
Советское кино - родное, теплое, «ламповое». Картины, на которых многие из нас выросли, ленты, заложившие фундамент отечественного кинематографа. Блестящие актеры и выдающиеся режиссеры, рассказы о подвигах и эмоциональные мелодрамы, фантастика и притчи: все это в нашей новой энциклопедии старых картин, описывающей лучшие советские кинокартины.
Список не надо рассматривать по уменьшению уровня рейтинга - он здесь не обозначен, поскольку всегда субъективный. Надеемся, что наш перечень поможет вам в выборе того, какой фильм стоит пересмотреть сегодня вечером – а, быть может, и позволит ознакомиться с упущенными шедеврами.
1. Москва слезам не верит!, 1979 г.
Без этой картины Владимира Меньшова невозможно представить «советские фильмы список лучших» - одна из немногих работ, удостоенная премии «Оскар». Три лучшие подруги отправились покорять Москву на заре 60-х: Антонина (Раиса Рязанова), Людмила (Ирина Муравьева) и Екатерина (Вера Алентова). На жизненном пути девушек встречаются любовные и жизненные трудности, ведь столица покоряется не всем.
2. Курьер, 1986 г.
Фильм о проблемах советской молодежи во времена перестройки. Выпускник школы Иван (Федор Дунаевский) проваливает экзамены в институт и переживает развод родителей. Он не знает, чем заниматься в жизни, - впереди его ждет служба в армии. Познакомившись с Катей (Анастасия Немоляева), дочерью профессора и представительницей советской золотой молодежи, Иван попадает в другой мир.
3. Раба любви, 1975 г.
О кино, любви и революции: ранний фильм Никиты Михалкова, вдохновленный судьбой актрисы Веры Холодной.
Из занятой большевиками Москвы уезжает в Крым на съемки звезда немого кино Ольга Вознесенская. Она остро переживает крушение старого мира, стоит перед мучительным выбором: принять перемены или бежать от них. Быть может, спасением для знаменитой актрисы окажется любовь?..
4. Три тополя на Плющихе, 1968 г.
Классическая лента 60-х от режиссера Татьяны Лиозновой. Главная героиня Нюра (Татьяна Доронина) отправляется из деревни в Москву к родственникам мужа. В городе она знакомится с интеллигентным таксистом Сашей (Олег Ефремов), у них возникает взаимная симпатия, которая может перерасти в нечто большее. Музыкальная тема из фильма, песня «Нежность», стала одной из самых запоминающихся в отечественном кино.
5. Девчата, 1962 г.
Ещё одна классика на все времена. Это история любви озорной поварихи Тоси (Надежда Румянцева) и ударника труда лесоруба Ильи (Николай Рыбников). Девушка приезжает по распределению в леспромхоз и попадает в общежитие с другими барышнями. Тося уступает по красоте и параметрам другим девчатам, но своей харизмой и характером она привлекает Илью - он спорит со своим товарищем на шапку, что сумеет влюбить в себя своенравицу за неделю.
6. Мимино, 1977 г.
Многие слышали мотив популярной песни «Чито-гврито», которая стала заглавной к фильму Георгия Данелии. Это история о грузинском летчике Мимино (Вахтанг Кикабидзе), который живет в отдаленной горной деревне и управляет вертолетом Ми-2. Однажды он встречает старого друга, пилота гражданской авиации. Он находится в компании красавиц-стюардесс, в частности Ларисы Ивановны, в которую влюбляется герой. Мимино отправляется на переквалификацию летчиков в Москву, где с ним происходит множество событий.
7. Карнавал, 1981 г.
Еще одна работа режиссера Татьяны Лиозновой. Нина Соломатина (Ирина Муравьева) живет в провинциальном Оханске. Героиня мечтает «выучиться на артистку». В город приезжает отец Нины (Юрий Яковлев), которого она никогда не видела. Родитель решает помочь обустроить жизнь дочери в столице. Досуг Нины состоит из бесконечных вечеринок. Влюбившись в москвича Никиту (Александр Абдулов), барышня мечтает о счастливом замужестве до тех пор, пока реальность не показывает свою настоящую сторону.
8. Короткие встречи, 1967 г.
