• Авторизация


ПУШКИНИАНА 14-02-2009 12:07 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[471x550]

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
  
И СНОВА О ТОЛПЕ...
 
НЕДОСТАЮЩИЕ   КОММЕНТАРИИ
 
    Всё   не мог взяться за новый пост о Пушкине. Мешала недосказанность в комментариях к предыдущй статье – прежде всего к тому фрагменту, где «бессмысленная толпа», не понимая, что творит, - умоляет Бориса Годунова прийти на царствие. Происходит это На Красной площади... 
 И я понял, наконец: ведь это и есть та самая толпа, которая и сегодня – фигура знаковая, одна из ярких примет нашего времени. Толпа, умолявшая остаться у власти своего президента Владимира Путина. Толпа орущих единоросов, выполняющая заказ на антиамериканизм. Толпа скинхедов, «Наших» или лимоновских нацболов, изъявляющая криками и воплями волю очередных "БОЯР"
...Князь Шуйский: - «Давай народ искусно волновать...» ( "Борис Годунов")
 И волнуют. Работа у толпы сегодня такая –  пошуметь на разных сборищах, помитинговать бог знает за что – вроде тех, пушкинских мужиков из толпы: «О чём орём?»
 И вдруг я услышал на «Эхо Москвы» эссе Матвея Ганапольского. По самой сути оно и оказалась одним из тех недостающих комментариев.
 «Боже, спаси Россию!» - так  известный публицист назвал свою «реплику» по поводу очередной вакханалии толпы.
***
Завтра большой день(31 января).
Завтра на улицу выйдут согласные, несогласные, особо согласные и несогласные вообще. У них четкий жанр – одни будут голосовать за правительство Путина, другие против. Всех их будет охранять милиция.
Люди там будут разные.
Будут осколки оппозиции, как всегда несанкционаровано, и их будут по привычке бить, но этим не привыкать, они все время биты, все 9 путинских лет.
Будут коммунисты, которые всегда против, но в общем-то «за» – посмотрите голосования.
Будет и развлекалово – жириновцы, меняющие убеждения сто раз в день.
Но самое главное – будут митинги в поддержку правительства, то есть Путина, раз он глава этого правительства.
Я, конечно, понимаю, что за бабло и на ярмарке медведем потанцуешь, но спросить все же обязан: чего же вы там, ребята, защищать будете? Наверное, славные правительственные дела.
А их много было – дел – за эти 9 лет. Вели войны, искали врагов. Ловили английских шпионов, били оппозицию. Воевали со СМИ, качали газ и нефть. Закрывали телеканалы, хоронили Политковскую. Учили Запад как правильно жить и сажали неправильных олигархов. Разваливали СНГ и нашли новых друзей, типа Венесуэлы. Искали суверенную демократию и растили патриотов на Селигере.
Много, как видите, что делалось, но, конечно, не все успелось.
Не успелась малость – построить страну, ее промышленность. Собственно то, благодаря чему любая страна и может выжить при любом кризисе.
Немыслимые, бешеные деньги, которые судьба дает один раз в жизни, теперь тают на глазах и скоро страна может начать занимать деньги, как было всегда – власть это, наконец, признала. Страну проспали, хотя я имею тут в виду совсем другое слово.
Но завтра странные люди с бегающими глазами и мятыми купюрами в карманах будут стоять на разрешенном митинге, и держа фабричные плакаты во здравие этого бардака и преступления, будут кричать «браво», поглядывая на часы и мечтая успеть до вечера добежать до обменника.
Боже, спаси Россию!
 
 Читаешь это и диву даешься – каким всё-таки политическим мудрецом оказался Александр Сепргеевич Пушкин, сумевший так тонко, точно и беспощадно разглядеть лицо «бессмысленной черни», понять её нетленную психологию, направленную лишь на одно – поорать. О чём? Да Бог его знает....
   «Шумим, братцы, шумим»... (А.С. Грибоедов. «Горе от ума»)...
 Шумим, создавая фон, под который можно и страну потерять.
 Как потеряла её та толпа, что выла на Красной площади, на коленях, умоляя Бориса согласиться на царствие.
   Пришёл и другой недостающий комментарий: «особое мнение» Леонида Радзиховского – на том же «Эхо «Москвы»...
    Речь шла об одной из передач Владимира Соловьева ( «К барьеру!"), где в результате народного голосования, с огромным преимуществом верх взял  ВладимирЖириновский. 
   Ведущая сказала: « Возникло ощущение, что с народом действительно не все в порядке – отдать победу в споре с нормальным человеком ( Надеждиным) - политическому шуту, клоуну,- это свидетельство не только послушности народа, но и его незрелости. Мы как чукчи в анекдотах».

 

На что Радзиховский с присущей ему иронией ответил:
 - Знаете, это свидетельство дебильности значительной части народа – при чем тут незрелость? Надо называть вещи своими именами – просто откровенная дебильность, когда люди с идиотским гоготом дебилов смотрят на омерзительное животное и считают, что вот такое отвратительное животное достойно представлять их, людей, интересы в так называемом парламенте. Пусть он «так называемый», но некоторые породы животных в так называемые парламенты не впускают. А люди с гоготом дебилов на это смотрят, говорят «прикольно» и продолжают голосовать – это действительно свидетельство дебильности ...
 ...Политической жизни в стране нет, обсуждать серьезные проблемы никто, ни с кем, никогда не может,  вот и происходят такие отвратительные фарсы, чтобы люди гоготали как сумасшедшие, тыкали пальцами, попивали пивко и не понимали, что это тот самый случай - «над кем смеетесь? - только над собой». Вот когда вы гогочете, глядя на этот фарс, вы смеетесь только исключительно и единственно над собой. Потому что этот фарс вы оплачиваете систематически. Оплачиваете не тем, что голосуете, а оплачиваете всей своей жизнью. Вам нравится смеяться над собой – прекрасно. Но только при этом надо понимать, что гогочете вы исключительно над собой, и больше ни над кем....
   Ведущая заметила: - Вы мне напомнили ситуацию - очередные выборы, которые проходят либо с участием партии ЛДПР, либо В.Жириновского лично, даже среди моих знакомых, казалось бы, достаточно образованных людей, всегда находится тот, кто голосовал за него, и когда я в недоумении спрашиваю – зачем? - ну все равно было не за кого, а это мужик прикольный.

Л.Радзиховский: Вот-вот. Я еще раз повторяю - я сторонник самоиронии,
только пусть этот ваш знакомый помнит, что мужик прикольный не Жириновский, а мужик прикольный этот ваш знакомый, который таким образом прикалывается только над самим собой. Вот если ему приятно над собой прикалываться – замечательно. Только пусть помнит, что прикалывается он не над Жириновским. Жириновский в полном порядке со своими 10 или 20 квартирами своего сына, с этими самыми 50-100 миллионами, и так далее. Он в порядке. А вот ваш знакомый прикалывается, и пусть дальше над собой прикалывается. Только пусть каждый раз себе повторяют – люблю засунуть голову в унитаз, не спустив предварительно воду. Очень смешно и очень прикалывает..
***   
...На занятиях по журналистике, я показал   свой предыдущий пост «Бессмысленная чернь изменчива, мятежна... мгновенному внушению послушна» - моим студентам-первокурсникам:
 - Что из всего этого вы хотели бы прокомментировать?
Получилась стихийная контрольная. И вот что интересно. Большинство комментариев были о том, что Пушкин пророчески предвидел: манипуляции толпой, «народным мнением»,  как я уже говорил - одна из актуальнейших проблем дня сегодняшнего.
 Поскольку в комментариях моих уважаемых читателей ничего похожего не оказалось, я позволю себе постепенно ( их многовато)  подключать к ним выдержки из этих студенчеких работ...
    Так появятся эти «недостающие комментарии» в их обобщённом виде.
Кому интересно – заглядывайте...
 
