• Авторизация


Эпизод 18. Кришна и Карна. Искушение властью 14-04-2018 09:40 к комментариям - к полной версии - понравилось!


1. Миф как он есть
   После ухода из собрания Кришна посетил дом Кунти, где рассказал о переговорах с кауравами и спросил её, что он должен передать пандавам. Кунти сказала, что Юдхиштхира должен вернуть отцовскую долю царства и для большей убедительности поведала Кришне сказание "Наставление Видуры своему сыну", в котором мать внушала своему сыну стремление сражаться с врагами пусть даже и ценой своей жизни. Рассказав Кришне наставление Видуры, она призвала Юдхиштхиру к войне и напомнила ему о прежних обидах: игре в кости, появление Драупади в собрании, слова Духшасаны, изгнание и жизнь в лесах.

   Простившись с Кунти, Кришна отправился в путь в сопровождении Карны. По просьбе Дхритараштры Санджая рассказал ему о содержании их беседы. Сидя на колеснице вместе с Карной, Кришна сообщил ему тайну его рождения.


Удьйогапарва, гл. 138, шл. 6 - 15:

"Васудева сказал:
   ...Существуют (две разновидности) сыновей: рожденный от девушки до её замужества и зачатый ею во время брака. Их отцом люди, сведущие в шастрах, называют того, кто стал супругом девушки. Ты, о Карна, рожден именно так. Поэтому ты по закону считаешься сыном Панду! Приди и будешь ты царем согласно предписанию книг законов! Ибо со стороны отца тебе родственны сыновья Притхи, а со стороны матери - все вришни".

   Кришна обещает Карне, что он будет объявлен старшим сыном Кунти и станет царём, которому подчинятся все цари, "собравшиеся ради дела Пандавы": в том числе пандавы, их дети, Абхиманью и он сам: "И я тоже буду следовать за тобою, и все андхаки и вришни!". Но Карна отказался.

Удьйогапарва, гл. 139, шл. 1 - 9, 10 - 18, 19 - 28:

"Карна сказал:
   Несомненно, о Кешава, ты сказал (эти слова) из любви и привязанности ко мне, а также из дружбы и желания сделать для меня благо. Я знаю все это. Я - сын Панду по закону, равно и по предписанию книг законов, как и ты, о Кришна считаешь. Еще девой (моя мать) зачала меня в своем чреве от (бога) Солнца, о Джанардана! И по слову Адитьи она покинула меня, как только я родился. Именно так я был рожден, о Кришна! И поэтому я - сын Панду по закону. Однако я был покинут Кунти, ибо иначе не могло быть счастья (для нее). Но меня увидел возница Адхиратха и тут же принес к себе домой...

   Это он побудил дваждырожденных дать мне имя Васушена (Рожденный с драгоценностями). А когда я вступил в юношеский возраст, он сам женил меня, (избрав мне) жен, о Кешава! От них родились у меня сыновья и внуки, о Джанардана! И к ним же привязано мое сердце, о Кришна, всеми узами любви и страсти! Ни ради всей Земли, ни за груды золота я не посмею, о Говинда, от радости или же из страха сказать неправду. Благодаря поддержке Дурьйодханы из рода Дхритараштры, о Кришна, я в течение тринадцати лет наслаждался царством, свободным от терний (на моем пути)... Опираясь на меня, о Кришна, Дурьйодхана приступил к приготовлениям для вооруженной схватки, о отпрыск рода Вришни, и вызвал вражду с пандавами... Ни из-за (угрозы) смерти или ввиду родственных уз, ни из страха или корысти, о Джанардана, не могу я проявить несправедливость по отношению к мудрому сыну Дхритараштры...

   Однако ты все же должен хранить пока в тайне эту беседу нашу, о высочайший из людей! Ибо сохранение сейчас этой тайны, я полагаю, было бы для нашей пользы, о радующий всех ядавов. Если справедливый душою царь (Юдхиштхира), твердый в своих обетах, узнает, что я перворожденный сын Кунти, он никогда не примет царства! Но даже обретя это могучее и обширное царство, о Сокрушитель Мадху, я, конечно, передал бы его только Дурьйодхане, о усмиритель врагов!".