Пронзительный фильм Киры Муратовой с Владимиром Высоцким в главной роли. Режиссер сама исполнила роль Валентины Ивановны, жены геолога Максима. Максим ездит в командировки, в одной из них он встречает застенчивую работницу столовой Надю (Нина Русланова), которая увлекается эффектным мужчиной. Он уезжает, а девушка мечтает о том, чтобы сблизиться с ним вновь. Надя разыскивает адрес Максима, приезжает в его дом и устраивается домработницей к Валентине Ивановне, которая не знает о ее истинных целях.
9. Калина красная, 1973 г.
Работа актера и режиссера Василия Шукшина по собственной одноименной пьесе. Лидер проката 1974 года. Егор Прокудин (Василий Шукшин) выходит на свободу, отбыв срок. Криминальное прошлое не отпускает героя - бывшие сообщники намерены отправиться на новое дело вместе с ним. Егор отправляется в деревню к возлюбленной Любе (Лидия Федосеева-Шукшина), чтобы начать честную жизнь. На их пути встает не только семья и бывший муж женщины, но и банда воров-рецидивистов.
10. Неоконченная пьеса для механического пианино, 1976 г.
Фильм Никиты Михалкова, чье творчество уместно делить на советский и постсоветский период. В основу легли повести и рассказы А. П. Чехова. Съемки проходили в одной из старинных усадеб XVIII века. По сюжету на даче у генеральской вдовы собираются родственники и друзья семьи, где случайно встречаются давние возлюбленные: учитель Платонов (Александр Калягин) и уже замужняя Софья (Елена Соловей). Гости беседуют о жизни и природе человека, а бывшие любовники пытаются осознать свои чувства и возможность общего будущего.
11. Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона, 1979 г.
Увлекательные приключения самого известного сыщика всех времен. В период с 1979 по 1986 год Игорь Масленников снял серию из пяти фильмов на киностудии «Ленфильм» с Василием Ливановым и Виталием Соломиным в главных ролях. Сценарии фильмов сюжетно близки к оригиналу, диалоги зачастую взяты из текста книг буквально слово в слово. Фильм сразу приобрёл большую популярность в СССР. Фразы героев стали крылатыми, а сами герои - персонажами анекдотов.
12. Самая обаятельная и привлекательная, 1985 г.
Наде Клюевой (Ирина Муравьева) уже за тридцать, все бы хорошо, но личного счастья нет. Она обращается за помощью к давней подруге Сусанне (Татьяна Васильева), которая обучает девушку аффирмациям («Я самая обаятельная и привлекательная, я жутко нравлюсь мужчинам...») и другим техникам обольщения. Целью становится коллега Нади, красавец Володя (Александр Абдулов). Девушка меняет имидж и начинает завоевывать завидного холостяка, попутно вызывая интерес у других коллег мужского пола.
13. Тихий Дон, 1957 г.
Лучшая экранизация романа Шолохова. Режиссер Сергей Герасимов сумел собрать сильный актерский состав. Киноэплпея, которая охватывает период с Первой мировой войны, Октябрьскую революцию, вплоть до полного раскола казачьих войск. Это история непростого пути Петра Мелехова - все, во что он верит, терпит жесткие трансформации, и каждый раз обстоятельства заставляют героя делать выбор.
14. Завтра была война, 1987 г.
Начало сороковых. Герои фильма - обычные советские старшеклассники. Они учатся в советской школе, стараются быть правильными и идейными комсомольцами-активистами. Но не всегда «правильность», внушаемая учителями, совпадает с внутренними убеждениями юных душ - им сложно смириться с тем, что их родные и любимые люди оказываются вдруг «врагами народа».
15. Тени исчезают в полдень, 1971 г.
Судьбы жителей таежной деревни на фоне исторических потрясений. Масштабная сага по роману Анатолия Иванова.
История небольшой деревни Зеленый Дол, затерявшейся в таежной глуши, стала отражением судьбы огромной страны. Перед зрителем разворачивается широкая панорама народной жизни: от разгрома белых банд Колчака до первой борозды трактора на колхозной меже, от первых выборов в Верховный Совет до проводов зеленодольцев на фронты Великой Отечественной войны, от трудового подвига женских рук в тылу до Дня Победы, до первого послевоенного хлеба.
16. Вокзал для двоих, 1982 г.
