Славяне мы и в этом наша сила, |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
Серия сообщений " Владимир Высоцкий, Вера Рыжих 2-2":
Часть 1 - Ноябрина...
Часть 2 - Всё будет хорошо...
...
Часть 39 - Жизнь подарок...
Часть 40 - Аисты на крыше...
Часть 41 - Май...
|
![]() |
Бытовое проклятие «Чтоб тебе пусто было!» употребляется как пожелание кому-либо неудачи и тщетности всех его действий. В словаре русского языка под редакцией Анастасии Евгеньевой отмечено, что данная фраза используется для выражения досады, злобы, недоброжелательства и провала.
Изначально слово «пустота» в русском семантическом сознании ассоциировалось с традиционной аграрной сферой жизнедеятельности. Та местность, которая по разным причинам не возделывалась, а значит, не приносила урожая и пользы, всегда называлась пустой землей. В связи с этим, произнося «Чтоб тебе пусто было!», разозленный человек желал недругу, чтобы на его участке ничего не выросло, а отсутствие всходов влекло за собой серьезные несчастья от экономических потерь до физического голода членов его семьи.
Многие европейские столицы встречали русских солдат как освободителей. Не стал исключением и Рим, в который русская армия вошла, сопровождаемая радостными жителями. Итальянцы были благодарны далекой северной стране за свою свободу.
Ещё императрица Екатерина II хотела послать русские войска на подавление французской революции, этого «бунта черни против тронов и аристократии», угрожавшего спокойствию феодальных классов во всей Европе, но не успела из-за своей кончины. Её сын Павел I, вступивший на престол в 1796 году, хотя и расходился со своей матерью во взглядах на многие вопросы, но в желании задушить опасный мятеж французских «вольнодумцев» был ещё более целеустремлён, чем Екатерина. В начале 1798 года Павел снял опалу с фельдмаршала Александра Васильевича Суворова и повелел ему готовить русскую армию к предстоящему походу.
Как известно, Петр I во время своего правления ввел пошлину на бороду. Французский философ Вольтер, описывая Петровские реформы, отмечал: «Вскоре народ предпочел расстаться с бородой, а не деньгами». Однако многие мужчины отрезанные бороды не выбрасывали, а хранили до конца жизни с вполне определенной целью.
Долгое время борода считалась не только гордостью русского мужчины: растительность на лице имела и религиозное значение. Как писал Василий Андреев в книге «Раскол и его значение в народной русской истории», к XVI веку на Руси сложилось мнение, что бороды бреют только еретики. Сборник законов 1551 года «Стоглав» категорически запрещал «стрижение брады», потому как это есть «мерзость пред Богом». Поэтому «Стоглав» грозил нарушителям гневом Создателя. Многие противники бритья и стрижки бороды ссылались на утверждение о том, что человек создан по образу и подобию Божию, а значит изначально одаренный растительностью мужчина, удаляя ее, отдаляет себя от данного образа.