   Карна продолжил свою речь прорицанием о будущих поединках, уподобив грядущую битву жертвоприношению: в этом сражении сам Карна будет убит Арджуной, Бхима будет пить кровь поверженного Духшасаны, Шикхандин и Дхриштадьюмна убьют Бхишму и Дрону... В самом конце своей речи он снова просит Кришну сохранить эту беседу в тайне.

   В ответ на речь Карны Кришна ответил ему с улыбкой: "Разве тебя, о Карна, не прельщает такое средство, чтобы получить целое царство? Ты, верно, не желаешь править всею землею, мною тебе данной!" (гл. 140, шл. 1 - 5). Он предложил начать сражение между кауравами и пандавами через семь дней. На эти слова последовал ответ Карны.

Удьйогапарва, гл. 141, шл. 1 - 6:

"Санджая сказал:
   Услышав те благие и сулящие удачу слова Кешавы, Карна почтил сперва Кришну, того Сокрушителя Мадху, и промолвил: "Зачем ты, о могучерукий, зная (подлинную суть вещей), хочешь сбить меня с толку? Гибель всей земли уже совсем близка. И причиной тому оказались Шакуни, я сам, Духшасана и царь Дурьйодхана, сын Дхритараштры...".

   Карна перечисляет многочисленные приметы, которые говорят о поражении войск кауравов. В конце речи оно называет имена тех воинов, которые останутся живыми после битвы, он видит их в "белых тюрбанах": пять пандавов, Ашваттхамана, Крипу и Критавармана. Среди погибших воинов Дрона, Бхишма, Карна, Дурьйодхана, их он видит в "кроваво-красных тюрбанах".

Удьйогапарва, гл. 141, шл. 43 - 44, 45 - 46:

"Кришна сказал:
   Теперь Земля эта, наверно, стоит уже на краю гибели, если слова мои, о Карна, не доходят до твоего сердца. Когда, о родимый мой, гибель всех существ совсем уже приблизилась, неверное представление, принимая видимость правильного, не покидает уже сердца".
Карна сказал:
Если мы, о могучерукий, выйдем из этой великой битвы, сулящей быть гибельной и истребительной для героев, живыми и невредимыми, то, быть может, о Кришна, увидимся с тобою снова! Или же, о Кришна, нам предстоит несомненно встреча на небесах. (Сдается мне) теперь, что только там мы встретились с тобою вновь, о безупречный!".
Они простились.

2. Где в мифе история
   Уйдя из собрания со скандалом, Кришна встретился затем с Кунти в её доме. Эта встреча не случайна и не визит вежливости. Беседа с матерью пандавов нужна ему для убеждения Юдхиштхиры в необходимости военных действий, ведь у пандавы будут вопросы: всё ли сделал Кришна для заключения мира и что думает по этому поводу Кунти. И вот тут мнение матери может быть важным. Кунти - тётя Кришны и мать пандавов, её видение событий значимо для Юдхиштхиры. Поскольку Кришна не исполнил обещания, данного Юдхиштхире (ограничить претензии к кауравам пятью деревнями), ему нужно подкрепить своё желание развязать войну мнением столь авторитетного для пандавы человека, как матери. И Кунти оправдала надежды Бхагавана. Она призывает к мщению столь яростно, что война становится ещё ближе. А доводы тётушки те же, что у Кришны и у авторов эпоса: "игра в кости", страдания Драупади в собрании царей, изгнание пандавов, их жизнь в лесах. Но если кауравы такие невыносимые злодеи, то почему Кунти, живёт в Хастинапуре, а не вместе со своими несчастными сыновьями? Судя по всему, её жизнь в столице кауравов не так уж и плоха. Теперь Кришна уверен, что мнения своей матери Юдхиштхира не ослушается. Вот только что это за сын и царь, который в возрасте за пятьдесят лет для принятия государственных решений всё ещё полагается на мнение своей матери? Неужели он не понимает, куда его толкают такие родственники? На встрече Кришны и Кунти ничего не было сказано о Карне. Но если вспомнить, что сразу после ухода Кришны от Кунти, он встретился с Карной, а спустя какое-то время уже Кунти поспешила на встречу с ним, становится понятным, что Кришна ей об этом говорил. Исходя из такой логики, она пошла на встречу с Карной под воздействием слов Кришны, а не из материнских чувств. Вот только в эпосе об этом ни слова. А ведь по существу оба они - и Кришна, и Кунти - придерживались одного плана действий, у них была одна цель.