Мелодрама Эльдара Рязанова с Людмилой Гурченко и Олегом Басилашвили в главных ролях. Платон Рябинин отправляется в Душанбе на поезде, на одной из станций ему подают омерзительный обед, за который он отказывается платить. В конфликте замешана официантка Вера, с которой герой будет пересекаться несколько дней подряд, ведь он не может покинуть станцию из-за оплошности ее любовника Андрея (Никита Михалков), который забрал паспорт Рябинина с собой. За это время ненависть героев сменится дружбой и трансформируется в нечто большее.
17. Еще раз про любовь, 1967 г.
Сценарий создан молодым Эдвардом Радзинским. Это история отношений советской интеллигенции: физика Евдокимова (Александр Лазарев) и бортпроводницы Наташи (Татьяна Доронина), он называет ее «лучшей девушкой в СССР». Два взрослых человека ходят на свидания и увлекаются друг другом, герои очень разные: им приходится преодолевать разногласия, а порой и отгонять мысли о сильных чувствах. Кажется, когда счастье уже близко, жизнь преподносит самые неожиданные сценарии.
18. Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен, 1964 г.
Одна из лучших советских комедий для детей и взрослых, созданная Элемом Климовым. Костя Иночкин отдыхает в детском лагере, который находится под управлением товарища Дынина (Евгений Евстигнеев). Мальчик нарушает правила устава, за что вынужден вернуться домой. Пионер представляет, как расстроит этим бабушку. Он решает пробраться в лагерь ночью, друзья и некоторые вожатые помогают ему укрываться. Все идет неплохо вплоть до того момента, пока не настает родительский день.
19. Три плюс два, 1963 г.
Романтическая комедия с идеальной стилистикой 60-х. Трое лучших друзей отправляются в отпуск дикарями на побережье Черного моря. Когда они добираются до места стоянки, обнаруживают там актрису и дрессировщицу (только о реальных профессиях они не расскажут). Начинается борьба за территорию, героям ничего не остается, как начать соседствовать. Вскоре первая неприязнь превращается в интерес и соревнование за внимание друг друга.
20. Сталкер, 1979 г.
Адаптация фантастической повести братьев Стругацких «Пикник на обочине». События происходят в вымышленном месте, напоминающем постапокалиптическое общество, где у людей нет имен, а рядом находится «Зона», в которой происходят аномалии. Проход на территорию запрещен, и лишь немногие отправляются туда: есть легенда о комнате, которая может исполнять самые заветные желания. Два исследователя нанимают Сталкера (Александр Кайдановский), чтобы добраться до эпицентра «Зоны».
21. Доживем до понедельника, 1968 г.
Один из самых сильных советских фильмов о трудностях взросления. Три дня из жизни 9-го класса рассказывают не только о юношеских переживаниях, но и жизни учителей, которые влюбляются, конфликтуют, завидуют коллегам и не всегда понимают, как же нужно поступить. Ситуация в учительской накаляется, когда в школу приходит работать бывшая выпускница Наталья Горелова, которой начинает симпатизировать учитель истории.
22. Покровские ворота, 1982 г.
Это ностальгия по Москве 50-х, когда жизнь во дворах кипела, а люди соседствовали в коммуналках. Молодой историк Костик (Олег Меньшиков) живет у своей тетушки в квартире на Покровских воротах. Дом полон самых разнообразных жильцов: артист Мосэстрады (Леонид Броневой) влюблен в молодую спортсменку (Татьяна Догилева), переводчица (Инна Ульянова) нашла себе нового мужа, при этом боится отпустить в свободное плавание старого - застенчивого Хоботова (Анатолий Равикович). Телефон харизматичного аспиранта обрывают девушки - до тех пор, пока он сам не влюбляется и не решает завоевать ту самую.
23. Спортлото-82, 1982 г.
Авантюрная комедия Леонида Гайдая. Герои фильма знакомятся в купе, компания получается разношерстная: аферисты и обычные туристы - все читают детектив «Смертельное убийство», издания попутчиков выглядят совершенно одинаково. Костя (Альгис Арлаускас) покупает талон лотереи спортлото и прячет его в книгу. Курортники узнают, что билет оказался выигрышным - призовой фонд 20 000 рублей. Герои начинают погоню за талоном.
