Исторический экскурс в Смутное время
День народного единства — неслучайно стал сейчас главным праздничным днём в нашей стране. По сути, в ноябре (по новому стилю) 1612 года решилась не только судьба России – существовать ли ей вообще? – но и определился её политический строй, тот внутренний порядок, который Россия мучительно рождала в себе веками, переходя от княжеских усобиц к великокняжескому правлению, а после к Московскому царству, укреплялась в борьбе с восточной Ордой и европейской католической экспансией.
Эта тяжелейшая борьба вынужденно привела Русь к установлению абсолютистского монархического строя, нашедшего своё наиболее яркое воплощение в диктатуре Ивана Грозного, диктатуре, сходной с самовластьем восточных владык.
Но это было неизбежно, так как молодое Московское государство, только что объединившее в себе старые удельные земли Руси, для своего укрепления нуждалось в такой сильной центральной власти. Именно благодаря мощной централистской политике правительства Грозного удалось не только пресечь внутреннюю рознь, но и начать внешнюю экспансию по обузданию наиболее сильных и агрессивных соседей Руси.
Неизбежна была борьба с Казанским ханством – наиболее агрессивным анклавом бывшей Золотой Орды; присоединение всего Поволжья, как базы для будущего распространения влияния Московской Руси на восток - к Уралу и далее в Сибирь. Это было неизбежно, так как Русь заступала в своём историческом развитии место великой империи Чингиз-хана, той самой Тартарии, о которой в Европе ходило так много самых фантастических легенд.
Имела ли Русь историческое право приобрести все эти огромные территории? Имела – и самое полное, так как сама Русь была завоёвана в XIII веке этой самой «Тартарией» наследников Чингиз-хана и включена в один из её улусов. Теперь наступало историческое возмездие за все те страдания и лишения, что получила Русь от великой империи моголов (именно «моголов» – так у Карамзина), и новая русская держава имела право включить в свой состав все её бывшие анклавы. Так строилась уже не Русь, а Великая Россия – родина многих и разнообразных народов, соединённых общей судьбой.
Но на этом грандиозном историческом пути России довелось пережить глубочайшее внутреннее потрясение, что принято называть Великой Смутой, или Смутным временем.
Всё дело было в несовершенстве собственного политического строя рождающейся великой державы. С коронацией Ивана Грозного в середине XVI века она стала абсолютной монархией, Московским царством, но сохраняла внутри себя сильные феодальные пережитки, обширные права родовой княжеской земельной знати. Царю Ивану в пору своего детства и отрочества пришлось излиха прочувствовать самоуправство великих бояр, бывших удельных князей, ставших теперь близким кругом московского царя. Отсюда его постоянное стремление освободиться от их влияния, обрести своё право на власть.
И в этой борьбе царь Иван перешёл некую границу, которую переходить нельзя никакому правителю, особенно православному. Он счёл своих подданных «холопами», а себя самоуправным господином в жизни и смерти своих сограждан. Он писал в письме к бежавшему в Литву князю Курбскому, упрекавшему царя в самоуправстве: «Великий государь может своих холопов казнить и миловать». Из этой самодержавной установки и исходят все беды русского народа того времени, в ней же хоронятся и корни будущих великих потрясений, едва не разрушивших Россию уже в самом начале её становления.
Бесправные холопы, причём все – и крестьяне, и бояре, а ведь все числились таковыми перед лицом самодержавной власти Грозного царя, не могут быть сознательными и ответственными гражданами своего государства. Ибо они не имеют никаких гражданских прав, а стало быть – и ответственности за само существование своей страны. Но пока на троне царства находилась сильная и пассионарная личность правителя, каким был Иван Грозный, государство существовало и организовывало жизнь и производительные силы общества, хоть и жесточайшими методами. Но как только таковая личность уходила в силу естественных причин – так государство становилось собственностью временщиков и стяжателей из различных олигархических кланов, думающих больше о своих собственных интересах, а не о судьбах всей страны и всего народа. Разве мы не пережили всё это совсем недавно в «лихие», как неслучайно говорится, 90-е годы прошлого века?.. Всё это хорошо знакомо нашему поколению, потому наше общество и проявило в определённый момент огромный интерес к обстоятельствам смутного времени 400-летней давности. И неслучайно в 2004 году был учреждён День народного единства,