История мировой музыкальной литературы знает немало композиторов, которые, занимаясь активной творческой деятельностью, не оставили после себя заметного следа. Но были и такие авторы, чьи произведения ушли в «небытие», а имена их стали известны потомкам лишь по нескольким или вовсе по одному произведению. И несомненно, восхищает своей зажигательностью великолепный «Чардаш» итальянца Витторио Монти. Этот поистине волшебный танец, изначально написанный для исполнения на скрипке или мандолине в сопровождении фортепиано, пользуется такой потрясающей популярностью, что переложения произведения сделаны для многих инструментов, включая тубу и контрабас.
История создания
О Витторио Монти мы знаем только то, что он родился в прекрасном итальянском городе Неаполе в 1868 году.
Обладая превосходными музыкальными способностями и хорошо владея скрипкой и мандолиной, он поступил в родном городе в знаменитую консерваторию «Сан-Пьетро-а-Майелла». В восемнадцать лет, завершив обучение по двум специальностям, как скрипач и композитор, Витторио активно занимался композиторской деятельностью и сочинял произведения в различных жанрах. Среди сочинений Монти особой популярностью в своё время пользовалась мимодрама «Рождество Пьеро». Создание знаменитого «Чардаша» тоже относится к данному творческому периоду композитора и датируется 1904 годом.
Несмотря на то, что Чардаш с удовольствием танцевали в Словакии, Словении и Хорватии его родиной считается Венгрия, а народная музыка этой страны, впитавшая в себя как цыганский, так и турецкий колорит, в мировой культуре заняла весьма достойное место. Отличающаяся темпераментом и самобытностью, она всегда привлекала внимание композиторов-классиков, которые, вдохновлённые венгерскими мотивами, довольно часто использовали их в своих произведения
Чардаш в исполнении Оркестра Поля Мориа
Чардаш в исполнении Скрипки с оркестром