24. Холодное лето пятьдесят третьего, 1987 г.
Лето 1953 года. После смерти Сталина 5 марта и амнистии 27 марта СССР наводняют сотни тысяч освобождённых уголовников, в стране резко вырастает уровень преступности. В глухой деревне на Крайнем Севере влачат существование двое политических ссыльных: пожилой Копалыч и оборванец Лузга. им приходится вступить в неравную схватку с бандой амнистированных уголовников.
25. Д’Артаньян и три мушкетера, 1979 г.

Адаптация романа Александра Дюма - отца трансформировалась в трехсерийный фильм. Молодой гасконец направляется в Париж, чтобы примкнуть к гвардии короля. Там он встречает Атоса, Портоса и Арамиса, которые станут его верными товарищами. Враги в лице кардинала Ришелье и Миледи плетут интриги против королевы и мушкетеров, пытаясь устранить их.
26. Аты-баты, шли солдаты... 1976 г.
Они погибли в 1944 году, их было всего восемнадцать человек - комсомольский взвод, остановивший колонну немецких танков. Трагическое и комедийное, героическое и лирическое сплелись на экране в необычную ткань повествования об отцах, навсегда оставшихся молодыми, и о детях, пришедших туда, где ровно тридцать лет назад приняли свой последний смертный бой самые родные для них люди...
27. Не может быть!, 1982 г.
Комедия, состоящая из трех новелл по произведениям Михаила Зощенко. Первая рассказывает о предпринимателе эпохи НЭПа, которого вызывают к следователю, - герой понимает, что может оказаться в тюрьме, его жена спешно начинает заметать следы. Вторая новелла о курьезных случаях из жизни нескольких семей, где у каждого из супругов есть любовник или любовница. Заключительная история о Володьке Завитушкине, который приходит на собственную свадьбу в дом невесты, с которой знаком всего несколько дней.
28. Обыкновенное чудо, 1982 г.
Сказка для взрослых, где волшебник (Олег Янковский) однажды придумывает сказку-перевертыш - человек превратится в медведя, когда его поцелует принцесса. Вскоре прекрасная девушка влюбляется в юношу с первого взгляда - он же пугается своего возможного обращения в животное и покидает ее. Влюбленным понадобится чудо, чтобы быть вместе.
29. Вам и не снилось, 1980 г.
Советская мелодрама о первой школьной любви. Катя Шевченко приходит в новую школу, где ее одноклассником становится Рома Лавочкин. Подростки влюбляются и не мыслят жизни друг без друга. Семья парня делает все возможное, чтобы разлучить ребят. В фильме снялись Лидия Федосеева-Шукшина, Ирина Мирошниченко, Татьяна Пельтцер и другие.
30. Осенний марафон, 1979 г.
Он не может выбрать между женой и любовницей. Печальная комедия Георгия Данелии о кризисе среднего возраста.
У талантливого педагога и переводчика Бузыкина нерешительный характер. Он не может оставить жену и уйти к любимой женщине, не может отказать эксплуатирующей его талант сокурснице, терпит посещения доморощенного философа-алкаша, а когда, наконец, решается на смелый шаг - терпит фиаско, так как по природе мягок и податлив, как воск.
31. Мой ласковый и нежный зверь, 1978 г.
По пьесе А. П. Чехова «Драма на охоте» с Олегом Янковским в главной роли. Судебный следователь Камышев приносит редактору газеты роман, в котором рассказывается о событиях из его собственной жизни. Бедная и красивая Ольга Скворцова мечтает вырваться из нищеты. Героиня влюблена в статного следователя, но он не богат. В погоне за наживой Ольга выходит замуж за нелюбимого, а ревнивый Камышев решается на преступление.
32. Долгая дорога в дюнах , 1980-1981 гг.
Действие происходит в Латвии 1939-1970 годов. История любви Артура, сына рыбака, и красавицы Марты, которые пронесли своё чувство через все трудности и горести военных и послевоенных лет.
33. Летят журавли, 1957 г.
