Самый старый из сохранившихся мостов Парижа по иронии судьбы носит название Новый мост (Le Pont-Neuf). Он соединяет западную часть острова Ситэ с набережной Лувра на правом берегу (1 округ) и с набережными Конти и Гранд-Огюстэнн на левом берегу (6 округ).
К середине XVI в. Париж уже можно было назвать настоящим мегаполисом своего времени. Город активно расширялся и застраивался, процветала торговля, и он постоянно страдал от пробок. Причем пробки были не только транспортные, но и людские. Особенной скученностью отличались столичные мосты, которых тогда было всего четыре – мост Нотр-Дам, мост Сен-Мишель, мост Менял и Малый мост. Здесь чуть ли ни друг на друге находились дома, ремесленные мастерские и торговые лавки. Все эти нагромождения очень мешали людскому и транспортному движению.
Hubert Robert. Pont Notre Dame
Auguste-Hippolyte Collard. Ancien pont Saint-Michel. 1857
Louis Dupré. Pont au Change
Король Генрих II предложил построить новый мост, но воспротивились парижские торговцы, и об идее забыли на целых два десятилетия. Вспомнили о ней уже при Генрихе III, последнем из Валуа. Было решено, что пятый мост соединит Лувр и рынок аббатства Сен-Жермен-де-Пре. Конкурс на лучший проект объявили в 1557 году. Его выиграл архитектор Батист Андруе дю Серсо.
Проект моста. 1577
Первый камень в фундамент нового моста заложили 31 мая 1578 года сам король, его мать Екатерина Медичи и супруга королева Луиза. Строительство было прервано недостатком средств и религиозными войнами и возобновлено только в феврале 1598 года уже при короле Генрихе IV Великом. Возведением моста руководил Гийом Маршан, взявший за основу проект дю Серсо. Завершили работы лишь в 1606 году, уже при короле Генрихе IV.
Hendrick Mommers. View of the Tour de Nesle аnd the Pont Neuf
Пон Нёф разительно отличался от более ранних мостов. Он был построен не из дерева, а из камня-известняка; был огнеупорным и рассчитан на долговечность.
Мост пересёк стрелку острова Ситэ и состоял из двух частей, оси которых не являются точным продолжением одна другой. Южная часть моста имела 5 пролетов, северная - 7. Длина арочного моста составила 280 м., а ширина - 20 м. Отличительной особенностью Нового моста стало то, что он не был застроен лавками и домами, как другие мосты. Таким образом, проходя по мосту, можно было любоваться Сеной и окрестностями, однако торговцы были недовольны тем, сколько места осталось неиспользованным. Отличала Новый мост и необычайная для XVI века ширина, превышавшая ширину не только всех парижских мостов, но и большинства улиц города. Кроме того, он стал первой "улицей" с тротуаром во всем Париже, ведь обычно пешеходам приходилось шлёпать по мостам по колено в грязи рядом с гужевым транспортом.
Внешний вид моста имел несколько характерных особенностей. Отличительной чертой стали балконы в виде полумесяца, поддерживающиеся цилиндрическими башнями.
К скульптурным украшениям моста относятся так называемые «маскароны» – маски, изображающие персонажей древнегреческих мифов. Их ваяли Жермен Пило и его ученики. Сейчас там копии, а оригиналы находятся в Лувре и музее Клюни.
В разбивке пролётов отразилось характерное для эстетики Возрождения стремление к симметрии. Каждая часть моста имеет чётное количество опор и центральную арку наибольшего пролета, подчеркивающую главную ось композиции.
В 1614 году по распоряжению королевы Марии Медичи в срединной части моста, опирающейся на остров Ситэ, возвели статую всадника в честь её убитого в 1610 г. религиозным фанатиком мужа - короля Генриха IV.
Jean-Baptiste Lallemand. La Monnaie, le Pont Royal et le Louvre, vus du terre-plein du Pont-Neuf. vers 1775
История памятника Генриху IV длительна и не волне обычна. Мысль поставить памятник своему супругу королева Мария Медичи высказала в 1604 г. Изваять статую она поручила ученику Микеланджело итальянскому скульптору Джованни Джанболонье, но тот не смог её завершить из-за настигшей его в 1608 году смерти. Закончил её помощник скульптора Пьетро Такка. Большой мраморный постамент для памятника был выполнен по проекту архитектора Пьера Франквиля. Им же были частично выполнены два боковых барельефа, с изображениями сцен въезда короля Франции в столичный город и раздачи продуктов жителям Парижа. Полностью пьедестал был завершен Франческо Бордони в 1618 г., а сам памятник окончательно закончен только к 1635 г. Последним дополнением к нему стали статуи четырех рабов по углам пьедестала.