   Таинственная встреча Кришны и Карны, которая, впрочем, стала известна Дхритараштре практически сразу благодаря Санджае, обнажает методы работы Джанарданы и его попытку перетянуть в свой лагерь лучшего воина из стана кауравов. Тут важен даже не сам сомнительный "факт" внебрачного рождения Карны, о котором настойчиво говорят авторы эпоса, но ничего не говорят кауравы. Объявление Карны сыном Кунти (и старшим братом пандавов!) - это только повод для Кришны, а затем и для Кунти, чтобы предложить Карне власть над всей страной. Таким средством Кришна хочет перетянуть на свою сторону лучшего воина кауравов. Понятно, что это просто приманка. Искушение властью для Кришны кажется столь большим, что ради этого можно пойти на всё. На любую ложь! Он уверен, что перед таким соблазном не может устоять никто. Но Карна отказывается! Кришна бросает на кон свой главный аргумент: пандавы, все цари их коалиции и сам Кришна (!!!) подчинятся его власти. Ответ Карны прост: лучше быть другом Дурьйодханы, чем "сыном" Панду! Казалось бы, такой позиции противоречат слова самого Карны: "Я - сын Панду по закону, равно и по предписанию книг законов, как и ты, о Кришна, сам считаешь". Эта фраза слишком уж искусственная, словно для кауравы книги законов более авторитетны, чем собственная оценка, в ней мнение Карны подменяется авторитетом "книг законов" и Кришны. Дело в том, что авторы Махабхараты "научили" героев говорить такими словами, которые выгодны только брахманам. В этом предложении Карны дважды звучат слова о законе и книге законов, а третьим указано мнение Кришны. Слишком уж неубедительно! Словами о законе, вложенными в уста Карны авторами, они пытаются прикрыть обман Кришны. Чужие слова, хотя и звучащие от имени Карны, совершенно не соответствуют действительным фактам и логике исторических событий. Хорошо известно, что Панду не является отцом даже сыновей Кунти: Юдхиштхиры, Бхимы и Арджуны! То, что Накула и Сахадева, являются детьми Мадри, известно только со слов самой Кунти. Что уж говорить о Карне...

  В разговоре Кришны и Карны сталкиваются две идеологии. Для Карны - правда на первом месте: "Ни ради всей Земли, ни за груды золота я не посмею, о Говинда, от радости или же из страха сказать неправду". Ни власть, ни богатство, ни наслаждения, ни страх не могут его поколебать. Правда для Карны превыше всего. Кришна придерживается других ценностей: "Ложь должна быть выше правды!" (Дронапарва, гл. 164, шл 97 - 104). Так он говорит Юдхиштхире на поле Куру. И не надо думать, что только Юдхиштхире он предлагает лгать. Единожды солгавшему ложь с каждым разом даётся всё проще. Иначе говоря, победа и власть любой ценой! Даже если она будет достигнута преступным путём... Такому человеку нельзя верить ни в чём. Каждое его слово нуждается в проверке. Можно сказать, что Кришна готов лгать всегда, если дело идёт о выгоде. Карна сохранит верность Дурьйодхане до последней минуты: "Ни из-за (угрозы) смерти или ввиду родственных уз, ни из страха или корысти, о Джанардана, не могу я проявить несправедливость по отношению к мудрому сыну Дхритараштры". Что может ему предложить такой лжец, как Кришна? Если сравнить отношения Карны и Дурьйодханы с отношениями между Кришной и Арджуной, то они представляют разительное отличие. Арджуна не имеет своего мнения, он следует в фарватере политики Кришны не в силу личных убеждений, а из-за своего подчиненного положения. Он будет исполнять всё, что ему скажет Кришна на поле Куру. С ним Джанардана поделится своими планами по приходу к власти в "Бхагавадгите", а потом уже после поражения кауравов и в "Анугите". Как мы увидим, Арджуна согласился быть исполнителем воли Кришны.