Портрет А.С. Пушкина работы Ореста Кипренского
 
 
 
 
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (34): вперёд»
Адамыч 14-02-2009-20:45 удалить
Толпой легче управлять, и этот жизненный закон к сожалению не меняется. Ну и такая вот песенка: Эх яблочко, да под лопатами! А будем землю удобрять, демократами. А будем землю удобрять, демократами. А демократики, да морды жирные А в сырой земле, все будут смирные. А в сырой земле, все будут смирные. Эх яблочко, да жизнь опасная. Стала баба моя несогласная, А стала баба моя несогласная. Фигу словно флаг, мы теперь несем. Несогласная, да почти во всем, А несогласная, да почти во всем. Эх яблочко, да с листами! Будем рыбу кормить, глобалистами, А будем рыбу кормить, глобалистами. Сноубордистами, да НАШИстами, Эх топить гавно, руками чистыми, Эх топить гавно, руками чистыми! Сергей Шнуров
А_Гусев 14-02-2009-21:17 удалить
Спасибо, Адамыч, за интересный комментарий и за образное поэтическое изорбражение реальной ситуации. С ПРАЗДНИКОМ ЛЮБВИ ТЕБЯ!
saandra_13 14-02-2009-22:02 удалить
спасибо) интересно. заглядываем. и на уроках используем) недавно друг прислал забавный комментарий к насущному: Человек человеку – кот -Не люблю я вас, - заявил Мышь. -Отчего, душа моя? - изумился Кошь. -Подозрительны вы мне, - Мышь сложил лапы на груди, испытующе сощурился. -Отчего? Отчего? Мы были так милы к тебе, - Кошь картинно заломил Мышу лапы. -Нет в вашей любви взаимности, и смотрите вы как-то хитро, - прохрипел Мышь, тщетно пытаясь вырваться из Кошиных объятий. -Мы создали для тебя лучшие условия, мы взяли тебя в плотное кольцо заботы, мы окружили тебя стеной ласки, сочувствия, внимания к твоим бедам, - сетовал Кошь, стягивая Мышу лапы бечевкой, - мы сделали для тебя самое главное, мы возродили твою Родину! Твою священную Отчизну! Разве не радостно тебе оттого, что враг больше не унижает и не топчет твою землю? -Радостно, - обреченно вздохнул Мышь. -Разве не ликуешь ты оттого, что вокруг тебя лишь патриоты, единоверцы, чистые, честные граждане своей страны, готовые жизнь свою отдать за наши общие цели? - Кошь связал Мышу задние лапы и принялся за передние. -Ликую...ой! - вскрикнул Мышь. -Туговато? - озаботился Кошь, - ну, ничего, братец, терпи. Трудные времена настали. Надо потуже затянуть пояса. Кошь накрепко связал Мыша, на секунду задумался, затем, спохватившись, продолжил: -Но коварный враг не дремлет, и мы вынуждены применить адекватные меры, - разглагольствовал Кошь над неподвижным Мышом, - разве не восторгает тебя, что Отечество твое показало всем свое могущество, заставило считаться с собой? -Восторгает, - пискнул Мышь, - но будет ли мне позволено проявлять свой восторг в более свободной форме? -В свободной форме? - переспросил Кошь, затыкая Мышину пасть кляпом, - конечно можно, для тебя мы подготовили огромный объем свобод! -Бу-бу-бу, - пробубнил Мышь из-под кляпа. -Прости, что? - переспросил Кошь, вынимая кляп. -Теперь я готов любить вас еще два срока! - подобострастно пропищал Мышь. -Спасибо, дружочек, спасибо, - Кошь пустил растроганную слезу, - я знал, что могу на тебя рассчитывать. Кошь открыл крышку кастрюли, немного помешал варево поварешкой, а затем бережно опустил Мыша в кипящий бульон. -А через два срока надо будет приоткрыть крышку и слегка выпустить пар, - промурлыкал Кошь и тихо затянул песню: "Вместе прорвемся, вместе победим".
