Не противься злому
27-01-2005 19:51
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Странные дела творятся с этим журналом, висит себе спокойненько без новых записей, а ротация читателей – просто ненормальная. Одни уходят, другие приходят…. В общем, понял я, что снова нужно браться за дело.
Очень хотелось бы написать об одном выражении Иисуса, ставшим уже крылатым. Никакое другое, по-моему, еще не вызывало такого стеба и перестеба.
Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую.
(Матфея 5:39)
Как только над ним не издеваются:
«Если тебя ударили по правой щеке, подставь левую, затем уйди резко вниз и добей противника хуком слева».
«Если тебя ударили по правой щеке, подставь левую, и челюсть встанет на место».
Это все конечно забавно, но Иисус имеет в виду совсем другое. Многие толкователи Нового Завета утверждают, что Иисус упоминает правую щеку первой не случайно. Если стать лицом к человеку и попытаться ударить его наотмашь рукой по лицу, то очень естественно будет это сделать как раз таки по левой щеке. Другое дело, если бьешь тыльной стороной руки с замахом от левого плеча. Тогда удар приходится как раз в правую щеку. И при этом, по иудейскому раввинскому закону того времени, такой удар тыльной стороной руки вдвое оскорбительнее для человека. И если щека перестанет болеть, возможно, уже через пару часов, то унижение не забудется еще долго. От себя добавлю, что подлый удар по правой щеке можно очень легко получить и сзади. Исследователи Нового Завета ничего не говорят по этому поводу, но я не удивлюсь, если Бог в Своей мудрости усмотрел в том числе и это.
Думаю, не стоит объяснять, что Иисус говорит вовсе не про кулачную расправу. Он учит нас, как стоит реагировать на оскорбления и унижения, в том числе и на удары по лицу. Но почему Он предлагает нам именно такой способ? Не убежать, не промолчать, не заплакать, а подставить другую щеку? Я думаю вот что:
1) Естественная реакция на удар или оскорбление – это ответный удар или оскорбление. И это как раз то, чего не стоит делать христианину. Именно от этого предостерегает нас Иисус, устанавливая самую высокую планку, а вовсе не потому, что хочет, чтобы христианам надавали в полной мере по обеим щекам. То есть, лучше пусть христианин получит по второй щеке, чем ответит на зло злом.
2) Планка столь высока, потому что христиане должны отличаться от других людей. Обычный человек может опять же убежать, закричать, заплакать, но ему и в голову не придет подставить другую щеку.
3) В этом действии проявляется сила христианина, хоть и не всегда. Когда нас колотит на улице банда хулиганов, щека, почки и печень подставляются сами. Когда нас обижает начальство на работе, то ничего не остается, как стиснуть зубы, чтобы не оказаться на улице. Сила проявляется тогда, когда нас обижает заведомо слабый соперник. Например, когда нас обижает не банда хулиганов, а один маленький хулиганчик по пояс ростом. Сила состоит в том, чтобы удержать себя от искушения отыграться на нем за все несчастья. Сила состоит также в том, чтобы не мстить своему бывшему начальнику, если вдруг обогоним его в прыжках по карьерной лестнице.
А главное, следует помнить, что даже когда нас бьют, оскорбляют и унижают, за нашими спинами присутствует Бог. И если мы подставляем другую щеку, вместо того, чтобы огрызнуться – Он радуется.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote