
«Rhapsody in Blue» (Рапсодия в стиле Блюз, Рапсодия в блюзовых тонах, Голубая рапсодия, Рапсодия в голубых тонах) — одно из самых известных произведений Джорджа Гершвина.
Рапсодия была впервые исполнена автором 12 февраля 1924 в Нью-Йорке в сопровождении оркестра Пола Уайтмана.
Первоначально произведение должно было называться «Американская рапсодия», известное нам название было подсказано братом композитора Айрой Гершвиным, после посещения им художественной выставки Джеймса Макнейла Уистлера.
Ноктюрн в синем и золотом
Наивная мечта "вырастить" джаз до симфонических масштабов владела не только Гершвином. К тому же стремился и Поль Уайтман - названный в Америке "королем джаза". В самый разгар начальной фазы "саксофонной лихорадки", то есть в начале 20-х годов XX века, Уайтман, скрипач по специальности, пришел к мысли, подсказанной типичной для американской действительности гигантоманией: создать огромный, поражающий количеством участников оркестр - гибрид под точным наименованием "симфоджаз".
Уайтмену повезло. Он встретил талантливого аранжировщика Ф. Грофэ, практически осуществлявшего замыслы своего "симфобосса".
В случайной беседе Уайтман предложил Гершвину написать что-нибудь для его оркестра. Гершвин пообещал и тут же забыл об этом. Только из отдела информации газеты "Нью-Йорк Геральд Трибюн" он узнал, что "Джордж Гершвин пишет Концерт для оркестра Поля Уайтмана". Было над чем задуматься - до обозначенной даты концерта остался месяц.
Началась творческая лихорадка. Первой родилась тема, занимающая в Голубой рапсодии центральное место. Из глубин фантазии композитора она вывела целый хоровод и других тем, вместе образующих кружевное сплетение мелодических рисунков Рапсодии.
Время не позволяло Гершвину заняться партитурой. По его наброскам-указаниям это сделал Ф. Грофэ. Вечер премьеры, 12 февраля 1924 года, стал самой знаменательной датой биографии Гершвина. Он играл партию солирующего рояля - Голубая рапсодия по жанру своему приближается к фортепианному концерту.
Прием Рапсодии был буквально беспримерен. И солист, и оркестр, и Уайтмен вызвали бесконечные овации. Но это не был просто большой успех одного вечера. Наиболее прозорливые и тонкие ценители понимали, что Голубая рапсодия синтезирует в себе самые характерные черты музыки целой эпохи.
Негритянские спиричуэлс и блюзы Нового Орлеана, напевы индейских племен далекой Аляски, неумолимый ритм джаза, а рядом полнейшая ритмическая свобода - все это синтезировалось в ошеломляющие звуковые потоки Голубой рапсодии. "Rhapsody in Blue" переводят и как Рапсодия в голубом, и Голубая рапсодия, и Рапсодия в стиле блюз. Последнее наименование имеет то преимущество, что в музыке Рапсодии неоднократно проходят темы, действительно напоминающие блюзы.
Триумфальное шествие Рапсодии в стиле блюз охватывает Европу и затем все страны мира.
Именно это произведение принесло Гершвину известность. Оно вошло в золотой фонд музыкальной классики и джаза, и, в различных интерпретациях, исполняется музыкантами самых различных направлений музыки.
Rhapsody in Blue
(финал)
[700x550]
[450x338]
[600x343]
[499x699]
[400x360]