковы, Юсовы – основатели купеческих династий торговли вразнос.
До 1764 г. Алексино входило во владения Троице-Сергиевой лавры, в селе было три деревянных храма. В XIX в. Алексино, выгодно расположенное на перекрестке дорог из Иванова и Шуи в Ковров и Нижний Новгород через Холуй, насчитывало не менее 150 дворов. В селе уже были две каменные церкви: Рождества Богородицы (1806-1813 гг.) и Св. Иоакима и Анны (1808 г.). Работало народное училище (с 1842 г.). Дважды в год, на Петров день (12 июля) и на Масленицу, в Алексине проводились ярмарки. Купцы из Иванова, Шуи привозили продавать «красный» товар – мануфактуру; дуниловские скорняки – дубленые овчины, шубы, полушубки, меховые шапки; холуйские, мстерские и местные алексинские иконописцы поставляли в широком ассортименте недорогие иконы; павловские мастера с Оки славились изделиями из металла: крестиками, кольцами, серьгами, брошками; ландеховские мастерицы продавали вышитые изделия. Нередко приезжали в Алексино и московские предприниматели – печатники с лубочными картинками и книгами. Цены на ярмарке были сходными. В конце XIX века в Алексине на центральной площади было установлено не менее 50 торговых рядов и лавок. К этому времени село являлось волостным центром.
Известно село и тем, что в нем в середине XIX столетия прожил два месяца знаменитый языковед и писатель, составитель «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даль. Он приехал в Алексино для изучения необычного жаргона коробейников – «офенского языка».
В селе сохранился дом бывшего волостного управления, где останавливался Даль. Сохранились также обе алексинские каменные церкви, представляющие собой значительный образец сельского храмового строительства эпохи классицизма. Еще одним памятником архитектуры в селе является здание бывшего народного училища, выстроенное в начале ХХ века.
Правда, сейчас уже от тех церквей и захоронений не осталось и следа. Храмы перестраивали, они горели в пожарах, потом возводились заново. Именно так появились каменные храмы, которые сейчас величественно возвышаются в центре полузаброшенного села.
Алексино в 1974 году
На самом деле, храмов было три. Только от одного остался трудно различимый фундамент заросший травой. Это сейчас тут остался буквально десяток домов, большая часть из которых заброшены, а ведь в конце XIX века тут было больше 560 жителей. Были свои торговые ряды, богадельня, школа, почта и фельдшерский пункт. Сейчас от всего этого не осталось и следа.
Именно тут был центр старорусских "коммивояжеров" - офеней. Которые набирали товара и отправлялись в отдаленные села и деревни чтобы продавать его. Офени, они же коробейники, от слово короб. Они закупали товары на площади в центре села и расходились по окрестностям, в том числе и на повозках, на 200—300 верст. В основном торговали иконами и не всегда законно. Часто обманывали покупателей и именно от их языка пошла тюремная феня.
Село Алексино, Саввинский район Ивановской области
По данным на 2010 год в селе числится 10 человек. Сейчас некоторые дома выглядят жилыми, но скорее всего, это просто дачники, которые осенью уезжают. Вряд ли тут кто-то живет постоянно. Ведь до ближайшего магазина десяток километров, а до больницы и того больше.