Признаюсь честно: дожив до своих двадцати двух лет, я не слышал ровным счетом ничего ни о Клайве Льюисе, ни о его «Хрониках Нарнии». Поэтому когда фильм «Хроники Нарнии: лев, колдунья и платяной шкаф», снятый по одной из книг цикла, сразу после Нового Года появился в минских кинотеатрах, идти на него я решительно отказался. Мне казалось, что это всего лишь очередная модная сказка, наподобие сделанного по комиксам фильма «Человек-паук». Лишь потом, когда я уже начал серьезно читать христианскую литературу, я увидел, что для тех авторов, чьи книги попадали мне в руки, имя Клайва Льюиса значит очень много, а цитаты из его трудов используются повсеместно. Более того, с удивлением я открыл, что книга Льюиса, по которой в две тысячи пятом году был снят фильм, оказалась написана более полувека назад, через пять лет после окончания второй мировой войны.
Не на шутку заинтересовавшись, я решил узнать, что же все-таки представляют собой «Хроники Нарнии», книга и фильм. О том, в каком порядке стоит начать с ними знакомиться, у меня даже не возникло сомнений. Вначале я прочитал книгу, а затем только посмотрел фильм.
Единственное, о чем я теперь жалею, так это о том, что книга Льюиса не попала мне в руки, когда я был ребенком. Потому что «Хроники Нарнии» — просто отличная сказка для детей, да к тому же с ярко очерченной христианской моралью.
…Четверо ребят — Питер, Сьюзен, Эдмунд и Люси сквозь загадочный платяной шкаф попадают в сказочную страну Нарнию. Делают они это не в самое легкое для страны время: Нарния подчинена зловещей Белой Колдунье, повсюду царит вечная зима, и конца этому не видать. Более того, оказывается, Колдунья только и ждала ребят. Ведь расправившись с ними, она сможет помешать сбыться древнему предсказанию, прекращающему ее царствование в Нарнии. Но на помощь спешит всемогущий лев Аслан, без него справиться с Колдуньей и спасти Нарнию невозможно…
И все было бы легко и просто, если бы не маленький капризный Эдмунд, переметнувшийся поначалу на сторону Колдуньи, предав тем самым своих сестер и брата. Пусть Эдмунд в конце концов раскаялся и получил прощение, все равно согласно древним законам Нарнии, каждый предатель принадлежал Белой Колдунье и должен был умереть. Чтобы спасти Эдмунда, лев Аслан, самое могущественное существо в Нарнии, за которым не было никакой вины, принимает смерть от Колдуньи и ее своры вместо мальчика. Но Колдунья торжествует недолго: на рассвете Аслан воскресает…
Не увидеть евангельских мотивов в этой истории просто невозможно. Однако помимо них в книге Льюиса присутствуют небывалые доброта и уютность, коих в фильме не наблюдается и вовсе. Вообще, если говорить о фильме, получился он довольно посредственным. В нем не найти присущего стилю Льюиса обаяния, остался лишь голый пересказ событий, да и то весьма вольный. Так, например, лев Аслан в фильме совсем не выглядит как самое могущественное существо в Нарнии, а представлен зрителю просто как сильный и храбрый лев, от чего моментально теряется добрая часть авторского подтекста.
Самая большая польза от фильма заключается в том, что он сумел вызвать волну интереса к творчеству Клайва Льюиса, в результате чего его книги, в частности «Хроники Нарнии», начали переиздавать большими тиражами. В Интернете создаются сообщества, посвященные Льюису и его «Хроникам», появляются новые сайты.
На лето 2008 года запланирован выход экранизации следующей части «Хроник Нарнии» «Принц Каспиан». Поначалу планировалось, что она выйдет в декабре 2007 года, но сроки были перенесены, дабы фильм не конкурировал в кассовых сборах с другой диснеевской лентой «Морской конек».
С недавних пор в минских кинотеатрах начался показ фильма «Омен 666». Даже если не знать, что это римейк одноименной картины 1976 года, все равно становится ясно, что число зверя в названии упомянуто вряд ли случайно.
Перед просмотром фильма меня больше всего интересовало, каким изобразили дьявола создатели картины, а также чего в этом было больше: спекуляций на образе Сатаны или действительно воплощения человеческих страхов в связи с грядущим апокалипсисом?
Все эти ответы я получил. Скажу сразу, фильм меня разочаровал своей поверхностностью и небывалой наивностью. Один сюжет чего стоит.
…В семье молодого американского политика случается огромное несчастье. Его ребенок умирает сразу же после рождения. В то время как его жена, ничего не подозревая, лежит в больнице, политику предлагают усыновить другого новорожденного, оставшегося без родителей. И вроде бы все не так уж плохо начало складываться в дальнейшем для этой семьи, но кто же мог предположить, что американской парочке подсунули самое настоящее дьявольское отродье, истинной матерью которого является самка шакала?
Ребенок, как и положено дьяволу в фильмах, начинает чудить раньше, чем разговаривать, и к концу картины в живых не остается ни одного героя кроме него самого и его незадачливого папаши. Вот тут политик, наконец, и понимает, что пора бы ему уже спасти мир, уничтожив свое приемное дитя. Чтобы справиться с маленьким воплощением Сатаны нужно просто взять особый набор кинжалов и в строгой очередности пронзить ими Омена хитрым образом, чтобы кинжалы образовали крест, а кровь пролилась не куда-нибудь, а именно на алтарь. Все очень просто.