Это был первый памятник французском королю, установленный в общедоступном месте. Бронзовая статуя короля стояла здесь вплоть до Французской революции - в 1792 году её разбили и сбросили в Сену. Уцелело несколько фрагментов памятника, которые представлены сейчас в экспозиции музея Карнавале. В 1814 году король Людовик XVIII поручил отлить новую статую и установить её в том же месте Нового моста. Реплика конной статуи короля была отлита в бронзе по скульптурной модели Франсуа Лемота. Именно эту статую мы и видим в наши дни.
Мост Пон-Нёф стал для своего времени поистине грандиозным сооружением. Это был настоящий прорыв в архитектуре Средневековья, поскольку в Париже впервые появился мост, не застроенный по бокам домами и другими зданиями и предназначенный сугубо для сообщения между двумя берегами Сены. Торговцы даже сокрушались по этому поводу: мол, столько свободного места зря пропадает. Между тем «пустой» Пон-Нёф становился центром уличной жизни Парижа, превращаясь в излюбленное место прогулок. Здесь толпилась местная богема, шныряли воры-карманники, предлагали свои услуги девицы легкого поведения, искали пациентов лекари, торговали аптекари и букинисты. Он стал любимым местом выступлений уличных актеров. Их зрителями была модная публика, прогуливающаяся вдоль расположенных в нишах ларьков, сейчас на их месте стоят каменные скамьи.
С точки зрения архитектуры Новый мост по сегодняшний день сохраняет в своем облике особенности того времени. Он отличается массивностью и опирается на перекрытые полукруглыми архаичными арками пролёты. Мост украшают крепостные башенки и свойственные уже ренессансу каменная резьба и гротескные маски. В 1848-1855 годах Пон-Нёф был видоизменен: старые арки заменили на такие же по форме, но заниженные. Изменили и карнизы с медальонами. В 1854 году в месте, где соединяются выступы с полотном, были поставлены металлические фонари работы архитектора Виктора Бальтара.
С моста открывается великолепная панорама Сены и Парижа. Особенную неповторимость мост обретает вечером и в ночное время, когда включается подсветка, и он начинает располагать к романтическим встречам. Не зря, наверное, еще в 1991 г. режиссер Лео Каракс снимал здесь свой фильм «Любовники с Нового моста»…
Новый мост в искусстве.
Николя Жан Батист Рагене:
Джузеппе Канелла:
Гюстав Кариот:
Камиль Писсарро:
Огюст Ренуар
Йохан Бартольд Йонгкинд
Поль Синьяк:
Альбер Лебур:
Франк Майерс Боггс:
Клод Моне:
Максимильен Люс:
Альбер Марке:
Феликс Валлоттон
Эжен Гальен Лалу
Фредерик Карл Фризеке
Норман Роквелл
Эдуард Леон Кортес
Александр Серебряков
Олеся Злотникова
Александр Артёмов
Сунг Сам Парк
В наше время Пон-Нёф служит не только историческим памятником, транспортной артерией и произведением архитектурного искусства, но и становится участником инсталляций современных художников. Художник Кристо, творивший в стиле ленд-арт, на 10 лет (1975-1985) обернул мост тканью, создав временное произведение искусства «Обёрнутый мост Пон-Нёф». В общей сложности на это дело ушло 41 800 кв. м. шелковистой ткани золотисто-песчаного цвета из полиамида.
Ответ на комментарий Марина_Ушакова #
Привет, Маришик. Вчера едва не
Почти три четверти дня просидела над этим материалом, всё сделала, оформила, осталась пара фраз... вышла ненадолго... вернулась и ОПА... всё исчезло. Пришлось заново искать и восстанавливать по крупицам.
...присоединяюсь к мнению Марины: "Очень хороший пост, Леночка." Пост дался трудным, но получился шикарным, обзорным, иллюстративным, познавательным. Ну и гонорар будет соответственно большим- пост останется в Яндексе, как лучшим по этой теме. С чем и поздравляем автора поста. Также, как и Марина- С удовольствием взял себе.