|
Сегодня отмечается большой праздник, готовый относится к Богородичным и имеет красивое название — Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. В этот день появилась на свет будущая мать Иисуса Христа, он считается днем на стыке Ветхого и Нового заветов. Это событие дало человечеству надежду на будущее спасение. Богоматерь— одна из главных святых, к которым обращаются люди с просьбой о помощи. Считается, что она особенным образом относится к России, защищая и оберегая ее и ее жителей.
Праздник является одним из самых важных в году. Он относится к двунадесятым (12 важнейших праздников помимо Пасхи), к Богородичным (относящимся к земной жизни Девы Марии).
Событие, о котором вспоминают в этот день, случилось в семье Иоакима и Анны, но имело значение для всего мира. Пророчества о рождении Богородицы можно найти во многих источниках, его ждали за годы. Однако о родителях Марии сведений в Новом Завете крайне мало.
Человек русской души, хотя и немец по происхождению, Егор Классен жил в России в XIX веке, и его труды были обречены на забвение — либеральная общественность разносила их в пух и прах, его называли садовником, устроителем прудов, над ним смеялись и подшучивали.
Ещё бы! Ведь в труде "Древнейшая история славян", в котором любитель-историк обозревал жизнь славянорусов до князя Рюрика, Классен не только предполагал, что история славян древнее, чем считает наука, но и посмел критиковать немецких учёных, обвиняя их в подтасовках и доказывая, что славяне имели свою государственность одновременно с римлянами.
Поговорка «Хлеб да вода - солдатская еда» родилась не на пустом месте. В походах обозы отставали, поэтому сухари спасали. Выручал артельщик – старослужащий, отвечающий за питание группы солдат. На любом длительном привале разводился костёр, в кипяток крошили сухари, в это месиво добавляли соль, поливали льняное или конопляное масло – и похлёбка готова. Горячо и сытно. Рецепт дожил до ХХ века – солдаты подпоручика Куприна и босяки М. Горького именовали такое блюдо «мурцовкой».
Щи, по уставу (бывают понятные исключения) должны готовиться к 12 часам дня. В пост со снетками (мелкая вялено-сушеная речная рыбка) и растительным маслом, в мясоед – с салом или говядиной. Говядина обычно «изрезывалась в крошку», чтобы доставалось понемногу, но всем. Когда наступало время обеда, то артельщик получал щи на своё отделение.
Старожиловский конный завод в 50 километрах от Рязани — это впечатляющий комплекс псевдоготических зданий, в котором уже более века разводят породистых лошадей. Ансамбль спроектировал архитектор Фёдор Шехтель, который также работал над реконструкцией здания Ярославского вокзала в Москве и многими другими заметными постройками.
Изначально на территории конного завода было 12 зданий: сам завод, жилые дома, церковь, летний театр, коровник, молокозавод, водонапорная башня и другие постройки. Многие из них сохранились и сейчас, в частности основное здание завода, которое привлекает больше всего туристов. Другие находятся в полуразрушенном состоянии.
|
Рецепт совершенно особенных пирожных очень любили в дореволюционное время. По сути, речь идет скорее о порционном торте — выпечка делается просто, но ее вкус получается незабываемым. Легкое песочное тесто обрамляет пышную кремовую начинку, притом что готовится все в считанные минуты. Приготовив его один раз, вы наверняка захотите повторить.
Ингредиенты:
Яйца – 3 шт. (отделить белки и желтки)
Мука – 300 г
Сливочное масло – 180 г
Сметана – 100 г
Сахар – 200 г (или 150 г для менее сладкой версии)
Кукурузный крахмал – 1 ст.л. (15–20 г)
Ванильный сахар – 1 ч.л.
Щепотка соли
Щепотка лимонной кислоты или 1 ч.л. лимонного сока
Сахарная пудра – для посыпки
Чудотворная Киево-Братская икона Божией Матери была явлена в 1654 году и первоначально была местной в Борисоглебской церкви города Вышгорода (Киевского).
В 1662 году, во время войны с Польшей (1659–1667 гг.), городу был нанесен большой ущерб со стороны воевавших против России в союзе с поляками крымских татар. Храм святых страстотерпцев Бориса и Глеба был разорен и поруган неприятелем. Но Промыслом Божиим чудотворная икона Божией Матери была сохранена, ее своевременно вынесли из храма и пустили по Днепру, а мощи святых сокрыли под спудом. Река вынесла святую икону к берегу Подола в Киеве, где она была с великой радостью принята православными и с подобающими почестями перенесена в Братский монастырь, от названия которого и получила свое наименование. Там святой образ пребывал в течение долгого времени. В описи церковного имущества Киево-Братского монастыря, произведенной в 1807 году, приводится описание чудотворной иконы.
Дмитрий Николаевич Шереметев – ребенок легендарных графа Николая Петровича Шереметева и его крепостной актрисы Параскевы Жемчуговой. У него благотворительность была, как говорится, на роду написана.