Как вы можете понять, к подобным сюжетам, просто невозможно относиться всерьез.
Из того, какой получилась картина, можно сделать несколько выводов. Во-первых, для большинства людей зло нематериально, не смотря на то, что сидит внутри них и проникает в будни. Поэтому создателям фильма было важно его материализовать, что они и сделали в виде мальчика, обозвав его Сатаной. Но ведь все мы знаем, что Сатана на самом деле «властитель душ», «князь тьмы», противник Бога. В фильме же о Боге нет и речи, ровно, как и о душах. Все на что способен этот «Сатана» — физически убить несколько человек изощренными способами.
Во-вторых, создателям фильма мало было физически воплотить зло, они попытались проделать то же самое и с добром. Отсюда и советы священника молодому отцу вроде «хочешь остаться в живых – причастись», отсюда и святые стены храмов, за которыми никакое зло не страшно, и что самое абсурдное – отсюда и специальные кинжалы, которыми можно убить Сатану. Если конечно вонзать в правильной последовательности…
То, что мир не знает, каков на самом деле Сатана, не так ужасно, как то, что мир не знает, каков на самом деле Бог…
Код Да Винчи: феномен популярности14-08-2006 18:42
Еще совсем недавно читать книгу Дэна Брауна "Код да Винчи" было так же модно, как в свое время романы Мураками и Коэльо. Этому немало поспособствовал поднятый Церковью, а затем уже и прессой ажиотаж. Сегодня этот ажиотаж не только не утих, но и возрос после выхода на экраны одноименного фильма, с шумом изъятого из проката в Беларуси через несколько дней после премьеры.
Так в чем же состоит феномен "Кода да Винчи", книги и фильма, получивших небывалую скандальную популярность как на Западе, так и у нас?
Широкий круг читателей книги предопределил во многом жанр легкого чтива, в котором она написана. Недаром Дэна Брауна называют лучшим автором книг для чтения в поездах, самолетах и на пляже. Для ценителей же художественной литературы штампованные ходы, нарочито рваное для придания интриги повествование и финальный поцелуй главных героев на последней странице покажутся смешными и нелепыми.
Что касается замысла книги, того самого, из-за которого и разгораются скандалы, то и он читателям не в новинку. Темы альтернативной истории земной жизни Иисуса Христа касались историки Ричард Ли и Майкл Бейджент в книге «Святая кровь и святой Грааль», а также итальянский автор Умберто Эко в романе «Имя розы». Но если книга историков, которые даже подали на Брауна в суд за плагиат, не имела такого сильного резонанса, то «Имя розы» для массового читателя оказалось произведением слишком сложным. Впрочем, и эти работы опирались на более ранние сочинения.
Умелец Браун же собрал под одной обложкой уже не новые идеи, разбавил их собственными домыслами и фантазиями, напустил таинственности, добавил экшна и выдал эту смесь в виде псевдоинтеллектуального детектива.
С самого начала книга, больше похожая на киносценарий, чем на полноценное литературное произведение, была обречена на экранизацию. О картине, которую я не видел, судить сложно, но могу заметить, что все мы прекрасно знаем, что получается, когда Голливуд берется экранизировать популярные книги, привлекая звезд первой величины. Неуспех фильма в Каннах, представленного более требовательному европейскому зрителю, − тому подтверждение.
Вернувшись к самой книге, нельзя сказать, что она читается скучно или совсем уж неинтересно, нет. Но когда закрываешь ее, возникает чувство, что тебя обманули. И обманул не только Дэн Браун, пустив сюжет проторенной штампами дорогой, но также и пресса, и церковь: те, кто привлекал нездоровое внимание к самому обычному детективно-фантастическому роману, кто видел в нем духовного соперника. И те, и другие по сей день занимаются тем, что продолжают лить воду на мельницу интереса к «Коду да Винчи».
В нашей же стране немалую роль в популярности Брауновского кода предопределило сложившееся недоверие людей к ортодоксальной церкви. Даже те, кто знакомы с христианством лишь поверхностно, к официальной церкви относятся резко критично. Этим и объясняется острая реакция общества на появление текстов, входящих в противоречие с каноническими. Также много в последнее время не совсем здорового внимания уделяется новому «сенсационному» апокрифу «Евангелие от Иуды».
Реакция самой Церкви на «Код да Винчи» мягко говоря, удивляет. Мало того, что ее резкие заявления способствуют лишь повышенному вниманию к книге и фильму, так еще и сами заявления порой кажутся совсем необъяснимыми. Доводилось видеть в прессе мнения: раз мусульмане защищают свою веру, почему же тогда и христиане не должны этого делать? Под защитой мусульманами своей веры могут подразумеваться разве что недавние погромы и беспорядки после опубликования карикатур на пророка Мухаммеда.
Безусловно, идея того, что у Иисуса Христа были дети и сейчас по белому свету ходят его потомки, верующим людям понравиться не может. Но при этом не стоит отрицать всей ее абсурдности и смехотворности, включая саму форму подачи этой идеи. Если Церковь так отреагировала на фантазии ловкого сказочника Брауна, то что же тогда будет, если появится по-настоящему талантливый от дъявола автор вроде Таксиля? Впрочем, рискну предположить, что появись в нашей стране текст антихристианской направленности в более или менее серьезной плоскости, выходящий за рамки пляжного чтива, он никогда не станет популярным.
