• Авторизация


Смешон ли Гоголь? 07-07-2010 11:52 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

 

                                 КТО  ТУПЕЕ?  
        
Мастеров смеха в русской литературе немало. И Гоголь для меня -  один из кумиров. Тончайшей пробы юмор!
Все эти [показать]его потешные катавасии с героями, роскошные сравнения, ставшие афоризмами фразы и фразочки, доведённые до полнейшего абсурда  комические ситуации, сцены и сценки.И бесконечные вереницы очень смешных, нелепых людей - с их благоглупостями, уморительными обликами, несуразными фамилиями, словечками, манерами, говорящими сюртуками, фраками, такими шароварами, что "если бы раздуть их, то можно бы было поместить весь двор с амбарами и строением".
«Ревизор», «Женитьба», Иван Иванович и Иван Никифорович...
 Или – Агафья Федосеевна, что откусила ухо у заседателя.
 Или тот миргородец, что внимает красноречию Ивана Ивановича «с таким ощущением, которое можно сравнить только с тем, когда у вас ищут в голове или потихоньку проводят пальцем по вашей пятке».
Читатель вправее возмутиться – ну к чему все эти прописные истины. Гоголь есть Гоголь. И разве не факт, что над его вещами вот уже сто пятьдесят лет хохочет и читатель, и зритель - даже с самым скромным чувством юмора?
К чему  это «адвокатство»? Разве Гоголь в нём нуждается?
 Оказывается, нуждается.
Вам, конечно, знаком вездесущий в теле-радио эфире Михаил Веллер – с его манерой чеканно, несколько "электронным" голосом скандировать всякие умности на любые темы. Филолог, политолог, философ, культуролог, историк и пр., пр...
Но прежде всего, Михаил Веллер, - талантливый писатель. И юмор в его многотомном творчестве занимает почётное место. Очень тонкий юморист!
И вот в одной из своих последних книг под названием «Перпендикуляр» Веллер занялся увлекательным делом – щёлканьем по носу писателей - классиков: чтобы не очень  зазнавались. И ещё – чтобы мы, читатели, не шибко-то „визжали и подпрыгивали”, создавая себе из них кумиров. Многим кумирам досталось – не за то, так за другое. И Пушкину, и Лермонтову, и Гоголю, с его «тупым юмором»...
Веллер признаётся: ... „Если Гоголь смешон, значит, у меня с юмором плохо. Никогда не мог я заставить себя улыбнуться над Гоголем. Напротив, всегда это казалось мне достаточно тяжеловесным, и каким-то даже не очень высокопробным. Этот юмор представляется мне, простите меня великодушно, тупым. Возможно, тупой я сам, даже верятнее тупой я сам, но по-моему этот юмор всё-таки тупой.”
Не без кокетства сказано...
Так кто же тупее?
Вопрос, по-моему, хороший, и я думаю, - мои читатели захотят его обсудить.
 
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (56): вперёд»
Веллера не знаю, и не слышала. Критиканство вообще поветрие в наше время. Кстати, народ действительно стал тянуться к творчеству, в том числе и литературному, вот и появляются самоутверждающиеся типы. Гоголя люблю.
Я в свое время увлекалась Михаилом Веллером. Его "Легенды Невского проспекта" и "Байки Скорой помощи" даже в ординаторской вслух иногда читали во время застолий.Читала "Белый Ослик " и "Кассандру", слушала его передачи. Он эгоистичен и его смех -унижает. Смеется он затем, чтобы показать, насколько сам выше и умнее слушателей и читателей. И философская проза -такая же. А вот Гоголь. Нудный, мрачный,страшный. Но..."Ревизора" терпеть не могла, а посмотрела фильм Гайдая "Человек из Петербурга", ухохоталась. Он у меня есть на кассете и на диске. Как сказать - он своих героев не осуждает, жалеет. Кстати говоря, такой же юмор у Ильфа и Петрова - у них ведь Бендер очень добрый. Можно смеяться, понимая, а можно - колоть острой иглой, выставляя напоказ свою добродетель. Это, по-моему, где-то у Диккенса. "Кассандру" я оставила на первой трети. Слишком амбициозно. Не могу читать "Тараса Бульбу", на мой взгляд, книга заказная. Но "Вечера..." и "Ревизор" в киноисполнении очень нравятся. Поставили у нас "Женитьбу" в этом году, но ... Вообще говоря, над кем смеетесь? над собой смеетесь! А так оно и есть. Люди-то почти не меняются.
