Диего Веласкес
Инфанта Маргарита, 1656 (5 лет)
“Платье на ней было серое атласное,
с тяжелым серебряным шитьем на юбке,
а туго затянутый корсаж весь был расшит
мелким жемчугом. Из ее платья, когда она шла,
выглядывали крохотные туфельки с пышными розовыми бантами.
Ее большой газовый веер был тоже розовый с жемчугом”
О. Уальд
Диего Веласкес
Менины, 1656 (фрагмент)
Маргарита-Терезия Испанская была дочерью Филиппа IV и его второй жены Марианны (Марии Анны) Австрийской. В этом подлунном мире она прожила всего 22 года, оставив крайне мало свидетельств о своей жизни, и если бы не портреты Веласкеса, обессмертившие образ маленькой хрупкой девочки, запертой в удушливом мадридском Альказаре, боюсь, она затерялась бы в веренице инфант-эрцгерцогинь ставших жертвами династических браков Габсбургов.
Диего Веласкес
Портрет Филиппа IV. "Филипп в серебряном"
Диего Веласкес
Портрет Марианны Австрийской, королевы Испании
Но попытаемся собрать те крохи фактов, которые нам известны. Инфанта Маргарита родилась в 1651 году. Она была старшим ребенком от его второго брака короля Испании с эрцгерцогиней Марианной. Вторая женитьба Филиппа не входила в его жизненные планы и была обусловлена смертью его единственного на тот момент сына и наследника принца Бальтазара Карлоса, сына его любимой жены Изабеллы де Бурбон. Бальтазар Карлос был очень похож на свою мать, был умным и красивым, с врожденным благородством. Испанцы обожали принца, и все надежды королевства связывали с ним. Его смерть стала огромным национальным (не побоюсь этого слова) горем. Филипп был сломлен, и на женитьбу решился исключительно из династических соображений.
Родриго Вилландранде (1586-1623)
Портрет неизвестной дамы (предположительно, Изабеллы Французской)
Isabel de Borbón, reina de España, primera esposa de Felipe IV 1620
Диего Веласкес
Isabel de Borbуn
Портрет Изабеллы де Бурбон, первой жены Филиппа IV.
Диего Веласкес
Портрет инфанта Бальтазара Карлоса.
Марианна прибыла в Мадрид осенью 1649 года. Ей было 15 лет. Филиппу – 42. Встретили ее при дворе настороженно, не скрывая неприязни. Во-первых, она явно внешне проигрывала первой жене Филиппа, красавице и умнице Изабелле де Бурбон, во-вторых, до двора уже успела долететь сплетня о курьезе, который произошел по дороге в Испанию. В каком-то городе в дар будущей королеве преподнесли пару чудесных вязаных шелковых чулок (большая редкость в то время). Но по испанскому чопорному этикету женщина не могла показать не только часть ноги, но даже носочек туфельки, поэтому испанская свита выбросила чулки со словами «У королевы Испании нет ног». Если верить воспоминаниям того времени, Марианна проплакала весь остаток пути, представляя как ей в Испании отрубят ноги.
В общем, испанская знать, мягко говоря, не жаловала новую королеву, и эту судьбу почти дословно повторит ее дочь Маргарита.
Диего Веласкес
Менины, 1656 (фрагмент)
La familia de Felipe IV (Las Meninas)
Диего Веласкес
Инфанта Маргарита Австрийская ,1659 (8 лет)
Диего Веласкес
1658 -1660 "Портрет инфанты Маргариты в серо-розовом платье" (9 лет)
Диего Веласкес
Инфанта Маргарита Австрийская (фрагмент)
Диего Веласкес
Инфанта Маргарита Австрийская (фрагмент)
Об отношении Веласкеса к инфанте и о его портретах, я, с вашего позволения писать не буду. На эту тему написано уже такое количество статей и постов, что мой явно будет лишним, напомню только, что искусствоведы, ласково называя их «Мастер и Маргарита» часто задаются вопросом, насколько приукрашивал Веласкес, любя свою модель, явные черты вырождения династии на лице этой девочки? Наверно, на первый взгляд, это праздный вопрос, но на портреты Маргариты других художников без слез смотреть нельзя. Особенно если сравнивать с портретами ее старшей сестры Марии Терезии, дочери Филиппа и Изабеллы де Бурбон.
Диего Веласкес
Портрет инфанты Марии-Терезии, старшей сестры Маргариты.
Диего Веласкес
Инфанта Маргарита Австрийская, 1653 (3 года)
В возрасте 14 лет Маргариту, полностью в соответствии с губительной брачной политикой, выдадут замуж за ее дядю и, одновременно, кузена, императора Австрии Леопольда I. Надо заметить Леопольд внешне был настолько непривлекателен, что Маргарита на его фоне смотрелась красавицей. Ко всеобщему удивлению, этот брак оказался счастливым. У Маргариты и Леопольда было множество общих интересов, самым сильным из которых была любовь к опере.
Ян Томас
Императрица Маргарита, 1667
Infantin Margarita Teresa (1651-1673),
Kaiserin, im Theaterkostüm
Ян Томас
Императрица Маргарита, 1667
(фрагмент)
Император Леопольд I, муж Маргариты.