Непримиримая позиция церкви по отношению к «Коду да Винчи», изъятие фильма из проката спровоцировали ответную реакцию гражданского общества. Дебаты в газетах, споры на телевидении, возмущение зрителей. И дело тут уже вовсе не в самом «Коде да Винчи». Противостояние незаметно перешло в область гражданских свобод, и главные вопросы, которые сейчас обсуждаются, − не те, были ли у Христа дети и сколько ошибок допустил Браун в своей книге, а имеет ли Церковь право запрещать неугодные ей фильмы, и имеют ли право граждане свободной страны смотреть в кинотеатрах то, что им захочется. А граждане смотрят фильм, но не в кинотеатрах, и никак не могут понять, почему вокруг него такая шумиха и зачем его было запрещать…
Таким образом, за феноменом популярности «Кода да Винчи» стоят не надуманные откровения,
Меня сложно назвать везунчиком. И хотя я родился и живу в хорошей семье, у меня есть хорошие друзья, в вопросах гораздо более мелких мне не везет катастрофически. Так и с армией, которая наступает мне на пятки вот уже полгода. Если бы меня забрали, и я был здоров, можно было бы сказать «Кирилл, тебе повезло! Здоровье не каждому дается!» Но когда мое здоровье балансирует на грани «годен/негоден», приятного тут мало во всех смыслах.
Если для негодности нужно сердце с раскрытием клапана в 6 миллиметров, то у меня, конечно же, оказывается 5. Если для того, чтобы пойти работать с чистым (пусть и больным) сердцем, не думая никогда больше об армии, мне нужен нефроптоз 2-й степени с незначительным нарушением функции, то у меня, конечно же, обнаруживается просто нефроптоз второй степени без каких-либо нарушений функций. Если мой вес позволяет всем обзывать меня дистрофиком, то обязательно найдется в моем теле один(!) килограмм лишней массы, которая не позволяет военкомату отвернуться от меня, а всего только дает повод прописать повышенное питание. И не советуйте мне худеть (ходить в баню, не жрать), я бы давно уже похудел, если бы теперь это было уместно. Также, мне кажется неуместным говорить «Лучше отслужить, зато быть здоровым». Сами видите, что делается. Поэтому, не остается ничего другого, как просить вас, мои дорогие читатели, обратиться к силам, которые для многих из вас являются паранормальными. Вы же не хотите, чтобы я ушел на год? Я верю, что есть те, кому нравится меня читать.
Когда-то, больше года назад, я просил тут помолиться за разрешение одной ситуации. Помолиться всех, даже неверующих в Бога. Как я уже писал, результат превзошел все возможные ожидания. Поэтому я прошу вас и сейчас. Прошу от всей души, можно сказать умоляю. Те, кто умеет это делать, пусть это сделают, а для остальных, тех, кто не верит, я напишу текст. И я верю, что даже если вы просто осмысленно его прочитаете вслух, это будет много. Это будет очень много.
Господи!
Обращаюсь к тебе со своей молитвой. Может быть, я даже и не верю, что Ты есть, что Ты милостивый Бог, но в это верит Кирилл. Верит, что Ты всемогущий, великий и справедливый.
Господи, если на то воля Твоя, пусть у Кирилла разрешится благополучно вопрос с армией и он не пойдет служить. Ты видишь, Ты знаешь, он верит, что гораздо больше пользы и Тебе, и другим он принесет в обычной жизни. Ты знаешь также и то, что он примет с покорностью любое Твое решение. Прошу это у Тебя, Господи, и на Тебя уповаю.
Аминь.
Если вы помолились за меня, я вам очень благодарен. И знаете, я действительно верю, что как бы не случилось, так будет лучше. Но все таки служить я не хочу. Помогите мне, пожалуйста.
— Господи! В этом городе есть хоть один туалет?
— Чем тебе не нравится этот парк?
— Я слишком хорошо воспитан. Тут люди ходят.
— А пива столько жрать ты тоже воспитан?
— Да иди ты. Мне и так плохо. (через 15 минут)
— Сортир!!! Родименький!!!
— Работает только до восьми.
— Но я не могу больше!!!
— Ничего. Сейчас пройдет девушка с собачкой, отвернутся вон те люди, и в принципе, нам никто не мешает.
— Да пошли они в жопу эти люди!!! Ненавижу! Уф… Ааа… Фуу… сууууука…хорошооооооо…
— Есть все-таки, Паша, бог на свете…
— Есть, Петя, есть…
Сейчас я напишу достаточно революционные для самого себя вещи, и хотелось бы предостеречь моих читателей от комментариев вроде «Я всегда так думал» или «Я тебе давно говорила». Прокомментировавшие пост подобным образом будут караться моим вечным презрением. Мои нынешние выводы — это результат двухлетнего пути и постоянных размышлений, поэтому не стоит думать, что все так просто.
Моя бабушка поверила в Бога, после чего перестала заниматься колдовством и улетать по ночам. Вместо этого она усердно читала Библию и молилась.