Ядька 07-07-2010-12:33 удалить
у меня был гуманитарный лицей и университет. Оч много всего читали из классики. На мой взгляд, чувство юмора у автора есть, если оно совпадает с моим пониманием смешного. Гоголь мне смешным не казался.
А_Гусев 07-07-2010-12:43 удалить
Ответ на комментарий Ядька # Спасибо! Я уважаю ваше понимание смешного. Но здесь скорее не понимание, а чувство, чувство юмора. Оно действительно не у всех одинаково.
А_Гусев 07-07-2010-12:47 удалить
Исходное сообщение Людмила_Есипова Веллера не знаю, и не слышала. Критиканство вообще поветрие в наше время. Кстати, народ действительно стал тянуться к творчеству, в том числе и литературному, вот и появляются самоутверждающиеся типы. Гоголя люблю.
Веллер очень известный в современной культуре человек! И занимаетя он в данном случае не критиканством, а изложением своих собственных эстетческих взглядов. Имеет право... Спасибо Вам!
А_Гусев 07-07-2010-12:53 удалить
[QUOTE][b]Исходное сообщение Александра-_К Во многом с вами согласен относительно Веллера. А вот Гоголь... конечно же, у каждого из нас своё чувство юмора, своё восприятие смешного - это от Бога, и не стоит кого-то "воспитывать и перевоспитывать" Спасибо Вам за компетентный и откровенный отзыв! отзыв!
Nadin-Z 07-07-2010-12:55 удалить
Веллеру до Гоголя - как до Луны пешком. "Ревизор" Гоголя - это картинка из сегодняшней жизни. Классика не стареет. Лично мне очень нравится его «Майская ночь».
А_Гусев 07-07-2010-13:00 удалить
Исходное сообщение Krasulja Веллеру до Гоголя - как до Луны пешком. "Ревизор" Гоголя - это картинка из сегодняшней жизни. Классика не стареет. Лично мне очень нравится его «Майская ночь».
Спасибо! Но речь о другом - вот Вам лично Гоголь смешон? Приходилось ли вам смеяться, читая его вещи?
ekaterin_ka 07-07-2010-13:00 удалить
А мне Гоголь не понравился. Единственное, что в школе я так до конца не прочитала, так это "Мертвые души". Больше всего меня покоробило про тараканов величиной с чернослив, сравнение показалось примитивным и грубым (хотя ведь до сих пор вспоминается!), будто это мужик пьяный во время застолья рассказывает, а не великий классик. Мне его юмор показался напротив совсем не тонким, а грубоватым. И было какое-то чувство досады на то, что Гоголя признают крупным писателем, а он в это время свое звание не оправдывает и "вон какую чушь пишет". Больше я Гоголя не перечитывала. Может быть теперь бы мнение о нем изменилось, как постепенно изменяется мнение о Чехове. Дома мне просто попался сборник не самых лучших его рассказов.
Исходное сообщение А_Гусев Исходное сообщение Людмила_Есипова Веллера не знаю, и не слышала. Критиканство вообще поветрие в наше время. Кстати, народ действительно стал тянуться к творчеству, в том числе и литературному, вот и появляются самоутверждающиеся типы. Гоголя люблю. Веллер очень известный в современной культуре человек! И занимаетя он в данном случае не критиканством, а изложением своих собственных эстетческих взглядов. Имеет право... Спасибо Вам! Я его лично критиканом не называла, хотя бы потому. что не знаю. Скорее о тенденции всё разоблачать и ниспровергать писала. Спасибо за ответ.
