• Авторизация


Екатерининский дворец. Царское Село. Часть1. 16-12-2012 17:02 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Экспозиция Екатерининского (до 1910 года — Большого Царскосельского) дворца-музея охватывает почти 300-летнюю историю выдающегося памятника и знакомит с творчеством архитекторов, которые участвовали в его строительстве и отделке в XVIII–XIX веках, а также с достижениями реставраторов, возродивших дворец после Великой Отечественной войны. Из 58 залов дворца, разрушенных в годы войны, воссоздано 32.

[700x525]

В 1717 году, когда на берегах Невы создавался Санкт-Петербург, в Царском Селе под руководством архитектора И.-Ф. Браунштейна началось строительство первого каменного царского дома, вошедшего в историю под названием «каменных палат» Екатерины I. В августе 1724 года, в знак завершения строительства, во дворце устроили празднество, во время которого «палили из 13 пушек трижды». На торжестве присутствовали царь и крупные государственные деятели. В то время дворец представлял собой типичное для русской архитектуры начала XVIII века небольшое двухэтажное сооружение.

[525x700]

В царствование императрицы Елизаветы Петровны, в конце 1742 — начале 1743 года, решено было расширить здание по проекту М. Г. Земцова (1688–1743), однако смерть зодчего помешала осуществлению замысла. После Земцова работы в Царском Селе вели А. В. Квасов (1720 — после 1770) и его помощник Дж. Трезини (1697–1768), но уже в мае 1745 года Трезини сменил известный архитектор С. И. Чевакинский (1713–1780), который осуществлял надзор за строительством в Царском Селе вплоть до начала 1750-х годов.

[700x525]

С конца 1748 по 1756 год строительство царскосельской резиденции возглавлял обер-архитектор императорского двора Ф.-Б. Растрелли (1700–1761). 10 мая 1752 года Елизавета Петровна подписала указ о капитальной перестройке старого здания, и уже 30 июля 1756 года Растрелли демонстрировал свое новое творение венценосной заказчице и иностранным послам.
Дворец, возведенный в стиле барокко, восхищал своими размерами, мощной пространственной динамикой и «живописностью» декора. Широкая лазоревая лента фасада с белоснежными колоннами и золоченым орнаментом выглядела празднично.

[700x525]

Дворцовые фасады Растрелли украсил фигурами атлантов, кариатид, львиными масками и другими лепными украшениями, выполненными по моделям скульптора И.-Ф. Дункера (1718–1795). Над северным корпусом возвышались пять золоченых глав Дворцовой церкви, над южным, где находилось парадное крыльцо, — купол с многоконечной звездой на шпиле. На позолоту наружных и внутренних украшений ушло около 100 килограммов червонного золота.

[700x525]

Столь же роскошно Растрелли украсил и апартаменты дворца. Созданная им Парадная анфилада, декорированная золоченой резьбой, получила название «золотой». Анфиладное расположение залов, не известное в России до середины XVIII века, Растрелли вводил и в других дворцах, но только в Царском Селе протяженность парадных комнат равнялась длине всего здания — от Парадной лестницы до Дворцовой церкви.

[525x700]

Парадная лестница занимает всю высоту и ширину дворца и освещается с востока и запада окнами, расположенными в три яруса. Белые мраморные ступени поднимаются с двух сторон к средней площадке, с которой четыре марша ведут на второй этаж, к парадным залам. На стенах интерьера, украшенных лепным орнаментом, размещены декоративные вазы и блюда китайского и японского фарфора XVIII–XIX веков — в память о располагавшемся здесь в середине XVIII века Китайском зале.

[700x525]

В годы Великой Отечественной войны пожар уничтожил декоративное убранство Парадной лестницы. Частично сохранилась лишь коллекция фарфора, вывезенная в эвакуацию, а также фрагменты мраморных ваз и балюстрад, найденные среди руин. Лепной декор стен и обрамляющие дверные проемы кариатиды были восстановлены реставраторами по обнаруженным деталям и довоенным изображениям. Ныне на площадках лестницы установлены реставрированные мраморные скульптуры «Спящий амур» и «Просыпающийся амур», исполненные В. П. Бродзским в 1860 году.

[700x525]

В XIX веке потолок Парадной лестницы украшали живописный плафон Ж.-М. Вьена «Триумф Венеры» и две картины Г. Рени — «Похищение Европы» и «Галатея», погибшие в годы войны вместе с рухнувшими перекрытиями. Для воссоздания отделки лестницы были подобраны полотна, соответствующие довоенным композициям по стилю и размерам. Центральная картина «Суд Париса», написанная итальянским живописцем К. Маратти, и картина «Юпитер и Каллисто» кисти П. Либери были получены из коллекции Государственного Эрмитажа. Композицию «Эней и Венера» неизвестного итальянского художника XVIII века, расположенную с западной стороны, подарил дворцу-музею житель Ленинграда А. Тихомиров.

[700x525]

Большой зал, или Светлая галерея, как его называли в XVIII веке, — самое большое парадное помещение дворца, созданное по проекту архитектора Ф.-Б. Растрелли в 1752–1756 годах. Этот нарядный зал площадью более 800 квадратных метров предназначался для проведения официальных приемов и торжеств, парадных обедов, балов и маскарадов.

[700x525]

Окна Большого зала, занимающего всю ширину дворца, выходят на обе его стороны. Летом интерьер пронизан солнечным светом, играющим на позолоте в течение всего дня, вечером Светлую галерею освещают 696 свечей, обрамляющих зеркала. Элементы пышного барочного декора создают иллюзию безграничного пространства: чередование больших окон с зеркалами зрительно расширяет границы зала, а плафон, окруженный живописной колоннадой, раскрывает пространство в высоту.