Бывшие подруги, седые и морщинистые ведьмы, сильно гневались:
– Одумайся, Ядвига! – трясли они крючковатыми пальцами.
– Покайтесь пока не поздно, – отвечала им бабушка.
Старухи злобно шипели, брызгая слюной, и уходили ни с чем.
Вечерами бабушка рассказывала мне о Боге.
– Иисус любит нас. Он исцелил мою ногу, милый. Это чудо.
Я гладил черного кота и молча слушал. Мне нравилось, что бабушка не бранилась как прежде и не грозила усадить меня в печь на большой лопате.
Наша небольшая избушка на курьих ножках сильно преобразилась. Пыльные склянки с волшебными зельями на полках сменили труды Лютера и Сперджена. С потолка исчезла вековая паутина, а окна освободились от плесени. В избушку вернулся свет.
Каждое воскресение к нам приходили гости. Они рассаживались на полу, и бабушка объявляла начало богослужения. Морские сирены пели гимны хвалы, сутулый Леший проповедовал слово Божье. Всем было радостно.
После собрания мы пили чай. Соловей-разбойник, развалившись на ковре, насвистывал «Shout to the Lord». Гномы шумно спорили из-за сложных мест в Писании. Так продолжалось до вечера, и никому не хотелось расходиться.
Со временем, бабушкин приход увеличивался. Водяной крестил новообращенных в реке, и они становились членами нашей церкви «Сказочная Благодать». Последними крестились привидения, их долго не могли найти, пока и они, наконец, не услышали спасительное евангелие.
Просто, настало время, и нечисть очистилась.
Традиционный христианский праздник Пасхи отмечается в Беларуси практически всеми кругами населения. Именно на Пасху принято обращаться друг к другу со словами «Христос воскрес!».
Как не трудно догадаться, в чудесном воскресении Иисуса Христа и заключается подлинный смысл новозаветной Пасхи. Но почему это событие является праздником? Что с того, что когда-то очень давно Христос воскрес? Обратимся к истории.
Три с половиной тысячи лет назад, на горе Синай, Бог дал Моисею основополагающие для жизни десять заповедей, называемые Законом. Именно Законом измерялись и праведность, и грешность человека. На протяжении всего времени Бог спрашивал с людей согласно данному им Закону. Но соблюдение всех заповедей оказалось очень трудным и даже практически невозможным. Стремящиеся к праведности мучались осознанием своей грешности, а грешники несли наказание за свой грех. И в том и в другом случае, люди осознавали пропасть между ними и святым Богом и не могли полностью спастись от греха, как бы не старались. Ситуация складывалась, казалось, безвыходная, но уже в то время Бог посылал пророков, через которых обещал, что все изменится, Бог говорил, что придет Мессия и люди получат Спасение.
И вот, наконец, в мир пришел Христос. Его появление должно было решить главные проблемы. Во-первых, освободить человека от бремени греха. Христос прощал грехи тем, кто обращался к Нему, тем, кто верил, что Он – Бог, имеющий власть прощения грехов. «Вера твоя спасла тебя», – говорил Иисус. Так люди получали обещанное Богом Спасение от греха на земле.
Во-вторых, Христос появился для того, чтобы успокоить человеческую душу. «Придите ко Мне все усталые и обремененные, и Я успокою вас». Иисус спасал души от усталости и сердца от тяжкой ноши, исцелял больных и воскрешал мертвых.
В третьих, Христос пришел, чтобы дать людям новый Закон, всеобъемлющий и идеальный. «Возлюбите Бога своего всем сердцем и полюбите ближнего своего как самих себя», – учил Иисус, – «нет заповедей важнее этих двух»
В четвертых, Христос явился, чтобы заполнить Собой пропасть между человеком и Богом. «Я есть путь, истина и жизнь. Никто не приходит к Отцу, как только через Меня». До появления Христа даже и речи не было о том, чтобы человек мог приблизиться к Богу. Но именно с тех пор как Сын Божий пришел на землю, у людей через Христа появилась возможность соединиться с Творцом.
И наконец, самое главное, что принес с собой Христос – это обещание спасения – вечной жизни, новой земли и нового неба. «Ведь Бог так полюбил этот мир, что отдал своего единственного Сына, чтобы каждый верующий в Него не погиб, но имел вечную жизнь». Бог предложил Своего невинного Сына за все грешное человечество, чтобы люди, принимающие Сына, не несли наказания за грех и имели жизнь вечную.
Но не слишком ли много Христос пообещал? Получить прощение грехов, это еще ладно, но обладать жизнью вечной? Победить смерть? Именно это Христос и сделал, своим воскресением Он попрал смерть, чтобы показать, что все Его обещания людям – истинны, что для верующих Ему, принимающих Его – смерти не существует. Именно в этом и состоит праздник Пасхи для христиан. Христиане радуются тому, что получили спасение. Празднуют победу Христа над смертью, пребывая в твердой уверенности, что прощены Богом, и никогда не умрут окончательно.
А вы, когда бросите яйца в отвар из луковой шелухи или отстоите очередь на «освящение» кулича, будете ли вы уверены?