О Леопольде в целом отзывались как о хорошем правителе, любимом как придворными и родственниками, так и народом. Чего нельзя сказать о Маргарите. Унаследовав от матери и отца ограниченность, усиленное фанатичной набожностью, Маргарите выше всей австрийской нации ставила свою испанскую свиту, которая, чувствуя поддержку в лице императрицы, вела себя крайне надменно и презрительно. К тому же Маргарита настояла на изгнании из Вены еврейской общины, она ненавидела евреев, считая именно их виновными в том, что все рожденные ею дети умирали, а она мечтала подарить мужу наследника. Учитывая, что при дворе Леопольда, были так называемые «придворные еврейские финансисты», которые с помощью своей общины финансировали все военные действия Леопольд против Турции и Франции, а так же то, что осели эти евреи в Берлине, традиционно враждебном Вене, последствия этого поступка были почти катастрофические для страны.
Герард дю Шато
Инфанта Маргарита, 1665
MARGARITA TERESA DE HABSBURGO
Придворные откровенно, почти не скрывая, ненавидели императрицу, и, зная о ее слабом здоровье, терпеливо ждали, когда она умрет и освободит императора Леопольда. Она выполнила их просьбу в марте 1673 г., так и не подарив наследника.
Если же вернуться к портретам, то, глядя на последний, предсмертный портрет Маргариты-Терезии, я невольно думаю о том, что судьба, все-таки даже бывает справедлива. Это хорошо, что Веласкес никогда не увидел, в кого превратилась его светлая девочка, «солнечный лучик» Альказара. Я не испытываю восторга и трепета, глядя на ее портреты, гораздо больше эмоций у меня вызывают портреты ее старшей сестры Марии-Терезии, но по-человечески безумно жаль.
текст взят с благодарностью у Alcasar 1474
Francisco Ignacio Ruiz de la Iglesia
La emperatriz Margarita de Austria
(фрагмент)
Википедия:
Маргарита Тереза Испанская — испанская инфанта из испанской ветви Габсбургов. Первая жена императора Священной Римской империи Леопольда I. Старшая сестра Карла II, последнего представителя династии Габсбургов на испанском престоле.
Родилась: 12 июля 1651 г., Мадридский Алькасар
Умерла: 12 марта 1673 г., Хофбург, Вена, Австрия
Супруг: Леопольд I (в браке с 1666 г.)
Дети: Мария Антония Австрийская
Братья и сестры: Карл II
Родители: Филипп IV, Марианна Австрийская
Много лет назад, еще в юности, когда я впервые увидела портрет этой прелестной девочки, он буквально околдовал меня.
Что же так будоражит в этом нежном, перламутровом, будто «плывущем» в нежной дымке, детском личике? Почему Веласкес писал девочку, всеобщую любимицу чопорного испанского двора чаще всех остальных детей — шесть раз? Маргарита родилась в июле 1651 года, долго оставаясь очень маленькой ( почти не росла), а в 15 лет стала женой венского принца Леопольда, которому родила шестерых детей, и, не дожив до 22 лет, умерла от простуды.
Уйдя из жизни , она оставила после себя другую девочку – Марию-Антонию, но та уже носила титул эрцгерцогини.
Императрица Маргарита Тереза
с дочерью эрцгерцогиней Марией Антонией.
Неизвестный художник.
Портрет инфанты Маргариты-Терезии.
Francisco Ignacio Ruiz de la Iglesia
Margherita Maria Teresa d'Asburgo, Infanta di Spagna e Sacra Romana Imperatrice, 1966
Франсиско Игнасио де ла Иглесиа, зять Веласкеса, он же после смерти художника заканчивал портрет инфанты.
Пишут, что инфанта была некрасивой девочкой. Мол, кровь Габсубргов оказалась сильнее Бурбонов и все такое прочее. Но мне она кажется милой. Она прелестна тем, что обычна. В ней нет такой детской красивости как на картинах Мунье или Бугро. Не кокетливым взглядом или жеманной позой она притягивает внимание. Она замерла перед нами, но в глазах ее столько жизни!
Инфанту Маргариту обессмертил гений Веласкеса. Навряд ли найдется хоть кто-нибудь, кто не знает этого личика с большими печальными глазами.
Придворный королевский художник в галерее ее изображений, среди которых и загадочные «Менины», попытался воплотить в божественной красоте «жемчужного» колорита (впоследствии ставшего отличительной чертой работ Веласкеса) метафору имени «Маргарита» (в переводе с латыни — «маргарита» и есть жемчужина).
Серия сообщений "живопись старых мастеров":
Часть 1 - Франсуа Буше \ "Одалиска". Правдивые фантазии
Часть 2 - Леонардо да Винчи \ Мир гения
...
Часть 30 - Один шедевр \ Лукас Кранах Старший
Часть 31 - Томас Гейнсборо \ Дама в голубом
Часть 32 - Диего Веласкес \ Прелестная Инфанта
Часть 33 - Рубенс, Питер Пауль \ Два портрета
Часть 34 - Диего Веласкес (1599-1660) \ Портретное..
...
Часть 39 - Музы Рубенса - Елена Фоурмен, Изабелла Брандт, семейноПортретное и не только....
Часть 40 - Рафаэль Санти \ Портрет Иоанны Арагонской , 1518
Часть 41 - Рафаэль Санти \ Портрет Биндо Альтовити, ок. 1515