Яркое солнце, чистейшее безоблачное небо, благодатные песчаные пляжи и лазурные воды безбрежного моря… Картина идеального мира: Неаполь… Мечта и желанная цель любого путешественника! Конечно, в нынешнем стремительно меняющемся мире всё гораздо разнообразнее, динамичнее и приземлённее.
Но у Неаполя — особая роль: идеальный образ города и всего приморского региона Южной Италии прочно укоренился в сознании каждого любителя музыки — через неаполитанские песни.
Они такие разные: зажигательные, меланхолические, упоительные, страстные и всегда моментально запоминающиеся. Практически у каждой песни есть автор, но о них мало кто вспоминает. Если вообще знает. А уж ежели авторскую песню принимают за фольклор — это высший знак качества и признания.
Мощный паровой двигатель, стальные тросы и две кабины, двигающиеся в противоположных направлениях по склону Везувия: вверх — к кратеру, и вниз, к подножью горы.
Это фуникулёр, воспетый в знаменитой неаполитанской песне итальянца Луиджи Денца(1846—1922) на текст поэта и журналиста Джузеппе Турко(1846—1903).
Ещё точнее — в песне поется не столько о фуникулёре, сколько о пышущем любовью молодом человеке, который с радостью увлекает возлюбленную на прогулку к вершине Везувия.
Заразительная песенка 1880 года — с задорным припевом «funiculi, funicula» — с момента первого исполнения на фестивале в одном из районов Неаполя и последовавшего издания разлетелась миллионами копий по всему миру. Карьера прежде никому неизвестного композитора взлетела до небес. Остаток жизни Луижди Денца проведёт безбедно, на посту профессора пения в Королевском колледже Лондона.
А теперь представьте: вам 22 года, вас только что назначили главным дирижёром оркестра и в течение ближайших десяти лет вам суждено стать ведущим композитором Европы. А пока, набираясь опыта и впечатлений, вы совершаете увлекательное путешествие по Италии. Вы влюблены абсолютно во всё, что встречаете на своём пути: достопримечательности, природу, местную культуру и даже традиционные античные развалины — всё вызывает восхищение и желание творить. В какой-то момент на улицах Неаполя вы слышите прелестный мотивчик тарантеллы…
«Что за чудо этот неаполитанский фольклор!» — восклицаете вы и тут же делаете наброски финала будущей симфонической поэмы.
Всё, что рассказано, — история одного лета в жизни Рихарда Штрауса(1864-1949), которое он провёл в путешествии по Италии. По возвращении как результат — первая в жизни поэма для оркестра — «Из Италии» (с финалом на тот самый полюбившийся мотивчик) — и первый настоящий триумф.
"Из Италии", симфоническая фантазия для оркестра, op. 16
IV. Неаполитанская народная жизнь
Дальнейшее развитие событий было лишь вопросом времени.
Луиджи Денца, автор запатентованной песни «Funiculi, funicula», прознал про музыку Штрауса и… подал на композитора в суд. Итогом слушания дела стал вердикт, согласно которому Штраус был обязан выплачивать итальянскому коллеге процент от каждого исполнения симфонической поэмы.
Спустя десятилетие в такую же ловушку попал и русский классик Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844–1908): задорную тарантеллу он счел народной и с удовольствием сделал оркестровую обработку — не менее яркую и праздничную, чем оригинал.
Неаполитанская песня для оркестра(1907)
Это была последняя партитура композитора: спустя год он ушёл из жизни, так и не узнав об истинном происхождении «вирусного мотивчика».
О реакции Луиджи Денца на сочинение Римского-Корсакова ничего не известно. Вероятно, ему вполне хватало авторских отчислений как от исполнения музыки Рихарда Штрауса, так и от самой песни, миллионами копий проданной по всему миру.