   Карна предъявляет настолько высокие требования к себе, что готов отдать свою жизнь за правду. И как могло случиться, что такой благородный человек стал другом "злокозненного" Дурьйодханы? А сын Дхритараштры никогда и не был злокозненным! Характеристики всех четырёх друзей и единомышленников Дурьйодханы, Духшасаны, Карны и Шакуни авторы эпоса демонизировали, чтобы возвысить Кришну, - основного идейного противника кауравов. Дружба основана на принципах равенства и взаимности. Она столь же бескорыстна, как и любовь. Дурьйодхана обладает такими же качествами характера, как и Карна. Он столь же нетерпим ко лжи, как и он, поэтому ложь и лицемерие возмущает их в равной степени. И какие усилия потребовались авторам эпоса, чтобы исказить характер героев и ход событий истории! Оклеветаны главные герои кауравы и возвышены негодяи...

   Странной кажется просьба Карны, обращённая к Кришне, сохранить эту беседу в тайне от Юдхиштхиры на том основании, что, узнав о том, что Карна - старший сын Кунти, "Юдхиштхира не примет царства". Разве задача Карны состоит в том, чтобы Юдхиштхира стал царём? А вот скрыть правду (если Карна - брат Юдхиштхиры) - не значит ли солгать? Для Карны же ложь совершенно неприемлема и противоестественна! Следовательно, если бы он считал себя сыном Кунти, то должен был сказать Кришне: "Ты говоришь, что я - брат Юдхиштхиры, так скажи об этом ему!". В реальной истории так, скорее всего, и было. Более того, это был бы шаг в сторону мира. А мира Карна желал больше других, хотя бы в силу свойственной ему сострадательности, качества особо отмеченного Дхритараштрой. Вот почему в сохранении этой беседы в тайне был заинтересован не Карна, а Кришна. Правдивый человек меньше других нуждается в тайне. Для сравнения: Дхритараштра не поменял своего мнения о Карне, узнав о содержании беседы от Санджаи. А вот в неразглашении этой беседы более всех нуждался Кришна. И он-то ничего не сказал о ней пандавам. Тайна этой беседы позволяла Кришне скрыть от своих союзников неудачу вербовки Карны. Если бы о беседе узнали братья и их союзники, то предложение сделать царем Карну они бы приняли за попытку подкупить его и передать ему всю власть над страной. Несомненно, это очень не понравилось бы Друпаде, основному союзнику пандавов. А Кришна попал бы в чрезвычайно затруднительное положение. Иначе говоря, если бы Карна перешёл на сторону пандавов, то об этом узнали бы все, а если он не перешёл, то Кришне лучше скрыть свою неудачу. Правды боятся больше всего те, кто совершает подлость. Карне нечего было скрывать в этой беседе.

  Последующие "прорицания" Карны никакого отношения к реальности не имеют. Это поздние брахманские искажения истории, вложенные авторами в уста Карны. Да и невероятными в этих vaticinium post eventum выглядят слова Карны, что Бхима будет пить кровь Духшасаны и его же просьба сохранить в тайне их беседу с Кришной. Жрецы спекулируют на своём мнимом знании будущих событий, чтобы исказить ход событий настоящих.