[700x525]

Первоначальный живописный плафон был написан в 1752–1754 годах по эскизу Д. Валериани (1708–1762), известного венецианского художника-декоратора, приехавшего в Россию по приглашению Ф.-Б. Растрелли. Его помощником выступил А. Перезинотти (1708–1778), а также русские художники А. И. и Е. И. Бельские, И. И. и П. И. Фирсовы, С. Иванов, Н. Афанасьев, Б. Суходольский, Г. Козлов, И. Васильев и М. Сергеев. Плафон состоял из трех самостоятельных композиций, изображающих «Аллегорию России», «Аллегорию Мира» и «Аллегорию Победы». В 1790-х годах из-за деформации перекрытия плафон Валериани сняли и перенесли в дворцовые кладовые, а в 1856–1858 годах художники Ф. Вундерлих и Э. Франчуоли создали новую композицию «Аллегорическое изображение Науки, Искусства и Трудолюбия», прославляющую достижения современной им России. Этот плафон погиб в огне пожара во время войны.

[700x525]

В 1953–1954 годах при реставрации Михайловского замка в Санкт-Петербурге были обнаружены боковые части плафона Валериани — «Аллегория Мира» и «Аллегория Победы», считавшиеся утраченными. Благодаря этой находке было решено воссоздать плафон в первоначальном виде, вернув в Екатерининский дворец две сохранившиеся живописные композиции. Возрождению центральной части плафона послужили сохранившиеся наброски и описание композиции с расшифровкой всех аллегорий, сделанные Валериани, а также рисунок, выполненный А. И. Штакеншнейдером в 1857 году, когда по эскизам придворного зодчего создавалось новое оформление потолков в нескольких залах парадной анфилады.

[700x525]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (24):
vovhik22 16-12-2012-17:20 удалить
Доброго вечера Анна!
Великолепный, шикарный пост! Молодец!
[578x578]
babylia 16-12-2012-17:52 удалить
Как все величественно и шикарно. А какие изразцы на печах. Загляденье. Наша гордость. Спасибо Анечка!
как там хорошо и красиво спасибо Анечка
_Sofia-9_ 16-12-2012-20:10 удалить
Добрый вечер ! Спасибо за экскурсию ! Была там совсем недавно ,всё очень понравилось ,, жаль только что Янтарную комнату нельзя было фотографировать!
JENAVI 17-12-2012-05:46 удалить
Какая там красота!!! И пост очень красивый!!! Приезжая в Питер я живу не далеко от дворца ( 10 мин. ходьбы).
Tiffany1 17-12-2012-14:21 удалить
Ответ на комментарий vfulan # Спасибо!!!
Tiffany1 17-12-2012-14:22 удалить
Ответ на комментарий vovhik22 # Привет, Володь, спасибо! Очень приятно, что пост нравится.
Tiffany1 17-12-2012-14:22 удалить
Ответ на комментарий Leykoteya # Спасибо, Майя!
Tiffany1 17-12-2012-14:24 удалить
Ответ на комментарий babylia # Спасибо, Танюша, я тоже была просто ослеплена красотой и роскошью дворца и парка.
Tiffany1 17-12-2012-14:28 удалить
Ответ на комментарий Мечтающая_Ирина # Пожалуйста, Ирочка, эта поездка однозначно запомнится на всю жизнь. Красивейший дворец, который благодаря реставраторам, надеюсь, будет поражать своим великолепием ещё не одно поколение.
Tiffany1 17-12-2012-14:28 удалить
Ответ на комментарий Дедушка1 # Уж это точно ))))))
Tiffany1 17-12-2012-14:30 удалить
Ответ на комментарий _Sofia-9_ # Доброго денёчка! Сейчас выкладываю вторую часть поста, в ней есть несколько фотографий янтарной комнаты, но мне позволили их сделать "из-за угла", в самой комнате даже без вспышки фотографировать строго запретили экскурсоводы, это правда.
Tiffany1 17-12-2012-14:31 удалить
Ответ на комментарий Наталия_Гладовская # Хорошее желание, но вряд ли осуществимое )))
Tiffany1 17-12-2012-14:32 удалить
Ответ на комментарий JENAVI # Вот это везенье, ведь можно гулять по парку сколько угодно и любоваться на всю эту красоту!
Ответ на комментарий Tiffany1 # радует что он всё такой же красивый как и был.Зеркальный зал был закрыт на реставрацию и я его не видела тогда.
JENAVI 17-12-2012-17:24 удалить
Ответ на комментарий Tiffany1 # Да Вы что????? Какое гуляние по парку??? Приезжаем на 2 недели, хочется увидеть ВСЕ... В Екатерининском парке гуляем только раз, остальное время - Питер!!!!
Tiffany1 18-12-2012-17:59 удалить
Ответ на комментарий Мечтающая_Ирина # Меня больше всего восхитила янтарная комната и её история.
Ответ на комментарий Tiffany1 # да и я часто про это думаю...она чудо...
TimOlya 23-12-2012-20:24 удалить
Добрый вечер , от всей души благодарю за великолепный пост !
Tiffany1 25-12-2012-22:36 удалить
Ответ на комментарий TimOlya # [480x484]


Комментарии (24): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Екатерининский дворец. Царское Село. Часть1. | Tiffany1 - Дневник Tiffany1 | Лента друзей Tiffany1 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»