Фильм Михаила Калатозова, ставший одним из лучших за всю историю советского кино - лента получила «Золотую пальмовую ветвь» Международного Каннского кинофестиваля. Влюбленные Вероника (Татьяна Самойлова) и Борис (Алексей Баталов) ночью гуляют по Москве, утром пара узнает, что началась война. Парень отправляется добровольцем на фронт. Девушка не успевает проститься с женихом. Во время бомбежки она теряет родителей и отправляется жить к семье Бориса. За Вероникой начинает ухаживать его двоюродный брат Марк, который хочет заполучить девушку силой. Она переживает все тяготы войны и продолжает ждать возлюбленного.
34. Золотой теленок, 1968 г.
Первая экранизация одноименного романа Ильфа и Петрова о похождениях Остапа Бендера. «Великий комбинатор» прибывает в городок Арбатов, чтобы провернуть очередную авантюру. Там же он встречает других мошенников. Остапу (Сергей Юрский) для счастья нужно всего ничего - 500 тысяч рублей, чтобы уехать в Рио-де-Жанейро. Сообщники дают ему наводку на подпольного миллионера Корейко, у которого компания и планирует выманить деньги.
35. Интердевочка, 1989 г.
Днем - медсестра, ночью - проститутка. Смелая перестроечная мелодрама с Еленой Яковлевой о поисках счастья. (Кстати, на главную роль первоначально планировали Татьяну Догилеву - именно «под неё» писал сценарий Кунин). Валютная проститутка мечтает вырваться из замкнутого круга - выйти замуж за иностранца, уехать за границу и стать респектабельной дамой. Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1990 году.
36. Берегись автомобиля, 1966 г.
Черно-белый комедийный фильм Эльдара Рязанова. Это история о благородном актере и страховом агенте Юрии Деточкине, который примеряет на себя роль Робин Гуда. Философия Деточкина - это наказание спекулянтов и возвращение незаконно полученных средств в народ. Будучи профессиональным шофером, он начинает угонять машины своих жертв.
37. Карнавальная ночь, 1956 г.
Классический музыкальный фильм-комедия о подготовке сотрудников ДК к Новому году. Молодой коллектив придумал яркую и современную программу с песнями, танцами и джазом. Консервативному директору Дома культуры эта затея не нравится, и он хочет оставить все по-старому. Леночка Крылова (Людмила Гурченко) настаивает на своем и решает пойти на хитрость, чтобы все сложилось по плану. Песенка про «Пять минут» стала хитом в СССР.
38. Бег, 1970 г.
Сюжет рассказывает об эмиграции интеллигенции и белых офицеров - они перебираются в Константинополь, спасаясь от Красной армии. Герои начинают испытывать нужду и отчаяние: кто-то играет на тараканьих бегах, кто-то становится шарманщиком или теряет рассудок. Эмигранты оказываются перед нравственным выбором и пытаются понять, как дальше жить, когда прежний мир рухнул.
39. Вечный зов, 1973 - 1983 гг
История семьи Савельевых, выходцев из далекого сибирского села, разворачивается на фоне исторических событий в России, охватывающих период с 1902 по 1960 годы. На их долю выпали три войны, революция, становление нового строя и все драматические события, которые принес двадцатый век. Жизнь постоянно требует от героев «Вечного зова» выбора между любовью и ненавистью.
40. Весна на Заречной улице, 1956 г.
Молодая учительница Татьяна начинает преподавать в вечерней школе, где учатся взрослые студенты - сотрудники металлургического завода. Один из ее учеников - сталевар Саша Савченко (Николай Рыбников), лучший в своем деле. Саша пытается обольстить женщину в привычной ему манере. Герой получает отпор и начинает всерьез задумываться о том, как завоевать девушку.
41. Семнадцать мгновений весны, 1973 г.
Картина о советском разведчике Максиме Исаеве, который вынужден внедриться в лагерь нацистов под именем Макса Отто фон Штирлица (играет Вячеслав Тихонов). Ему необходимо выявить руководителей рейха, которые ведут переговоры с западными союзниками. Шеф гестапо Мюллер находит улики, которые указывают на то, что Штирлиц не тот, за кого себя выдает. Между ними начинается психологическая дуэль, ведь разведчику необходимо довести свою миссию до конца.
42. Собачье сердце, 1988 г.
Экранизация романа Михаила Булгакова. Профессор Преображенский (Евгений Евстигнеев) встречает на улице постреволюционной Москвы бездомного пса Шарика. Гений науки давно мечтает провести небывалый эксперимент. Для этого ему привозят тело Клима Чугункина - вора, пьяницы и балалаечника. Преображенский пересаживает человеческий гипофиз собаке и превращает его в Полиграфа Полиграфовича Шарикова, который начинает вести активную общественную деятельность.