   Отвечая на реплику Кришны о готовности сделать его царём, Карна не без основания замечает, что таким предложением Джанардана хочет сбить его с толку. А, значит, ввести в обман! Карна догадывается, что подобное предложение просто ловушка. Предавший своего друга предаёт и себя! Если бы Карна сделал такой шаг, то жизнь его полностью зависела от Кришны. И зачем ему такая жизнь? Кришне, искушающему Карну, кажется невероятным, что от такого предложения (власть над всей страной) можно отказаться. Сам он держит своё слово только до тех пор, пока ему выгодно. А Карна остаётся верным Дурьйодхане до последних минут жизни. Честный человек - это самый свободный человек на Земле! В своём выборе он независим ни от кого. А лжец останется лжецом, даже если жрецы его сделают богом...
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (86): вперёд» последняя»
Соккар,
Я ТОЖЕ ВСЕГДА ПРОТИВ ЛЖИ И ПРЕДАТЕЛЬСТВА)
Ваше желание разобраться во всех хитросплетениях мифа вызывает огромное уважение) Хотя сама не очень во всем этом разбираюсь)
Соккар 14-04-2018-11:56 удалить
Рыпка_Фишка, спасибо. Что тут сказать... Многие люди всю жизнь изучают Махабхарату и очень немногие приблизились к пониманию, что в действительности там происходит.
Ответ на комментарий Соккар # Соккар,
Вот для тех, кто изучает, Ваши комментарии бесценны!
А мне всегда интересны Ваши рассуждения на любые темы)
Отличной погоды и хорошего Вам настроения)
Соккар 14-04-2018-12:06 удалить
Рыпка_Фишка, ещё раз спасибо. Мне нравится уважительный, доброжелательный, искренний стиль комментариев. Пусть даже люди не совсем понимают обсуждаемую тему, но вызывает уважение стремление понять проблему. А Махабхарата - бездонное по глубине и смыслу произведение древности. Постигая её тайны, мы в каком-то смысле разгадываем и самую суть человека.
Кто-то на дайри, помнится, говорил (кажется, Ящерк), что до и после этой сцены Карна ведет себя как обычно, но тут "вещает словно в состоянии измененного сознания". Я тогда объяснила это тем, что брахманы не рискнули честно поведать граду и миру, что именно услышал Кришна в ответ на свои предложения, и сочинили речи Карны сами. :)
Соккар 14-04-2018-13:06 удалить
Так и есть. Сколько раз мы слышали обвинения со стороны Дхритараштры и Гандхари в адрес Дурьйодханы. И так же его постоянно упрекают Бхишма и Дрона. А воюют они за него... Процент правдивости авторов эпоса чрезвычайно низок, мы имеем дело чаще всего с косвенными уликами. Но иногда бывают откровения:-))) Вот Кришна прямо предложил Карне власть над всей страной, а он отказался. А потом идут "прорицания" Карны, явно чужая речь.
Hope_always 14-04-2018-19:54 удалить
Ложь всегда отвратительна, от кого бы она ни исходила.
Спасибо за новые знания, Соккар!
babeta-liza 14-04-2018-21:23 удалить
Благодарю! Для меня эта тема малопонятная, но интересная, и всегда вызывает уважение к вам, что так подробно ее раскрываете и пытаетесь донести до нас.
Доброго уютного вечера!
OKSOMORON 14-04-2018-22:32 удалить
Карна поступил мудро,он понял, что Кришна не так просто ему предлагает стать царём и его душевное благородство не дало ему оступиться.
TAISA_ANDRYEYEVA 15-04-2018-01:12 удалить
За пост благодарю Вам!!!
Как верно сказано, что "Честный человек - это самый свободный человек на Земле!!! В своём выборе он независим ни от кого. А лжец останется лжецом, даже если жрецы его сделают богом..."
Приятных Вам выходных!!!
Соккар 15-04-2018-22:12 удалить
Ответ на комментарий Hope_always # Hope_always, да, пожалуйста. Мифы безграничны, как и человеческая память.
Соккар 15-04-2018-22:14 удалить
Ответ на комментарий babeta-liza # babeta-liza, я стараюсь для моих друзей. Хотя тема и сама по себе интересна, но приятно видеть и слышать оценку друзей и критику тоже:-)))
Соккар 15-04-2018-22:16 удалить
Ответ на комментарий OKSOMORON # OKSOMORON, основное качество характера Карны - сострадательность. Многие вещи открываются только через года. Карна - самый интересный персонаж эпоса. Кажется загадкой его судьбы я буду мучиться до конца дней.
Соккар 15-04-2018-22:18 удалить
Ответ на комментарий TAISA_ANDRYEYEVA # TAISA_ANDRYEYEVA, спасибо Вам за оценку и внимание. Мне хочется дать оценку самому. Какой смысл опираться на мнение признанных авторитетов... Мне интересны непризнанные:-)))
Huhrigina 17-04-2018-17:44 удалить
Существовала ли письменность во времена Махабхараты?
Карна что-то говорит о священных книга, но были ли они в то время, книги эти?
если Кути передает послание на словах, то где уверенность в том, что это её слова?
Почему Кришна не берет Кунти с собой, ведь приближается война? Почему она все эти годы жила в Хастинапуре, среди "врагов"? А не в Дварке с племянником и невесткой?
у меня только пока два ответа:
Либо настолько была влюблена в Дхритараштру,
Либо повторно вышла замуж, вероятно, за Видуру или ещё кого и была вполне счастлива. и возможно, имела новых детей.
Есть ли ей особый смысл желать войны, вот в чём вопрос.
Можно предположить, что Кауравы держали Кути у себя как заложника. Но какой толк держать в заложниках старую женщину, которую по любому нельзя убить?
И почему Кришна на переговорах не попросил Кауравов вернуть ему престарелую тётку?
очень странно!
Можно предположить, что она была слаба и не вынесла бы дороги, и при этом находилась в глубоком маразме, и злоба и месть были единственными эмоциями, которые она помнила.
Но возможно, Кришна передал Юдхиштхире те слова матери, которые она вообще не произносила. а проверить невозможно, письменности ещё нет, а сама Кути в Хастинапуре.
И о чём Кути говорила с Карной?
Он не так наивен, что бы поверить в её слова о материнстве, хотя как сейчас знать.
Возможно, Кришна мог уговорить Кути пойти к Карне и ещё раз передать ему предложение Кришны в более приватной беседе?
Кришна мог подумать, что в первый раз Карна отказался, потому что полагал, что его ответ будет известен Дхритараштре.
Тогда Кришна мог попросить Кунти пойти к Карне и снова повторить всё уже сказанное.
Карна был не просто одним из лучших воинов, он был чрезвычайно любим народом, а круг его знакомств и связей был очень широк. Его любили, ему верили, за ним готовы были идти люди. Это куда сильнее как аргумент, чем даже происхождение.
Гибель Карны была событием эмоционально затронувшим всех.
Карна был не просто одним из лучших воинов, он был чрезвычайно любим народом, а круг его знакомств и связей был очень широк. Его любили, ему верили, за ним готовы были идти люди.