Тема алкоголя и сигарет - очень спорная. Предположим, христианин выпивает каплю вина. Грех это? Вряд ли. Затем он выпивает еще одну – и это тоже не грех. Капля за каплей все продолжается. Вопрос: после какой по счету капли христианин согрешил? Да и согрешил ли он?
Посмотрим, что нам говорит Библия.
Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу, и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека. (Пс.103:14-15)
Что мы видим? Видим, что вино дал человеку Бог, чтобы оно веселило его сердце, шло ему на пользу.
[Итак] иди, ешь с весельем хлеб твой, и пей в радости сердца вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим. (Еккл.9:7)
Екклесиаст, мудрейший человек, не воспрещает пить вино в радости сердца, когда Бог благоволит делам нашим. И это вовсе не грех. Однако отмечу слова «в радости сердца». Когда мы в печали, вряд ли можно сказать, что Бог благоволит делам нашим, вот тогда мы не должны пить вино. Не должны им спасаться, вот это как раз таки и будет грехом.
И все было бы хорошо, если бы у вина не было свойства пьянить до безобразия.
Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток, (Ис.5:22)
Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. (Гал.5:19-21)
Все три цитаты можно объединить в одно слово «пьянство». Грех – это как раз таки пьянство. Не вино, а пьянство. Ситуация, когда мы не контролируем наши мысли, наши слова, поступки. Ситуация, когда мы попадаем в рабство к вину. Поэтому, вино, алкогольный напиток – не грех. Грех - злоупотребление им. Христианин согрешит после той капли, которая приведет его в состояние освинения.
Именно поэтому я считаю, что правильная точка зрения находится между двумя крайностями – полным отрицанием алкоголя и пьянством. Пить вино – не грех, грех напиваться.
С курением ситуация обстоит сложнее. В то время еще никто не курил, поэтому относительно курения Библия не говорит нам ничего. Однако на основании отношения Библии к делам плоти и простой логики можно сделать следующие выводы:
1) Выкуривание сигареты – не больший грех, чем поедание фастфудовского гамбургера – и то и другое примерно одинаково разрушает наше тело, которое является «храмом Cвятого духа» (Кор.6:19).
2) Библия однозначно высказывается против зависимостей, одолевающих наше тело, нашу плоть. Поэтому курение становится грехом с той поры, когда делается нашим пристрастием. Когда мы привыкаем, одним словом.
Хочу остановиться еще на одном моменте. Если составить список всевозможных грехов, то он на рулон туалетной бумаги вряд ли поместится. А все грехи одинаково мерзки для Бога. Тогда почему же алкоголь и курение считаются самыми страшными грехами? Все дело в том, что христиане в своей чистоте всегда противопоставляются тому обществу, в котором живут. Пороки нашего общества – пьянство и курение. Притом еще с советских времен курение рассматривается как что-то аморальное, особенно женское. Именно поэтому нынешние христиане стараются быть чисты там, где нечисто наше общество. Если общество пьянствует – христианин даже не смотрит на вино, если общество укуривается травой – христианин игнорирует сигареты. В Риме времен Нерона, например, христиане противопоставляли тому обществу свою добродетель, свое чистое сердце, своего единого Бога, потому что пороками того времени были разврат, злость, зависть, жутчайшее язычество. А у нас славян так сложилось, что все традиционно бухают, поэтому на любой алкоголь церковь смотрит недобро. На самом деле я считаю, что если выбирать, от чего избавляться, от любви к пиву и трем сигаретам Camel в день, либо же от злости, зависти, гнева, лени – то я бы выбрал последнее.
Не так давно я читал роман Апдайка «Кролик, беги!» и там одним из действующих лиц был пастор Экклз. Так вот, он постоянно курил, что не мешало быть ему пастором церкви и никто на этом не заморачивался. Один парень рассказывал, что в церкви в Германии даже видел бар, в котором христиане пили вино и курили. Наверное, там тоже никто по этому поводу не заморачивался.
Таким образом можно сделать вывод:
Вино – не зло, зло - пьянство. Сигарета – маленькое зло, большое зло – зависимость.
Странные дела творятся с этим журналом, висит себе спокойненько без новых записей, а ротация читателей – просто ненормальная. Одни уходят, другие приходят…. В общем, понял я, что снова нужно браться за дело.
Очень хотелось бы написать об одном выражении Иисуса, ставшим уже крылатым. Никакое другое, по-моему, еще не вызывало такого стеба и перестеба.
Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую. (Матфея 5:39)
Как только над ним не издеваются:
«Если тебя ударили по правой щеке, подставь левую, затем уйди резко вниз и добей противника хуком слева».
«Если тебя ударили по правой щеке, подставь левую, и челюсть встанет на место».
Это все конечно забавно, но Иисус имеет в виду совсем другое. Многие толкователи Нового Завета утверждают, что Иисус упоминает правую щеку первой не случайно. Если стать лицом к человеку и попытаться ударить его наотмашь рукой по лицу, то очень естественно будет это сделать как раз таки по левой щеке. Другое дело, если бьешь тыльной стороной руки с замахом от левого плеча. Тогда удар приходится как раз в правую щеку. И при этом, по иудейскому раввинскому закону того времени, такой удар тыльной стороной руки вдвое оскорбительнее для человека. И если щека перестанет болеть, возможно, уже через пару часов, то унижение не забудется еще долго. От себя добавлю, что подлый удар по правой щеке можно очень легко получить и сзади. Исследователи Нового Завета ничего не говорят по этому поводу, но я не удивлюсь, если Бог в Своей мудрости усмотрел в том числе и это.
