«Эта музыка напомнит тебе дни любви и молодости»
Михаил Глинка - Константину Булгакову
1839 год. Михаил Иванович Глинка (1 июня 1804 — 15 февраля 1857) находится в Санкт-Петербурге.
Композитор уже известен как автор инструментальных пьес и романсов и работает над своей первой оперой («Жизнь за царя»).
В один из вечеров Михаил встретил Екатерину Керн и влюбился. Она вдохновила его на создание романса «Я помню чудное мгновенье». Тогда же он и начал создавать пьесу для фортепиано, носившую название «Вальс-фантазия».
(для фортепиано)
По воспоминаниям самого композитора, именно для неё он написал «Вальс-фантазию», однако не мог посвятить сочинение ей явным образом, поэтому в печати оно вышло с посвящением Д. Стунееву, мужу сестры Глинки.
В то время Екатерина Керн была воспитательницей Смольного института благородных девиц. Зять Глинки, муж его сестры Марии – Дмитрий Стунеев, заведовал в этом учреждении хозяйственной частью и жил с семьей в квартире при институте.
Русская публика приняла вальс с восторгом, но с еще большим трепетом к нему отнеслась публика французская, когда в 1845 году в Париже Глинка лично оркестровал «Вальс-фантазию» для исполнения, дав варианту для оркестра название «Скерцо в форме вальса».
Премьера прошла в одном из концертных залов Парижа. Публика с восторгом приняла сочинение, наполненное лиричностью и проникновенностью.
В 1856 году композитор создал последнюю (наиболее известную) редакцию «Вальса-
фантазии». Оркестровка получилась более прозрачной и поэтичной. Этот вариант Глинка посвятил своему другу К. А. Булгакову.
«Скерцо увлекательно,
исполнено самого поразительного ритмического кокетства,
истинно ново и превосходно развито»
Композитор Гектор Берлиоз
Музыка «Вальса-фантазии» словно бы колеблется между полюсом надежды и полюсом печали. Порой она скользит и порхает, поражая изяществом пируэтов и ажурностью линий. Иногда же она словно вздыбливается, сжимается и становится похожа на страдальческую, исполненную тоски музыку , как будто предвещая боль и меланхолию. И тема печали побеждает, грозный вихрь уносит музыку «Вальса-фантазии», оставляя надежды несбывшимися и сердце разбитым. Парадоксальным образом, сама хрупкость, ломкость, неземная утонченность должны были пасть под натиском судьбы: любовь столь прекрасная, столь далекая от всего земного, могла лишь нанести сердечную рану, но расцвести она не могла.