А кстати да!
Карна ведь возглавляет акшаухини... южных кауравов, если я правильно помню?
То есть Карна -- это не только имя и талантливый военачальник, это дополнительный легион себе, минус легион врагу, и нож в сердце Дурьйодханы (как бы он перенес подобное предательство?)
OKSOMORON 17-04-2018-20:22 удалить
Ответ на комментарий Соккар # Возможно, судьба Вас отблагодарит и подарит какую-нибудь информацию о судьбе Карны.
Huhrigina 17-04-2018-22:49 удалить
Вообщ-то очень странно, что Пандавы никак не пытаются связаться с матерью, что-то узнать о её судьбе, и что она остается а Хастинапуре ввиду надвигающейся войны. и все находят это нормальным, то есть это никого не удивляет.
Юдхиштхира, давая указания Кришне как послу ни разу не вспоминает о матери, не проявляет ни малейшего беспокойства о ней.
Юдхиштхира, давая указания Кришне как послу ни разу не вспоминает о матери, не проявляет ни малейшего беспокойства о ней.

Видимо, хорошо зная дядю и кузенов, Юдхи прекрасно понимает, что как раз от них старой кобре ничего не грозит :)
Huhrigina 18-04-2018-18:16 удалить
Любопытно, что на суд Кути тоже не вызывали.
Старая кобра совсем, видимо, в маразме, если решается призывать к разорению того гнезда, где окопалась.
Соккар, вот и добрались до моего любимого момента в мбх. Манифестация Карны. Обязательно отпишусь. Надо с мыслями собраться
Ответ на комментарий Huhrigina # Huhrigina, письменность скорее всего была. Сами индусы считают, что веды в виде записанного текста существуют от начала времен. Насколько она использовалась в быту для переписки и т.д. - вопрос. Т.к. Женщины и шудры не были допущены к чтению вед - вполне возможно, что даже царицы были неграмотны.

Кунти, независимо от статуса и законности появления ее сыновей, все же была вдовой невесткой династии Куру. Так что,
во-первых, имела права на проживание с родней умершего мужа,
во-вторых, если пандавы придерживались некоего матриархального устройства жизни, то у них появилась новая альфа-самка Драупади, руководитель и идеолог. Кунти осталась не у дел и отправилась по доброй воле доживать в безопасное место. Заодно и пошпионить при случае.
В-третьих, ее там могли держать из соображений блюсти честь Панду. В Сабхапарве очень интересные слова Кунти о том, что несчастья ее сыновей связаны с ее несовершенством, они несут бремя ее грехов. Она завидовала участи Мадри и сетовала, что ее любовь к жизни не дала ей пойти тем же праведным путем, что и младшая жена Панду. И из-за этого ее сыновья страдают. И возможно, что вдова царя, если не совершает сати, то живет с семьей мужа и те заботятся о ее чести, условно говоря, "монастырь". Откуда могут отпустить, например, на религиозный праздник в Варанавату.
Huhrigina 19-04-2018-03:59 удалить
Ответ на комментарий Винтовка_Мосина # Винтовка_Мосина,
Теперь понятно, почему кути такая злая!)))))
Хотя нехорошо желать погибели тем, кто тебя кормит.

