Издревле ювелиры Руси на весь мир славились своим мастерством и изумительной работой. Посмотрим, как зарождалось ювелирное искусство с древности, и проследим основные этапы до наших дней.
Ювелирное дело негласно считается исконно мужским. Но что вы скажете, узнав, что еще во времена разрозненности русских племен, в VIII веке первыми ювелирами были именно женщины. Мастерицы создавали обереги и символы языческой веры: коловрат, стрела Перуна и тройники для защиты жилища от злых духов и болезней, а также украшения для себя любимых. Они применяли литье по воску, плели из провощённых веревочек желаемый узор, покрывали глиной, обжигали и заливали полученную форму драгоценным металлом.
Становлением древнерусского ювелирного мастерства по праву считается Киевская Русь X-XII веков, которая в те времена была воистину многонациональным государством. Здесь мирно уживались евреи, исламские торговцы с Востока, скандинавские войны, православные, прославлявшие византийскую культуру, греки и армяне, представители античной культуры и сами руссичи, предпочитающие языческое искусство. Под влиянием разных культур русские ювелиры давали своему воображению простор, где разгуляться.
Техники и мастерство ювелиров тех времен поражали путешественников со всего мира. Мастера работали в скандинавской технике «зернь»: тысячи мельчайших металлических шариков напаивались на изделие.
В технике «скань»: невероятно тонкая проволока из золота или серебра скручивалась в жгуты, свивалась в кружевные узоры и напаивалась на пластины.
В византийской технике перегородчатой эмали, требовавшей невероятного терпения и аптекарской точности от работы мастера. На украшение мастер напаивал тончайшие золотые перегородки, располагая их ребром. В получившиеся ячейки закладывали эмали разных цветов и нагревали. Изделия в перегородчатой эмали получались очень прочными, а краски изделий, найденных через сотни лет, оставались такими же яркими.
Горожанки Древнего Киева обожали украшения и буквально обвешивали себя с головы до пят. Это были нашивные спицы с фибулами — металлическими застежками для крепления одежды и создания сложных причесок, серебряные или золотые серьги, серебряные бляшки, бронзовые зажимы для волос, которые позволяли дополнительно подчеркнуть красоту лица.
А еще литые перстни с орнаментом, витые браслеты из драгоценной проволоки, бусы и браслеты из разноцветного стекла, хрусталя, рубинов и крупных литых золотых. К ним прикрепляли «лунницы» лунообразные подвески, с орнаментом в виде мифических зверей в скандинавском стиле, тонкими плетёными конструкциями, напоминающими арабские изображения и мотивы схожие с декоративными элементами древнерусских церквей.
Также носили вылитые из серебра височные кольца, которые вплетались в женскую причёску у висков и колты — полые подвески из серебра или золота прикреплявшиеся цепочками к головному убору.
Фактически конец ювелирному искусству Древней Руси принесли татаро-монголы во время своего нашествия, убив тысячи великолепных мастеров, а уцелевших угнав в орду на благо своих правителей. На почти долгих 100 лет мастерство древнерусских ювелиров кануло в бездну забвения. И только к середине XIV века оно начало медленно возрождаться.
В XIV веке началось возрождение ювелирного искусства после монголо-татарского нашествия. Мастера по крупицам собирали утраченные древнерусские секреты и разрабатывали новые методы инкрустации. Появились иностранные художники-ювелиры, которые привнесли свои способы работы с металлом, иные формы украшений и улучшили качество исполнения ювелирных работ в целом.
К сожалению, некоторые техники были утрачены безвозвратно. Общие усилия дали свои плоды. Ювелирное искусство Древней Руси стало развиваться и процветать с новой силой.
ХIV-ХVI века
Центрами ювелирного промысла по очереди становятся разные города и регионы Руси: Кострома и ближайшие поселения на Волге, затем Нижний Новгород, Ярославль, Москва. Изделия костромских ювелиров, начинавших буквально на ощупь осваивать ремесло, теперь гремят на всю страну: серебряные солонки, подстаканники, медальоны на цепях, браслеты и броши словно сотканы из тончайших серебряных кружев. В Нижнем Новгороде отливают знаменитые чарки из благородных металлов.