Думаю, не стоит объяснять, что Иисус говорит вовсе не про кулачную расправу. Он учит нас, как стоит реагировать на оскорбления и унижения, в том числе и на удары по лицу. Но почему Он предлагает нам именно такой способ? Не убежать, не промолчать, не заплакать, а подставить другую щеку? Я думаю вот что:
1) Естественная реакция на удар или оскорбление – это ответный удар или оскорбление. И это как раз то, чего не стоит делать христианину. Именно от этого предостерегает нас Иисус, устанавливая самую высокую планку, а вовсе не потому, что хочет, чтобы христианам надавали в полной мере по обеим щекам. То есть, лучше пусть христианин получит по второй щеке, чем ответит на зло злом.
2) Планка столь высока, потому что христиане должны отличаться от других людей. Обычный человек может опять же убежать, закричать, заплакать, но ему и в голову не придет подставить другую щеку.
3) В этом действии проявляется сила христианина, хоть и не всегда. Когда нас колотит на улице банда хулиганов, щека, почки и печень подставляются сами. Когда нас обижает начальство на работе, то ничего не остается, как стиснуть зубы, чтобы не оказаться на улице. Сила проявляется тогда, когда нас обижает заведомо слабый соперник. Например, когда нас обижает не банда хулиганов, а один маленький хулиганчик по пояс ростом. Сила состоит в том, чтобы удержать себя от искушения отыграться на нем за все несчастья. Сила состоит также в том, чтобы не мстить своему бывшему начальнику, если вдруг обогоним его в прыжках по карьерной лестнице.
А главное, следует помнить, что даже когда нас бьют, оскорбляют и унижают, за нашими спинами присутствует Бог. И если мы подставляем другую щеку, вместо того, чтобы огрызнуться – Он радуется.
Я уже столько написал про благую весть о спасении, что пора бы прояснить, что это вообще такое.
Все очень просто: Иисус умер за наши грехи для того, чтобы спасти каждого человека, кто примет Его своим спасителем.
Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.
(Марка 16:16)
Все очень просто, но многие не понимают, что им нужно спасение. Некоторые считают, что они не грешны. Библия говорит нам, что:
Как написано: нет праведного ни одного. (Рим.3:10)
За грех полагается только одно наказание, но Бог, послав на Землю своего Cына – дал нам шанс. Чтобы использовать этот шанс нужно просто принять Иисуса как своего спасителя. И тогда грехи будут прощены.
Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем. (Рим.6:23)
Многие не понимают, причем тут вообще распятие к греху, как, что и с чем согласуется. Более того, многие думают, что Бог просто садист, который послал своего Сына на смерть.
Лично мне ответы на все эти вопросы явились после просмотра фильма «Страсти Христовы». Все стало на свои места.
1) Богу нужно было показать, что через Иисуса Он прощает грехи человечеству. И раз Он простил то, что люди убили Его святого сына, то уж тем более Он простит нам все остальное.
2) Бог пообещал верующим в Иисуса воскресение после смерти. Чтобы люди поверили Ему – Он воскресил Иисуса из мертвых. Иисус умер именно для того, чтобы воскреснуть. Бог показал этим Свою силу и продемонстрировал, что смерть – это еще не конец.
Это и есть основная мысль Евангелия. Евангелие в переводе с греческого – благая весть, добрая весть. В мир пришла добрая весть о том, что каждый из нас получает шанс обрести спасение и жизнь вечную после смерти. Остается только поверить и принять Иисуса.
Конечно, две тысячи лет назад поверить было проще, потому что люди были очевидцами смерти и воскрешения. Но было бы странно, если бы Бог посылал Христа на смерть каждое поколение, только для того, чтобы люди воочию убедились. Но ведь именно потому, что люди того времени поверили и исполнили наказание Бога о распространении этой вести, на сегодняшний день в мире больше полутора миллиардов христиан (900 миллионов католиков, 700 миллионов протестантов, 200 миллионов православных).
В следующей записи я напишу о том, что же это такое, звучащее несколько абстрактно «принять Иисуса». А сейчас вы смогли ознакомиться с основной мыслью новозаветнего Евангелия. Правда, как мне кажется, большую часть моих читателей составляют люди, которые это все прекрасно знают. Надеюсь, тогда мой дневник является просто ободрением.
Судя по комментариям, следует написать поподробнее, зачем я вообще этот дневник создал. Некоторым кажется, будто мне взбрело в голову напялить на себя рясу проповедника и учить других. Это не так, я не люблю учить, я люблю рассказывать, это разные вещи. Зачем я все это рассказываю – это уже другое дело. Тут можно выделить две стороны: 1) потому что этому учит Библия, 2) потому что я хочу поделиться своим опытом.
Относительно Библии:
И приблизившись, Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.
(Матфея 28: 18-20)
Иисус учит нести Слово людям. Но каким бы продвинутым не был христианин, веру в сердце может поселить только Бог. Но для этого человек должен открыть Ему сердце тем, что он готов будет слушать то, что ему говорят, не стоять на позиции жестокого отрицания. Это не значит, что человек не должен сомневаться. Он имеет на это полное право. Задача христиан – рассказать о Боге, ответить на вопросы, в чем-то помочь. Именно поэтому несущих благую весть о спасении сравнивают с почтальонами – наша задача доставить Божью почту адресатам, а дальше будет действовать Бог.