Мне тоже трудно поверить, что такое масштабное произведение как Махабхарата длительное время могло существовать только в устной традиции.
Хотя может память предков была намного сильнее нашей! кто знает?

Сами индусы могут что угодно сегодня считать о санскрите и ведах, но подозреваю, что такое гипер обожествление языка пришло значительно позже. тогда санскрит был разговорным, просто языком. Считается , что женщин не допускали до изучения вед , но самом деле
1) Всем известно, что письменность создается вовсе не для того, чтобы записывать что-то глобальное и священное (это та как раз проще и чище хранить в памяти), а для того чтобы писать долговые расписки)))), договора и прочую обиходность. а уж священное потом.
2) такие жёсткие правила, какие приравняли женщин в правах к детям и рабам, так же вошли в жизнь индийского общества чуть ли не в средние века, идеолог этого занудства был как раз брахманом, забыла вот имя этого умника. По некоторым данным, некоторые тексты вед женщинами же и составлены.
3) Во все времена мужчины очень жестко оберегали свою монополию на "духовность", но ...
существуют барельефы, изображающие пишущих девушек, стихи, описывающие как не особо то знатная девушка пишет горячее письмо отбывшему на чужбину мужу и т. д.
Да и на Руси, переписывание духовных текстов считалось богоугодным делом и этому специально обучали знатных девушек. Боярские дочери не вышиванием занимались (это было скорее приятным художественным отдохновением от тяжкого "книжного" труда), а переписыванием книг. у девушек более склонности к чистописанию, чем у юношей, к тому же юноши обучались работе в канцелярии. А "духовность" была девичьим уделом. Почти все рукописные книги, дошедшие до нас не написаны, но переписаны девушками.
я это знаю, потому что некоторое время работала в лит. музее.
Так что неграмотная царица это как то...
Вдовствующих цариц "оберегали" не по соображениям чести семьи (это во многом предлог), а потому что женитьба на "царственной" женщине повышала статус женившегося на ней мужчины.
хотя Кути была старая....
Если бы индийские женщины на самом деле были бы настолько безграмотны, не состоялась бы индийская литература, потому, что читать её было бы некому. Ведь именно женщины читают художественную литературу, царицам и царевнам старались дать хорошее образование, потому что они могли стать регентшами.

Но вообще-то у Кунти была возможность отправиться с сыновьями в леса после Сабхи, она сама отказалась, заявив
" я старая и нежная". Вероятно, слишком ненавидела невестку или любила что-то или кого-то в Хастинапуре, например Дхритараштру или собственный комфорт)))))).

А фразу типа, что сыновья страдают потому что матушка не сожгла себя заживо (дур дом, на самом деле), в уста Кути могли вложить поздние редактора брахманы. Проведение обрядов Сати было исключительно выгодной статьёй доходя для них, так как они имели прово на драгоценности сожженных женщин. Ищи того, кому преступление выгодно. Если бы вдовы умирали естественной смертью, то драгоценности оставались бы в семье.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Huhrigina 19-04-2018-04:10 удалить
Ответ на комментарий Винтовка_Мосина # Винтовка_Мосина,
Женщина, умершая при родах, приравнивалась к мужчине, павшему в битве, в смысле райских миров.
Если Мадри умерла от родов, то возможно такой участи завидовала Кунти,
хотя по-моему она тут лукавит, жить Кунти любила, и жила с удовольствием и долго.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Ответ на комментарий Huhrigina # Huhrigina, прямая речь Кунти:
«Каким образом постигло вас несчастье? Ведь вы украшены добродетелями, хорошим характером и поведением, а также благочестивыми поступками; вы не низкие, твердо преданы (старшим) и всегда заняты почитанием божеств и совершением жертвоприношений! Откуда такая превратность судьбы? Но я вижу своим рассудком, от чьих недобрых помыслов этот ваш проступок. Это, должно быть, грех, обусловленный моей участью, ибо я произвела вас на свет.
Из-за этого-то вы и испытываете тяготы бедствий, хотя и наделены наилучшими достоинствами. Как вы будете жить в непроходимых лесах, лишенные своего величия, жалкие, хотя вы и не жалки по своей доблести, мужеству, силе, смелости и могуществу? Если бы я знала (раньше) об этом, а именно что для вас неизбежна жизнь в лесу, то я после смерти Панду не вернулась бы с (горы) Шаташринги в (город), носящий имя слона.
Я полагаю, что ваш отец был счастлив и одарен силой покаяния, раз он, не испытав душевного страдания по отношению к своим сыновьям, счел (для себя) наиболее приятным желание (отправиться) на небо. Я считаю сегодня, что счастлива также и справедливая Мадри, ибо она, обладая знанием, выходящим за пределы чувственного (восприятия), достигла этого высочайшего пути и благодаря этому наделена (теперь) всяким блаженством.
Ею я превзойдена как в отношении (испытываемых) радостей, так и в отношении (здравой) мысли и (избранного) пути. О, позор этой моей привязанности к жизни, чреватой такими страданиями!».