А_Гусев 14-02-2009-22:26 удалить
Спасибо Вам за поддержку и за мудрую притчу. С ДНЁМ ВАЛЕНТИНА ВАС! [показать]
Манша 15-02-2009-00:51 удалить
АХ,ДА,ПУШКИН!АХ,ДА СУКИН СЫН! (ЦИТАТА).С ПРАЗДНИКОМ ТЕБЯ!
GluCherry 15-02-2009-02:02 удалить
...Ибо что может тот, кто следует царю? То, что делали раньше!.... ...Что было, то и будет, и что творилось, то и творится, и нет ничего нового под Солнцем.... ...Бывает, скажут о чем-то: смотри, это новость! А уже было оно в веках, что прошли до нас..... ЕККЛЕЗИАСТ...
А_Гусев 15-02-2009-11:13 удалить
Исходное сообщение GluCherry ...Ибо что может тот, кто следует царю? То, что делали раньше!.... ...Что было, то и будет, и что творилось, то и творится, и нет ничего нового под Солнцем.... ...Бывает, скажут о чем-то: смотри, это новость! А уже было оно в веках, что прошли до нас..... ЕККЛЕЗИАСТ...
А_Гусев 15-02-2009-11:24 удалить
[b][user=GluCherry, Люся, я повторил эти слова из Екклезиаста, как заклинание, как ту мудрость, которая вечна ( потому и мудрость), ибо в них, словах этих, - подтверждение всему тому, о чём мы ведём наш разговор. Но нам нужна и мудрость, которая помогала бы сохранять и оберегать советы мудрецов, не повторять прошлых ошибок и заблуждений... Такая мудрость, я думаю, человеку не дана, иначе не было бы этих тысячелетних один и тех же ошибок, которые совершает человек и человечество. СПАСИБО!
GluCherry 15-02-2009-13:38 удалить
[QUOTE]Исходное сообщение А_Гусев GluCherry, Но нам нужна и мудрость, которая помогала бы сохранять и оберегать советы мудрецов, не повторять прошлых ошибок и заблуждений... Такая мудрость, я думаю, человеку не дана, иначе не было бы этих тысячелетних один и тех же ошибок, которые совершает человек и человечество. [/QUOTE [b]На все наши вопросы и пожелания - ОТВЕТЫ ОТТУДА ЖЕ... ...Стремление познать суть вещей дано человеку как бич наказующий... ...От многой мудрости много скорби, и умножающий знание умножает печаль... ...Я понял задачу, которую дал Бог решать сынам человека: все он сделал прекрасным в свой срок, даже вечность вложил им в сердце, - но чтоб дела, творимые Богом, от начала и до конца не мог постичь человек... ...Род уходит и род приходит, а Земля остается на век... И ничего не убавить и не добавить. Вся суть нашего бытия... Да, ты прав - как Соломон))) - не дана нам такая мудрость изначально. Нужно, видимо, чтобы каждый род получил свои уроки - чтобы всякий из нас обрел свою меру мудрости. Ибо в глазах Божиих ценность особую имеет каждая отдельная душа человеческая - её возмужание и умудрение. Поэтому и уроки повторяются вновь и вновь - из рода в род. И всякая душа через это научение проходит.
А_Гусев 15-02-2009-14:37 удалить
СТАЛО БЫТЬ, ЕСТЬ СМЫСЛ ПРЕКРАТИТЬ И ВОПРОСЫ И ПОЖЕЛАНИЯ ? Ведь ответы давным-давно известны... Но если всё-таки опуститься на землю. Выходит, ничего нового в нравственном смысле Пушкин человечеству не дал, ничем не обогатил наши грешные души, не осветил по-своему "опыты быстротекущей жизни"?
Исходное сообщение А_Гусев СТАЛО БЫТЬ, ЕСТЬ СМЫСЛ ПРЕКРАТИТЬ И ВОПРОСЫ И ПОЖЕЛАНИЯ ? Ведь ответы давным-давно известны...