Что касается личного опыта. На своем примере я понял, что нет счастья в этом мире без Бога. Без Бога нет мира в сердце, нет уверенности. И те дни, когда я максимально близок с Богом – это мои самые счастливые дни. Я уверен в своем сегодня, я уверен в своем завтра, мне спокойно. Я знаю, что мне некого бояться на этой земле, кроме Бога. В сердце царит спокойствие. Хотя для моего сердца больше присуще состояние тревожности. Ведь бывает так – непонятно откуда взявшаяся тревога, вроде ничего не произошло - но неспокойно как-то…. Бывает так, что у человека есть все – любимый человек, деньги, работа – но все равно нет мира в сердце, ему неспокойно – это значит, что ему не хватает Бога. Я в это искренне верю, поэтому я пишу об этом.
Не смейтесь и не издевайтесь над христианами, которые предлагают вам свои книги в подземных переходах и на улицах. Возможно, вокруг них не осталось больше ни одного человека, который бы не услышал вести о спасении. Но Бог учит нести эту весть дальше. Поверьте, что они не полоумные люди, не фанатики. Они просто исполняют Божью волю. По своей воле, без Божьей поддержки, вряд ли бы они решились на такое, когда самая часто встречающаяся реакция людей – агрессия и издевки. И скорее всего, девять человек из десяти выкинут любые книги, какие бы им не дали. Об этом свидетельствует опыт раздачи Новых Заветов перед нашим университетом, когда после, маленькие синенькие гедеоновские издания были разбросаны по всему учебному корпусу. Но будет один человек из десяти, который книгу не выкинет. Почему-то мне представляется запутавшаяся в себе и во всем остальном девочка. Она придет домой, откроет книгу и… А дальше все будет очень просто – Бог как никто умеет посылать в нашу жизнь то, что больше всего созвучно нашим мыслям. Девочка удивится, что оказывается не все так плохо, с этими верующими и когда в следующий раз ей в жизни встретится христианин, она отнесется к нему с интересом, а не с насмешкой, она будет готова слушать.
Надеюсь, стало совсем-пресовсем понятно, почему я завел этот дневник….
МуРРчительно хочется что-нибудь написать… ток темы нет! А, есть! В одном дневнике (адрес которого я, конечно, не помню – память-то девичья, короткая, и не сохранила) уже пару дней ведется жесткая такая дискуссия на тему бога и церкви. Вот и я, дабы не вмешиваться, решила написать свое мнение здесь.
Для меня бога нет. Я с детства не верила в его существование, еще тогда я не понимала как может быть что-то нематериальное, чего я не могу потрогать, увидеть, услышать, почувствовать. Любовь? тоже нематериальна, но я ее чувствую. Ветер? Слышу его свист, чувствую его, когда он своим теплом/холодком обнимает меня. Запах? Ну а на что дано обоняние;-) Бог? Не воспринимаю его ни визуально, ни тактильно, никак! Вот до сих пор не верю… Почему? Не могу сказать точно. Когда я была маленькой, мама водила меня в церковь, я не могла там находиться – мне становилось плохо, я не могу носить крестик – задыхаюсь, не могу держать свечу – жжет руку. Но не сказать, что я атеист, яркий приверженец безбожия… Я лояльно отношусь ко всем верам; мне, например, было очень уютно в католический церкви. Ну ведь даже в Библии написано «в храме бога нет», зачем тогда церкви? Чтобы собирать деньги? Разве может субстанция, которой нет помочь чем-нибудь человеку с неизлечимой болезнью, матери, потерявшей ребенка, нищему человеку? Друг написал мне: «Интересно, а бог есть??? Все твердят о равноправии, о рае, о воссоздании по делам его... А я почему-то им не верю... Они давно потеряли свое человеческое обличие, спрятав его под именем божьим (хотя я сам верю в него, но не до фанатизма). Хотя пустое все это...» Равноправие… рай… Наверное, людям просто надо в кого-то верить, в того, кто не умрет, кто будет (по их мнению) всегда милостив, кто будет их защищать и оберегать. На все воля божья? На болезни, на потери, на боль? И на войны тоже? На теракты? На то, что дети, впервые пришедшие в школу были либо убиты, либо покалечены и морально и физически на всю жизнь? На то, что трехлетней девочке в плену отрезали пальцы? На то, что Норд Ост захватили? На то, что взрывают каждый день автобусы, дома, гостиницы? И это во называется волей божьей, милостью? Тогда что есть немилость божья? Хм… Для меня это вообще больная тема, так что на этом остановлюсь. Вот.
Я чувствую тягу к знаниям. Тягу к нашей родной славянской вере. Я считаю себя язычником, стараюсь найти как можно больше материалов о нашем прошлом. Но иной раз понимаю, что многое узнать мы не сможем никогда. Многое из нашей древней славянской культуры было уничтожено христианами, и глупо надеяться, что мы всё о сможем узнать о нашем прошлом. Хрюсы постоянно говорят нам, что его нет. А я не могу в это поверить. Неужели это правда? Иной раз у меня складывается такое же ощущение. Я не уверен в подлинности ряда книг, они могли быть написаны в 20-м веке (например, книга Велеса). И от этих мыслей становится тяжело.