Кунти себя разоблачает в этой речи, имхо. Недобрый помыслы, не надо было возаращаться в Хастинапур и т.д. Явно, что все притязания пандавов на царство кузенов от маменьки исходят.

Что до письменности. История как качели. Древние римляне и греки были более высококультурны и образованы, чем средневековые европейцы. Никому не приходило в голову не мыться для сохранения святости. Веды могли быть написаны, на языке, который был мертвым на момент создания махабхараты. Конечно, письменность возникает как прикладной инструмент. Однако, хранят веками не долговые расписки и список покупок на неделю. Тем более веды - свод законов/предписаний, весьма длинный и путанный. А уж такое точно нуждалось в фиксации.
Ответ на комментарий Huhrigina #
Проведение обрядов Сати было исключительно выгодной статьёй доходя для них, так как они имели прово на драгоценности сожженных женщин.

Что, правда?
Не слышала о таком нюансе. Вспоминаются европейские обычаи, по которым палач имел право на все одежды и ценности, что были при осужденном.
Соккар 21-04-2018-17:26 удалить
Ответ на комментарий Huhrigina # Думаю, что никаких священных книг во времена, описываемые в эпосе, не было. Но, возможно, существовал некий древний кодекс законов, что-то в роде "Законов Хамурапи" или некий предшественник "Законов Ману".

Скорее всего находясь в Хастинапуре, Кунти шпионила. Возможно, она была агентом влияния Кришны, как и Видура. Упоминание о том, что Видура был им есть, как всегда косвенное. Кто-то из пандавов жалуется, что Видуру отодвинули от всех постов после игры в кости.

"Но возможно, Кришна передал Юдхиштхире те слова матери, которые она вообще не произносила".
Несомненно, это так. Передавая слова матери Кришна много чего добавил. Но с другой стороны, Кунти находилась под его влиянием. Об этом пойдёт речь в следующей главе. Мне кажется, Карна ни минуты не сомневался, что Кунти не его мать. В тех речах, которые он произносит есть сильное влияние авторов эпоса. Я думаю, эти речи написаны задним числом, чтобы оправдать поведение Кришны и Кунти.
Соккар 21-04-2018-17:30 удалить
Ответ на комментарий Бригита_О_Брайн # У меня есть новые соображения по имени Карны, но они не до конца улеглись. Есть ощущения, но нужны доказательства. Я думаю, что его характеристика как "сострадательного" по существу является его эпитетом, то есть более полным именем "Каруна" - сострадательный и эпитет Будды. Так характеризуют Карну Дхритараштра, Бхишма и Дрона!
Соккар 21-04-2018-17:32 удалить
Ответ на комментарий OKSOMORON # Я больше надеюсь на открытия. Вообще это - самая интересная проблема эпоса. И она обязательно разрешится.
Соккар 21-04-2018-17:34 удалить
Ответ на комментарий Huhrigina # А ведь с точки зрения современных представлений Кунти является своего рода заложницей, а пандавы и Кришна этим не озабочены. Они уверены, что с ней ничего плохого не будет. Возможно, хорошо понимют, что их противники не проявят подлости к женщине.


Комментарии (86): вперёд» последняя» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Эпизод 18. Кришна и Карна. Искушение властью | Соккар - Дневник Соккар | Лента друзей Соккар / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»