Зачем так радикально ставить вопрос? Пушкин - гений... Ибо дан нам Богом для того, чтобы ...кому-то открыть эти вечные истины... кого-то подготовить к грядущим урокам... а кому-то просто напомнить еще раз... Каждому - своё... в том числе и Пушкин проходил здесь свои уроки.+)
А_Гусев 15-02-2009-17:02 удалить
СТРОЙНЫЕ_МЫСЛИ][/b], ВОТ ЗДЕСЬ Я С ВАМИ СОГЛАСЕН!
word-man 17-02-2009-23:59 удалить
А_Гусев, мы, как бараны бессловесные. Ты знаешь, что овцы не сопротивляются, когда их собираются резать? Единственные из домашних животных. Ещё немного, и нас даже не будет жалко. А Пушкин - гений.
А_Гусев 18-02-2009-11:11 удалить
Ответ на комментарий word-man # [QUOTE]Исходное сообщение word-man А_Гусев, мы, как бараны бессловесные. Ты знаешь, что овцы не сопротивляются, когда их собираются резать? Единственные из домашних животных. Ещё немного, и нас даже не будет жалко. А Пушкин - гений. Пушкин, конечно, гений... Только нам от этого не легче... Спасибо за мудрые мысли!
word-man 18-02-2009-13:26 удалить
А_Гусев, в том-то и дело, что не легче. Что толку от этих наших мудрований.
tanikota 18-02-2009-13:58 удалить
Ответ на комментарий А_Гусев # То, что об ЭТОМ "говорил Пушкин", нам, конечно не легче. Но, то, что говорят ТЕ, которые выросли "на Пушкине", на его, ставшем для нас современном языке, мне лично - небезразлично мнение ЭТИХ людей. Все таки именно, таким образом, через запечатленное - записанное - прочитанное и осознанное СЛОВО, - возникает преемственность в осмыслении и связи времен и повторяемости "уроков истории". Поэтому, перечитывая опять Пушкина, мы ЗАНОВО переосмысливаем и "его слово" и его мысли. Иначе как?
А_Гусев 18-02-2009-14:30 удалить
Да, Татьяна, переосмысливаем, но... не делаем выводов... Честно говря, меня очень бы интересовало мнение читателей о современной "толпе" - таких тонких политологов, как Ганапольский, Радзиховский... Никто не хочет дать оценки того, что они говорят. А ведь говорят они вещи ужасные... обидные для народного самосознания. Или это не так?
tanikota 18-02-2009-14:43 удалить
Я мало интересуюсь политикой. Но примеров "народного отупления", к сожалению, наблюдаю предостаточно. И не только среди "беднейших", но и среди вполне "состоятельных слоев" населения. Одних "тупит" тяжелая жизнь, других - слишком "легкая". Но "молот истории" дробит всех без исключения... Для меня важнее понять самой смысл в ЭТОЙ одной, моей единственной жизни, которая оказывается не такая длинная... И оценить её прожитость не по количеству денег или имущества, а по "духовному багажу". А политики, играющие на "темноте народа" были всегда, когда "видишь" эти политические игры, что толку на них (политиков) обижаться? Они играют свою РОЛЬ.
А_Гусев 18-02-2009-15:09 удалить
Понимаю и уважаю Ваши стремления. Вы правы, конечно... но чтобы что-то понять до конца - нужны оппоненты...
tanikota 18-02-2009-21:33 удалить
Да, конечно... нужны.
Что-то грустно стало от комментариев. Откуда такой унылизм? Дался вам этот Жириновский. Намного хуже то, что так вами рекламируемый журналист многократно повторя, вбивает в слушателей слово дебилизм. Вы знаете, самые гнусные дела кака раз делаются тихо, без шутовских громкостей. И Жириновского кстати принимают именно потому, что от него вреда меньше, чем от "серых мышат, любящих красиво речи складывать и незаметно так засталяющих думать по-своему. Ещё не известно, какое несварение желудка будет у котов от супчика. Впрочем я видимо совсем с другой стороны увидела написанное. Не буду больше мешать.