Ответ на комментарий Людмила_Есипова # СЛЕЗЫ -они могут быть от горя и от радости. Так вот- Гоголь,высмеивавший действительность, вызывал сострадание над горем, постигшим ни в чем не повинных людей.... А смех , он и сквозь слезы - смех....
А_Гусев 07-07-2010-13:16 удалить
[QUOTE]Исходное сообщение ekaterin_ka Очень советую прочесть очерк Владимира Набокова "Гоголь". Он в его знаменитых лекциях по русской литературе, прочитанных для американских студентов. Среди русских прозаиков Гоголь для Набокова на первом месте. И ещё советую - перечитать самого Гоголя. Школьное чтение погубило многих. Особенно пострадал гениальный роман-поэма "Мёртвые души". А что касается чувство юмора, то это - от Бога. Его никому не навяжешь. И бесполезно здесь что-то "прививать", кого-то "воспитывать и перевоспитывать". Так что в этом случае ты абсолютно права - это т в о ё восприятие. И я его уважаю.
ekaterin_ka 07-07-2010-13:18 удалить
Исходное сообщение А_Гусев [QUOTE]Исходное сообщение ekaterin_ka Очень советую прочесть очерк Владимира Набокова "Гоголь". Он в его знаменитых лекциях по русской литературе, прочитанных для американских студентов.
Вот это ценная рекомендация! Сама бы я даже и не узнала бы о существовании этого очерка. Обязательно найду и прочитаю.
А_Гусев 07-07-2010-13:20 удалить
Исходное сообщение Илья_Элиович СЛЕЗЫ -они могут быть от горя и от радости. Так вот- Гоголь,высмеивавший действительность, вызывал сострадание над горем, постигшим ни в чем не повинных людей.... А смех , он и сквозь слезы - смех....
Господа, речь идёт о простой вещи - прав ли Веллер? Юмор Гоголя действительно тупой?
А_Гусев 07-07-2010-13:55 удалить
Ответ на комментарий ekaterin_ka # [QUOTE]Исходное сообщение ekaterin_ka [QUOTE]Исходное сообщение А_Гусев [QUOTE]Исходное сообщение ekaterin_ka От души желаю оценить юмор Гоголя!
А_Гусев 07-07-2010-13:59 удалить
Ответ на комментарий Людмила_Есипова # [QUOTE]Исходное сообщение Людмила_Есипова [QUOTE]Исходное сообщение А_Гусев Исходное сообщение Людмила_Есипова Спасибо Вам! Тут вы правы. Есть такая тенденция...
LenoshKa 07-07-2010-16:01 удалить
Н-да... вот и Веллера не минула звездная болезнь... Грустно. Гоголя достаточно почитать "Невский проспект", чтобы понять, что - талантище. Юмор у него во всем, иронии и сарказма - море, как и у Пушкина. Но это нужно уметь чувствовать, нужно вообще, иметь чувство этого самого юмора. Иногда - знать контекст. Ну.. а для любителей юмора с заэкранным смехом - вот сюда: http://anichchka.livejournal.com/171475.html
А_Гусев 07-07-2010-16:04 удалить
Ответ на комментарий LenoshKa # [QUOTE]Исходное сообщение LenoshKa Как приятно найти единомышленника! У меня такое чувство, что вы поняли меня с первого слова. Спасибо Вам огромное!
А по моему у Гоголя не юмор ,а сатира и это разные вещи.
А_Гусев 07-07-2010-18:45 удалить
Ответ на комментарий РАДОМИР_2006 #
Исходное сообщение РАДОМИР_2006 А по моему у Гоголя не юмор ,а сатира и это разные вещи.
Сатира без юмора не бывает!!! Хотя сам Гоголь себя сатириком-разоблачителем никогда не считал! У нас же речь лишь об одном. Прав ли Веллер, говоря, что юмор Гоголя кажется ему тупым? Умеет ли Гоголь писать смешно, смешить читателя - вот о чём мы говорим.
Я вам честно скажу, что о Веллере вообще впервые слышу, хотя читаю современную литературу. Гоголя же я очень люблю. Даже готовлю книгу о нём. И юмор классика мне очень даже нравится. "Ревизора" и "Женитьбу" перечитывала много раз.
