Этот ваш Андерсен, который Ганс Христиан, тот ещё шлемазл, скажу я вам. Вообще-то его литературное творчество мне с детства не нравилось. Во взрослом возрасте я так и не смогла дозреть до понимания и нежных чувств к сказкам сего автора.
Теперь же совсем всё стало плохо. Виновата сказка про Русалочку. В свете личных проблем со здоровьем испытываю личную неприязнь, как говорил Рубик джан. Русалочка, хочешь иметь ножки? Хорошо, у тебя будут ножки, но за это надо будет заплатить физической болью.
«...тогда твой хвост раздвоится и превратится в пару чудных, как скажут люди, ножек. Но тебе будет так больно, как будто тебя пронзят насквозь острым мечом (…) Ты сохранишь свою воздушную скользящую походку — ни одна танцовщица не сравнится с тобой; но помни, что ты будешь ступать как по острым ножам, так что изранишь свои ножки в кровь» (цит. Г.Х.Андерсен «Русалочка»). Всё очень красиво и трогательно. Романтизм на марше. Необъективно переносить личные эмоции на творчество великого сказочника, согласна. Поймут только тру Русалочки.
Абстрагируемся от личного. Попытайтесь найти в сказках Андерсена что-нибудь радостное, весёлое. Как это сделать? Честно признайтесь себе, сколько раз вы улыбнулись, читая его произведения? Я уж не спрашиваю, сколько раз вы рассмеялись. Конечно, сказки должны встречаться и грустные, и с трагическим концом. Но чтоб все? У одного автора? Или я что-то упускаю, или у меня нет чувства юмора. Шлемазл этот Андерсен.
Чуть более серьёзно
Г.Х.Андерсен представитель такого направления в литературе, как романтизм. Это многое объясняет. Не буду здесь приводить определение, оно есть во многих источниках.
Но для меня осталась непонятной именно эта константа. Не могу найти в его сказках юмора. Ни в одной. Ни сатиры, ни черного, ни иронического. Но ведь юмор свойственен сказкам эпохи романтизма. Вспомним Гофмана, братьев Гримм, к примеру. В их сказках присутствует и ирония, и сатира, и грубоватый народный юмор. У Андерсена в этом — вакуум. Быть может, есть какой-то особый юмор, ещё не описанный психологами и литературоведами.
Всё это наводит на размышления о психологическом портрете автора и его почитателей среди читателей.
Что до необходимости юмора в сказках, позволю себе следующее обобщение. Сказки — значимая часть литературы. Литература — отражение жизни. Если бы в моей жизни не было юмора, я не печатала бы сейчас эти строки.