Каждого поклонника современного российского кинематографа эти звуки раз за разом погружают в атмосферу советской послевоенной Одессы:
культовый сериал Сергея Урсуляка 2007 года «Ликвидация» с блистательными актёрскими работами Владимира Машкова и Михаила Пореченкова. История о борьбе с бандитизмом — в музыкальном оформлении композитора Энри Лолашвили. Здесь есть всё: и динамизм, и тревожность, и необходимая меланхолия. Да и главная тема цепляет настолько, что невозможно оторваться.
Только вот что-то напоминает…
Как ни странно, но саундтрек Лолашвили — не единственный случай в отечественном кино, использующий уже известную нам мелодию в жанре детектива с любовной интригой.
За 30 лет до «Ликвидации» на советские экраны вышел фильм Игоря Шатрова «И это всё о нём» — с Евгением Леоновым и Игорем Костолевским в главных ролях.
Как и в «Ликвидации» — лишь в другом ключе — злодеяния, уголовный розыск, таинственная гибель героя…
Музыку к фильму написал автор любимых детских песен — Евгений Крылатов, сопроводивший ретроспективные картины безмятежного счастья всё той же темой.
Характер печально-щемящей мелодии очевиден: на неё поют только о любви — любви ностальгической и ушедшей безвозвратно.
Именно в таком амплуа эта музыка обрела жизнь и в кинематографе, и на эстраде.
О своей возлюбленной поет герой Марио Ланца в музыкальной комедии 1952 года «Потому что ты моя». Заглавная песня была номинирована на премию "Оскар".
А это уже другой кумир середины ХХ-го столетия — Фрэнк Синтра. Ещё одна любовная баллада «Возьми Мою Любовь» — и вновь на ту же самую мелодию.
В случае и с Ланца, и с Синатрой — создатели песен указали первоисточник:
Иоганнес Брамс, третья часть — Poco allegretto — из Третьей симфонии
Симфония № 3 фа мажор op. 90
Часть III. Poco allegretto
Автор грустного напева — суровый, мощный и величественный классик Иоганнес Брамс(1833 - 1897), от которого подобного всплеска лирических эмоций можно было бы ожидать в последнюю очередь.
Факт остается фактом: 50-летний композитор написал задушевный романс с «улыбкой сквозь слёзы». О чём вспоминал композитор, достигший к тому моменту европейской славы и статуса подлинного классика немецкой музыки?
Симфония была посвящена известному дирижёру и пианисту Гансу фон Бюлову, с которым Брамса связывала настоящая дружба.
В одном из писем к Брамсу Бюлов писал: «Превращать огонь, затаенный в твоих произведениях, из скрытого в видимый — это любимое занятие всецело преданной тебе дирижерской палочки».
Таково и интермеццо из Третьей симфонии — тихое и задумчивое, с ясно улавливаемой ноткой обреченности и скорби. Быть может, автор подводил итоги и готовился к завершению земных подвигов? А возможно, наоборот: прощался с безвозвратно ушедшим прошлым — для нового витка жизни? Кто знает…
И сегодня — будь то популярная песня или джазовая интерпретация мелодии Третьей симфонии Брамса — мы явственно ощущаем посыл и характер авторского первоисточника:
«… и увидели все, как раскрылись небеса,
и ощутили то, что может сказать музыка Истины…»
Благодарю, Людмила!
Очень интересно, жаль плохо всё у меня воспроизводилось...
Синатра не очень понравился, странно слышать такую песню. Да и вообще он мне не нравится.
Люблю музыку Брамса!
Ответ на комментарий Буала #
Я, обычно, проверяю на смартфоне, планшете и стац.компе. и часто много раз переделываю.Иногда просто перезагружаю страницу и порядок!
Ответ на комментарий liudmila_leto #
Сейчас всё ещё раз прослушала. Днём же вместо Крылатова был просто глухой чёрный прямоугольник, а аудио самопроизвольно включались и выключались. Ничего не помогало.
В фильме "И это всё о нём" Крылатов просто осовременил Брамса, тогда модно было классику обрабатывать. Мне очень нравятся записи оркестра Поля Мориа с такими обработками, именно того периода что и фильм.
В титрах же указано, на сколько я помню, что это музыка Брамса.
Ещё раз, спасибо за пост!