43. Иван Васильевич меняет профессию, 1973 г.
Культовая фантастическая комедия Леонида Гайдая. По сюжету инженер Тимофеев (Александр Демьяненко) создает машину времени и отправляет в Москву XVI века афериста Жоржа Милославского (Леонид Куравлев) и своего управдома товарища Буншу (Юрий Яковлев), который как две капли воды похож на царя Ивана Грозного. Самодержец, в свою очередь, переносится в 70-е годы. Теперь инженеру предстоит вернуть все на свои места.
44. Служебный роман, 1977 г.
Романтическая комедия Эльдара Рязанова. История о робком сотруднике статистической конторы Анатолии Ефремовиче Новосельцеве (Андрей Мягков) и его начальнице Людмиле Прокофьевне (Алиса Фрейндлих). Новосельцев мечтает продвинуться по службе, ведь он отец-одиночка с двумя сорванцами. По совету институтского приятеля Самохвалова (Олег Басилашвили) он решает приударить за своим боссом, чтобы исправить свое карьерное положение.
45. Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика, 1966 г.
Одна из самых известных картин Леонида Гайдая, без которой нельзя представить золотой фонд советского кино. Студент-практикант Шурик отправляется на Кавказ собирать фольклор и знакомиться с местными обычаями. Там он встречает «спортсменку, комсомолку и просто красавицу» Нину (Наталья Варлей), которую вскоре похищают. Отважный Шурик решается разыскать подругу и спасти от замужества с нелюбимым.
46. Джентльмены удачи, 1971 г.
История про поиски золотого шлема Александра Македонского. Сыщики случайно встречают доброго заведующего детским садом Евгения Трошкина (Евгений Леонов), который поразительно похож на «Доцента, главаря преступной группировки, которая украла реликвию. Трошкину предстоит притвориться криминальным авторитетом и выведать все секреты о шлеме у сокамерников - цитаты про «пасть порву, моргалы выколю» тоже отсюда.
47. Ирония судьбы, или С легким паром!, 1975 г.
Культовый фильм о любви Жени Лукашина (Евгений Мягков) из Москвы и учительницы Нади (Барбара Брыльска) из Ленинграда. 31 декабря Женя отправляется в баню и сильно напивается. Друзья по ошибке отправляют его на самолете в другой культурный город. Он оказывается вроде бы на своей улице и в своем доме, но в чужой постели. Придя к себе домой, Надя вместе с женихом Ипполитом (Юрий Яковлев) обнаруживают незваного гостя, после чего жизнь героев меняется за одну ночь.
48. Бриллиантовая рука, 1968 г.
Фильм снят Леонидом Гайдаем в далеком 1968 году, уже почти 60 лет остается одним из самых популярных у зрителей. Примерный семьянин Семен Горбунков (Юрий Никулин) отправляется в международный круиз. На прогулке он случайно падает у аптеки, тайного пункта контрабандистов. Мошенники накладывают пострадавшему гипс, наполненный драгоценностями. Настоящий посредник (Андрей Миронов) понимает, что произошла ошибка и украшения придется вернуть во что бы то ни стало.
49. Жестокий романс, 1984 г.
Драматическая экранизация пьесы Александра Островского «Бесприданница». Главные роли исполнили совсем юная и прекрасная Лариса Гузеева и Никита Михалков. В городе на Волге обедневшая дворянская семья Огудаловых сводит концы с концами. Мать семейства решает выдать замуж всех дочерей - младшая Лариса мечтает встретить своего принца на белом коне и верит в большую любовь, которой суждено случиться и обернуться трагедией.
50. Любовь и голуби, 1984 г.
Один из самых популярных отечественных фильмов о трудностях брака. Герои картины - обычные люди, которые живут в деревне. Василий Кузякин отправляется на море, где знакомится с экстравагантной сотрудницей отдела кадров Раисой Захаровной. Василий решает оставить жену Надежду, перебравшись в город к женщине строгих правил. Жизнь мужчины меняется настолько, что он не против «отравиться корочкой хлеба».