Н.И.Аргунов, портрет графа Дмитрия Шереметева в детстве, 1804 год
Вкратце напомним предысторию. Помещик, вельможа и страшный распутник граф Николай Петрович Шереметев, вернувшись из-за границы в свое фамильное имение Кусково, обнаружил там крепостную актрису Парашу Жемчугову. Влюбился в нее до безумия, бросил распутничать, выправил для Параши более или менее приемлемую фальшивую родословную и сочетался с ней церковным браком. Это был даже не мезальянс, это был мезальянс-мезальянс-мезальянс. Или подвиг во имя великой любви, как посмотреть. В 1803 году у Шереметевых родился сын Дмитрий. Параша, больная туберкулезом, родов не перенесла, скончалась через три недели. Безутешный граф основал в честь ее Странноприимный дом – благотворительное учреждение для лечения и проживания неимущих. Сейчас это один из корпусов НИИ скорой помощи имени Склифосовского. В 1809 году скончался и сам Николай Петрович. Вдруг обнаружилось, что у графа полно злопыхателей. Один из них, поэт Иван Михайлович Долгоруков призвал на помощь все свои таланты и сочинил на его смерть гневную отповедь: «Шереметев и по смерти хотел быть предметом удивления и молвы. Он велел себя схоронить в простом дубовом гробе без всякой пышности. Воля его исполнена, но на сей простой гроб более пялили все глаза, нежели на парчовые покрывала… Шереметев рассыпал большие подаяния в монастыри и пустыни. Лучше было бы отдать родным то, что награбил его дед и отец».
Дима остается круглым сиротой и в окружении недоброжелателей. У сироты 150 000 крестьянских душ и сотни тысяч десятин земли, это несметные богатства, но шестилетнему ребенку от них ни горячо, ни холодно.
|
Тема женщины на кухне волновала воображение живописцев всех времен и направлений. Полотен с этим мотивом так много, что сложно выбрать, какое лучше и интереснее.
Жорж де Латур, Франция, первая половина XVII века
Зефир дома готовится элементарно, притом без лишних консервантов и стабилизаторов. Использовать будем обычный агар-агар и фрукты, сахара здесь минимум — есть зефир можно и поздно вечером, без страха набрать лишние килограммы.
Ингредиенты:
Сливы — 200 г (или яблоки)
Персики — 200 г (или другие ягоды)
Белки — 70 г (около 2 яиц)
Сахар — 200 г + 50 г
Агар-агар — 6–8 г
Вода — 70 г
Лимонная кислота — щепотка
Кукурузный крахмал — 1 ст.л.
Сахарная пудра — 1 ст.л.
Приготовленный в духовке паштет из печени приобретает удивительно нежную консистенцию. После жарки печенки такой добиться просто невозможно: особенно насыщенным паштет сделает добавление небольшого количества лука и щепоти мускатного ореха.
Ингредиенты:
Куриная или индюшиная печень — 500 г (можно использовать говяжью)
Лук — 1 крупная луковица
Морковь — 2 шт. среднего размера
Чеснок — 2–3 зубчика (по желанию)
Яблоко кислое — 1 шт. (по желанию)
Соль — 0,5 ч.л. + по вкусу
Перец черный молотый — по вкусу
Масло растительное — 2–3 ст.л.
Масло сливочное — 30–50 г для запекания + 50–100 г для паштета
Мускатный орех — щепотка
|
Икона была явлена чудесным образом в 1631 году при основании мужского Кутеинского Свято-Богоявленского монастыря близ города Орши (Белоруссия) на берегу реки Кутеинки. Считается Небесной заступницей этой обители. Имеется множество свидетельств конкретной помощи после молитв к Божией Матери перед Оршанской иконой, в частности, такую помощь получал преподобномученик Афанасий Брестский.
Чудотворный список (копия) иконы хранился в Оршанском Успенском женском монастыре. В 1842 году, в связи с многочисленными исцелениями больных от Оршанской иконы Пресвятой Богородицы, монастырь был переведён в реестр первоклассных.
Святой пророк Захария и святая праведная Елисавета были родителями святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Они происходили из рода Ааронова: святой Захария, сын Варахии, был священником в Иерусалимском храме, а святая Елисавета была сестрой святой Анны, матери Пресвятой Богородицы. Праведные супруги, "поступая по всем заповедям Господним беспорочно" (Лк.1,5-25), страдали неплодием, что считалось в ветхозаветные времена великим наказанием Божиим.
Однажды во время служения в храме святой Захария получил весть от Ангела, что его престарелая жена родит ему сына, который "будет велик пред Господом" (Лк.1,15) и "предъидет пред Ним в духе и силе Илии" (Лк.1,17). Захария усомнился в возможности исполнения этого предсказания и был за маловерие наказан немотой. Когда у праведной Елисаветы родился сын, она по внушению Святого Духа объявила, что назовет младенца Иоанном, хотя раньше в их роду такое имя никому не давали. Спросили праведного Захарию, и он также написал на дощечке имя Иоанн. Тотчас к нему возвратился дар речи, и он, исполнившись Святого Духа, стал пророчествовать о своем сыне как Предтече Господа.