«Московская скань» с узором в виде спиралевидных завитков в обрамлении маленьких петель, переживает настоящий рассвет.
Основной заказчик ювелиров средних веков – церковь. Многие умельцы работали при монастырях. Изделия того периода отличает церковная тематика: богатейшие складные алтари, разнообразные сосуды и чаши для богослужений, складни с литыми изображениями жизни святых. Тогда же появились невероятные оклады для церковных книг и икон ярославских мастеров, прославившихся своей резкой и чеканкой по серебру. А так же великолепные дискосы псковских мастеров, плоские блюда для просфоры и других церковных надобностей, использующихся во время службы.
Кроме церковной утвари, до наших дней дошли и обычные предметы быта, в коих прослеживается подчеркнутое стремление к роскоши: красивейшие подносы, шикарные блюда, сахарницы, чайники и соусники, виртуозно выполненные в технике чернь.
Удивительные примеры миниатюрного литья и чеканки тех времен: ковчег-мощевик князя Андрея Владимировича, двустворчатая панагия и кадило преподобного Никона Радонежского, оклад Евангелия Николо-пешношского монастыря, серебряный потир Троицкой обители.
XVII век
С открытием месторождения самоцветов на Урале начало активно развиваться камнерезное дело. Изобретена огранка алмазов.
Особое место среди ювелирных украшений на Руси занимают Серьги. Их делали в таком количестве, что появились специальные мастера-сережники. Серьги носили и мужчины, и женщины.
Невероятно ценным и модным считалось кружево из ажурных драгоценных пластин, запонок, украшенных камнями и эмалью. Так же высоко ценились пуговицы из золота и серебра. Разнообразие их форм и размеров поражает: чеканные, гладкие, чешуйчатые, усыпанные жемчугом и изумрудами, в виде еловой шишки, шара, миндаля - не пуговицы, а маленькие произведения искусства.
XVIII-XIX век
Начало настоящего рассвета ювелирной промышленности пришло с реформами Петра I. В мастерских Оружейной палаты Кремля кипит работа выдающихся ювелиров, выполняющих заказы не только царской семьи, но и знати. Иностранные ювелиры, в большом количестве прибывающие в Россию, изумленно пишут о русских женщинах, увешанных драгоценностями даже в повседневной жизни.
"Шапку Мономаха" заменила корона Екатерины II - шедевр, выполненный И. Позье с пятью тысячами бриллиантов различных цветов и форм, двумя рядами ровнейших индийских жемчужин и шпинелью почти в 400 карат, оплетённой веткой бриллиантов.
Появляется понятие ювелирный гарнитур. Колье, серьги, кольца, браслеты, шпильки и заколки для волос изготавливают в едином стиле. Создаются высокохудожественные сервизы из сотен предметов, письменные принадлежности, различные приборы.
Из золота и серебра отливают ордена и знаки отличия.
Модно носить серьги, украшенные гранеными шариками из стали, Дорогие кольца с крупными драгоценными камнями в ажурных гнездах, серебряные пояса из звеньев с природным орнаментом в виде завитков, листьев, птиц.
В XIX веке в Москве и Петербурге открываются фабричные предприятия серебряного и золотого дела. На весь мир славится фирма "Фаберже". Яйца Фаберже, которые царская семья получает каждый год на Пасху, становятся символом роскоши и богатства в России и за её пределами.
Сейчас специалисты говорят о некотором упадке в ювелирном деле. Многие мастера уезжают на Запад. Ювелирный рынок теснит некачественный Китай. Но, пройдя такой непростой путь, мы верим в силу духа, безудержную фантазию и невероятное мастерство российских ювелиров и желаем покорять новые горизонты, не оглядываясь на временные трудности.