Жало сатиры - тонкая штука. Порой оно обращается против своих создателей. Порой оно так усердно жалит, что забывает порхать. А оно должно порхать. На одном двигателе яда далеко не улететь. Ни одно великое сатирическое произведение, будь то пьеса, роман или фильм, не были исключительно сатиричны. Сатира всегда дополняла тем ярче вырисовывая свой объект, чем глубже и вернее панорама за ним. Гарпагон оставлял бы нас равнодушным, если бы все пьеса состояла из его причитаний. Гарпагон был бы карикатурой. Краски он обретает при соприкосновении с другими героями, чьи действия не карикатурны, а вполне себе естественны. Я ничего не имею против карикатур. В пылу общественно-политической схватки иная карикатура на вес золота. Это особый жанр. И в этом жанре "Don't Look up" займет теперь почетное место, наряду с таким фильмом как "Wag the Dog". Однако мне представляется, что фильм мог бы подняться до действительно наджанрово значимого произведения, если бы его создатели попробовали изменить карикатурный маршрут, разбавив эксцентрику звериной серьезностью, усложнив персонажей, сведенных до типажей. Но этого не произошло. Фильм покорно следует за высмеиваемым им планом фильмов-катастроф. Оригинально лишь все нарастающее у зрителя чувство, что такое человечество другой участи и не заслужило. Вот это "раз вы такие тупые, то сдохните", оно, конечно, очень соблазнительно. Подчас читая новости, начинаешь так считать. Но можно ли считать такой взгляд в какой-то мере тоталитарным? Где заканчивается прозорливое предупреждение и начинается весёлый нигилизм? Что ж, я думаю, что фильм явно за чертой нигилизма. Палитра человеческой глупости безгранична - черпай-не хочу, но именно эти краски использовали создатели фильма. И получились у них уродцы - такие, что в них видишь не предупреждение, а утрированные злые карикатуры. Не вечный пример человеческих слабостей, как у Мольера, а сиюминутное сведение счетов. Да и мишени такие крупные, что не попасть в них просто невозможно! Эгоистичные лживые политики, журналисты, военные... Для предупреждения не хватило серьезности. Всё вылилось в фейерверк тупости. Но мы уже через двадцать минут хлебнули этой тупости. Хотелось бы отведать чего-то иного, но фильм продолжал отбивать пляску тупизны.
Если "Don't Look up" и возьмет какие-то награды, то только благодаря прекрасной актерской игре Ди Каприо и Мэрил Стрип. И хоть видно, что обоим тесно в узких рамках карикатуры, они выжимают из нее максимум.
Один из пунктов, достойных критики, на мой взгляд, это возвеличивание науки. Наука не сама по себе непререкаема, она не однородна. И провозглашаемыми ею истинами не ограничивается человеческое благополучие. Схема "тупые люди не хотят слушать умных ученых" едва ли более верна, чем противоположная ей "умные люди не хотят слушать глупых ученых". Любая карикатура всегда упрощает. Заостряет одни детали, игнорируя другие. Поэтому она отлично годится в качестве инструмента. Растянутая до фильма она начинает утомлять. Хотя образ трамписта палящего из шотгана по комете безусловно запомнится надолго.
[654x368]