А_Гусев 19-02-2009-17:07 удалить
[Людмила_Есипова][/b], Вы увидели именно с той стороны, с которой надо бы было увидеть. Конечно же, интереснее всего сопоставить толпу пушкинскую и "толпы", о которых говорят Ганапольский и Радзиховский. А Жириновский у этого журналиста всего лишь барометр умонастроений народа... Спасибо!
А_Гусев 19-02-2009-19:25 удалить
IridescentDark][/b], Да, наверное, так и выходит. Без них, повторения собственных ошибок, было бы скучно... Мне понравилась Ваша мысль. Спасибо!
poztv 19-02-2009-21:37 удалить
Ответ на комментарий А_Гусев # мысль очень хорошая!!!Красиво сказано!
А_Гусев 19-02-2009-22:18 удалить
poztv][/b], Спасибо за понимание и поддержку!
Kalista 20-02-2009-18:02 удалить
У меня возник вопрос: а что можем сделать мы-осознающие что толпа отупела? говорят "хочешь изменить мир-начни с себя"...так что же будем менять?
А_Гусев 20-02-2009-19:41 удалить
Ответ на комментарий Kalista #
Исходное сообщение Ксения_Кейджи У меня возник вопрос: а что можем сделать мы-осознающие что толпа отупела? говорят "хочешь изменить мир-начни с себя"...так что же будем менять?
Как что? Перестать жить по принципу "моя хата с краю - ничего не знаю", осознать себя членом гражданского общества, научиться искусству сопереживания, понять: всё, что происходит в мире касается тебя лично, постараться преодолеть инстинкт стадности...
word-man 20-02-2009-22:10 удалить
Насчёт гражданского общества: в древних Афинах по законам Солона если случались народные волнения или даже гражданские войны, то гражданин был обязан принимать в них участие, причём неважно на какой стороне враждующих. Если горожанин избегал этого, то после возвращения мира такого человека лишали гражданства Афин. Это я вовсе не подстрекаю к чему-бы то нибыло, просто хочу сравнить наш уровень гражданского самосознания и классический уровень.
Исходное сообщение А_Гусев Как что? Перестать жить по принципу "моя хата с краю - ничего не знаю", осознать себя членом гражданского общества, научиться искусству сопереживания, понять: всё, что происходит в мире касается тебя лично, постараться преодолеть инстинкт стадности... Простите, но непонятна реализация этого. По-моему если я осознаю, что всё! в мире касается меня лично, впору сходить с ума. И как по вашему, есть разница в со-переживании и со-чувствии? и что такое осознать себя членом гражданского общества? А не бывает часто, вмешательство на фоне переживания оборачивается бедой? Может сначала понять кому что выгодно, в чьих интересах затеивается очередная авантюра, и не заражаясь всеобщим негодованием, что зло только увеличивает, начинать разбираться в себе. Снимать свои зацепки и страхи. Тогда и зла в обществе станет меньше...
А_Гусев 21-02-2009-14:04 удалить
word-man, Гражданская активность - всегда со знаком +! А её осутствие - увядание государства! Гражданин, человек, должен, просто обязан ощущать себя не "винтиком" механизма, а его движущей силой.


Комментарии (34): вперёд» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ПУШКИНИАНА | А_Гусев - А_ГУСЕВ. БЛОГ "УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ" | Лента друзей А_Гусев / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»