Шёл сегодня по парку и в очередной раз думал о забытой культуре… Забытой Вере… Навсегда потерянных знаниях, которые у нас украли ублюдки христиане, навязавшие нам чуждую ущербную веру. И я понимаю, что в своих поисках истины одинок. Нет, есть ещё язычники, их ряды растут, но по-прежнему мало людей, которых действительно интересует наше прошлое.
Хрюсы, вы украли у нас наше прошлое! Я ненавижу вас!
...
беженцы жили в плацкаpтных вагонах, отогнанных тупик.
По вагонам ходили баптисты, pаздавали еду;
По вагонам ходили иеговисты, pаздавали свои книжки;
По вагонам ходили пpавославные, СОБИРАЛИ деньги "на хpам".
Хотелось бы отвлечься от основной темы и написать о том, насколько прочно Евангелие вошло в нашу жизнь, хоть мы сами этого порой не замечаем. Библейские цитаты и термины растворились в нашем быте и очень немногие знают, где все же находится первоисточник. Достаточно того, что седьмой день недели мы называем «воскресение» и вряд ли даже когда-нибудь задумываемся почему. Религиозные праздники воспринимаем как должное, например, Рождество. Но спроси у людей, кто и зачем родился – немногие ответят правильно, хотя празднуют с особым усердием и даже не один, а два раза. Доходит до абсурдов. В Интернете я прочитал о записке на дверях аудитории в одном ВУЗе – «Зачет по научному атеизму переносится на 8-е января, в связи с праздником Рождества Христова».
Часто мы слышали от учителей в школе «знать как «Отче наш»». Это устойчивое выражение, и на самом деле, я сомневаюсь, что учителя которые употребляли его, сами знали эту молитву. Но корни то ведут в гораздо ранее время, когда пучина безверия не обрушилась на Россию, Беларусь и прочие советские страны. Когда-то молитву «Отче наш» знали очень хорошо. И хотя сейчас ее текст многими забыт – все равно ее поминают к месту и не к месту.
Но я бы хотел написать о другом. Я бы хотел написать о словах Иисуса, которые люди повторяют вот уже две тысячи лет и забывают, кем они были сказаны.
Все мы знаем выражение «не хлебом единым жив человек». Оно произносится абсолютно в разных контекстах – и когда вместе с хлебом, например, присутствует еще и мясо, или, к примеру, когда хотим подчеркнуть духовное, а не физическое содержание выполняемого нами действия. Но мало кто знает продолжение данного утверждения и его истинный смысл. Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. (Матфея 4:4)
Если говорить очень просто, то это значит, что нужно Библию читать.
Часто употребляется в миру выражение «Нет пророка в своем отечестве». Идут различные даже вариации на эту тему, вроде «Эксперт – это любой человек не из нашего города» или «Западные специалисты не в пример лучше отечественных».
Оригинал звучит так: Истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве. (Лук.4:24)
Эти слова Иисус произнес во время проповеди в Галилейской синагоге, когда слушатели пораженные тому, что их учит, тот, чьего отца они знали лично, засомневались, а стоит ли вообще верить Иисусу.
Частенько употребляется «Кто придет к нам с мечом – от меча погибнет». Почти достоверная библейская цитата, но все же не совсем, и от того, приобретшая кровожадный смысл, который в нее вовсе не закладывался. В Библии мы можем прочитать следующее: Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут. (Матф.26:52) Кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убитому мечом. (Откр.13:10)
В контексте всего текста, откуда взяты отрывки, эти фразы значат, если сказать грубо: «За что боретесь, на то и напоретесь». И взявший оружие в руки, пусть готовится смерть принять от оружия. Очень пацифистские строки, они многое объясняют в нашем мире. Мы не слушаем Иисуса и встаем на тропу войны, а не на дорогу любви, поэтому нам нечему удивляться.
Под заблудшей овцой в миру имеют в виду все что угодно, кроме того смысла, который вкладывал Иисус в своей притче. На самом деле, многие из нас те самые заблудшие овцы - потерянные грешники, не нашедшие Бога. (Матфея 18:12-14)
Также Иисусу принадлежат слова о сучке и бревне в глазу. Сложно это выражение истрактовать не так, как надо. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? (Матф.7:3)
«Пусть минует меня чаша сия», - повторяют люди пытаясь избежать какой-либо неприятности. Это тоже слова Иисуса, более того, это слова из его молитвы. Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. (Матф.26:39)
Чтобы понять, что Иисус имел в виду под «чашей сией» следует прочитать отрывок: И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. (Матф.26:27-29)
Что значат наши чаши по сравнению с этой? Чашей крови распятия во имя всех людей?
В Библии гораздо больше выражений, перекочевавших в наш быт, в том числе: «терновый венец», «нести свой крест», «умыть руки», «всему свое время», «во многой мудрости много печали». Но пока я остановлюсь только на этих, возможно, когда-нибудь напишу продолжение этой темы. Мне кажется, люди должны знать, кто изрек те слова, которые они употребляют, и насколько прочно Библия завязана с нашей жизнью.