https://dzen.ru/a/ZjyYLJ50uRIj_YL4
В этом году – столетие тех, кто родился в 1924 году. Столетие поколения, которое почти в полном составе не вернулось с войны. Вернулись от силы три процента.
Через два поколения выйдут на свет
Люди, которых сегодня нет…
Им будет робость моя чужда
Они рискованней будут и злей…
Зависть, ненависть и вражда
Взойдут над просторами их полей.
Булат Окуджава
Среди вернувшихся по Божьей милости были и поэты. Но в 1945-м они так высоко о себе не думали. Они знали лишь то, что их ровесники погибли, а они почему-то вернулись. А раз вернулись, надо жить.
Это потом появится прекрасная песня о том, что надо жить за себя и за того парня. Фронтовики понимали, что это слишком красиво сказано. Со своей бы жизнью управиться. А прожить жизнь за мальчика, убитого в 19 лет?.. Нет, это всё слова, которыми люди заслоняются от материнского горя. Громкие слова.
А у поэтов, родившихся в 1924-м и вернувшихся с войны, были негромкие голоса. Всегда говорили вполголоса Булат Окуджава, Николай Панченко, Николай Старшинов и их менее известные одногодки: Овидий Любовиков, Евдоким Русаков, Владимир Туркин, Константин Левин… Они будто стеснялись, что выжили, и с недоумением глядели на юбилейные медали, которые им полагались к очередной дате – зачем они?..
В грохоте салютов им слышались разрывы снарядов и стоны раненых…
До конца жизни они пронесли убеждение в том, что среди их погибших ровесников лежат в братских могилах и Пушкины, и Лермонтовы, а они, уцелевшие, – лишь отблески той плеяды.
Как библейские звезды исхода,
Надо мною прибита всегда
Сорок первого вечного года
Несгорающая звезда…
Не затем я тебя не забуду,
Что однажды вдохнул я твой дым,
Что уже молодым я не буду,
А с тобою я был молодым.
Не затем. Но все глуше, ревнивей,
Все бездомнее буду скорбеть
Об упавших на черной равнине,
О принявших военную смерть.
Это стихи Константина Левина (автор знаменитого "Нас хоронила артиллерия"). Как он угадал это слово – бездомная. Бездомная скорбь. С уходом фронтовиков этой скорби совсем не остается пристанища. Сердца живых заняты новыми скорбями. Где тут еще старым поместиться?..
Есть что-то нелепое и странное в столетних датах тех, кто навсегда остались мальчиками и девочками. Давно нет никого, кто бы их помнил. Некому рассказать, как они смеялись, как плакали, как переживали первую двойку и первую любовь…
Имена гениев и просто талантов, родившихся в середине 1920-х и отнятых той войной, мы никогда не узнаем – ребята, ушедшие на фронт в 17-18 лет, только пробовали себя в поэзии, а свои стихи смущенно прятали в юношеских дневниках. Впрочем, несколько имен чудом до нас дошли. Вот они, ребята, родившиеся в 1924-м и, возможно, ставшие бы поэтами:
Юрий Дивильковский (11.03.1924 – 5.03.1944), выпускник московской школы № 110;
Мурат Елекоев (18.11.1924 – 7.11.1943), уроженец Северной Осетии;
Александр Нахимов (13.10.1924 – 30.07.1944), выпускник сельской семилетки из Вологодской области;
Оксана Ромодановская (1924 — 05.10.1943), выпускница московской школы № 70;
одессит Леонид Розенберг (6.05.1924 – 01.08.1944);
Надежда Лисанова (1924 — 24.02.1942), выпускница ялтинской средней школы № 7.
На днях ялтинский журналист Сергей Сардыко рассказал мне, что в Массандре, в овраге над шоссе Симферополь – Ялта, где 24 февраля 1942 года фашисты расстреляли Надежду Лисанову, а потом и других подпольщиков и просто мирных жителей, – на этом самом месте кипит стройка, возводятся один особняк за другим. На сегодняшний день уцелели лишь два надгробия. На одном имя Марии Гончарук, на другом – Ивана и Анны Паэгле…
Если нам еще ведомо чувство стыда, то пусть оно застанет нас в тот миг, когда мы видим прочерк между датами 1924—…
Прогулочный теплоход, носивший имя Нади Лисановой, был распилен на металлолом
ПЕРЕКЛИЧКА
Стихи поэтов, родившихся в 1924 году
Если б мир, пылающий пожарами,
Залитый морями крови,
Вдруг узнал,
Что бы сделали для жизни молодые,
Погибающие на полях сражений,
Он бы содрогнулся, увидав,
Что убил грядущее свое.
Юрий Дивильковский1941
* * *
Мне вспомнилась школа родная,
Мне вспомнился русский народ,
Прибрежная Ялта родная
И огненный солнца восход.
Умру я свободно и честно
И голову тихо
Карен Вернон - современная художница из США. С детства она рисовала акварелью, маслом, пастелью, акрилом. Однако самой любимой техникой, в которой Карен достигла признания, является акварель. Эта художница известна умением феноменально отражать игру света и цвета в своих нежных акварелях. Основная тема её творчества - изображение цветов во всем их многообразии. Её картины представлены в музеях и галереях по всем Соединенным Штатам и в Европе, а также находятся в частных коллекциях королевской семьи в Саудовской Аравии, Delta Airlines, Chateu de Vuilliens, Национального штаба PGA, Moody Gardens Resort Hotel, корпорации Walt Disney, Amoco Corporation. В течение последних 10 лет она преподает, обучая начинающих художников искусству акварели. Она была избрана в Бирмингемское Акварельное Общество (Бирмингем, Великобритания), и имеет подписное членство в Техасском акварельном обществе и Акварельном художественном обществе (Хьюстон).
Ваши вкусовые рецепторы будут осчастливлены сегодняшним открытием в кулинарии - невероятным рецептом картофельного блюда с курицей. Этот уникальный секрет, извлеченный из тайн ресторанной кухни, теперь готов великолепно вписаться в ваше домашнее меню, причем для его приготовления подойдут самые обычные продукты. Блюдо обещает стать истинным хитом вашего стола.