Nadin-Z 07-07-2010-19:13 удалить
Исходное сообщение А_Гусев Исходное сообщение Krasulja Веллеру до Гоголя - как до Луны пешком. "Ревизор" Гоголя - это картинка из сегодняшней жизни. Классика не стареет. Лично мне очень нравится его «Майская ночь». Спасибо! Но речь о другом - вот Вам лично Гоголь смешон? Приходилось ли вам смеяться, читая его вещи?
Смешон однозначно! От "Ревизора" ухохатывалась)))
А_Гусев 07-07-2010-19:18 удалить
Ответ на комментарий Nadin-Z #
Исходное сообщение Krasulja
Исходное сообщение А_Гусев Исходное сообщение Krasulja Вам лично Гоголь смешон? Приходилось ли вам смеяться, читая его вещи?
Смешон однозначно! От "Ревизора" ухохатывалась)))
Вот это я и хотел услышать))) Значит, Вы мой единомышленник.
А_Гусев 07-07-2010-19:23 удалить
[QUOTE]Исходное сообщение Екатерина_Коробова Спасибо за Гоголя!!! Сразу видно своего человека. А Веллера почитайте: очень хороший писатель. Один из самых известных в современной литературе. Популярен до крайности. И у нас и у "них". И в литературе и на телеэкране. Прочтите "Легенды Невского проспекта", рассказы - обхохочетесь.
Glasha_Yu 07-07-2010-20:22 удалить
Веллеровские фиги в кармане. Сказал бы ему: "Да, ты тупой. И пошлый. И наглый". Что-то в последнее время он чувствует себя великим писателем Земли Русской. Полемику вести, между прочим, не умеет, постоянно подменяет понятие. Не у Ноздрева ли научился? Ах, нет. Веллер, по его же словам, тупой.
А_Гусев 07-07-2010-20:32 удалить
Ответ на комментарий Glasha_Yu # [QUOTE]Исходное сообщение Аглая_Юрьева Здорово отбрила! Вот это по-нашему!
А_Гусев, спасибо, почитаю. У меня много друзей-ровесников, которые также увлекаются. В свою очередь советую вам прочитать письмо и запись в альбом Чертковой (Николая Васильевича). А книга о его детских годах
А_Гусев 07-07-2010-21:54 удалить
Ответ на комментарий Екатерина_Коробова # [QUOTE]Исходное сообщение Екатерина_Коробова А_Гусев, Обязательно прочту. У меня полное собрание сочинений. А детство Гоголя и впрямь очень плохо изучено. Когда я делал учебники по литературе, - "детские годы" собирал по крупице. Успеха тебе!
А_Гусев, Тупой-это когда лицом в торт,или типа Мистер Бин,где вместо жалости смех.Всё зависит от степени сочувствия заложенного в человеке.У Гоголя это сочувствие особо обострено,так что высмеивание недостатков и пороков происходит не жестоко и вызывает не гомерический смех,а нежную улыбку"ну с кем не бывает".Но это по отношению к одному человеку,а когда в произведении их собирается несколько и события развиваются вокруг них,то это уже жёсткая сатира,но общества,а не личности. По моему Гоголь был разочарован в обществе ,а личности он мог простить всё.
А_Гусев 08-07-2010-11:01 удалить
Ответ на комментарий РАДОМИР_2006 # [QUOTE]Исходное сообщение РАДОМИР_2006 А_Гусев, Тупой - это когда дурак, глупый, непонятливый! Чего тут неясно? ... А во всем остальном я с уважением отношусь к словам любого своего читателя. В том числе и к вашим. Но был бы благодарен, если бы вы поняли, о чём собственно этот пост. Он о том, прав ли Веллер, считая юмор Гоголя турпым...


Комментарии (56): вперёд» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Смешон ли Гоголь? | А_Гусев - А_ГУСЕВ. БЛОГ "УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ" | Лента друзей А_Гусев / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»