• Авторизация


"Предстояние" Михалкова или как "критики" пытаются манипулировать! 13-05-2010 00:35 к комментариям - к полной версии - понравилось!


В прошлую пятницу мне удалось посмотреть этот прекрасный фильм. Перед походом я прочитала многочисленные критические рецензии, все как один пытающиеся смешать фильм с грязью. Именно это и желание, увидеть продолжение любимого с детства фильма, заставило меня все-таки пойти на показ. Уж слишком много было негатива в этих рецензиях, и уж очень они попахивали манипуляциями. 

И я не разочаровалась, ибо это самый прекрасный и трогательный фильм о войне, который я видела! Возможно, и самый реалистичный! А вот рецензии просто напичканы манипулятивными технологиями. Видно, что расчет был на среднестатистического человека, привыкшего доверять критикам, который примет на веру все, и даже не удосужится проверить, что было у Михалкова. Попробуем разобрать, как "критики" пытаются навязать нам свой взгляд! Итак, ниже Вы найдете небольшой экскурс в технологии манипуляции.

 Грязные воспоминания о великой войне

 

В заголовке "беспристрастный" и "объективный" автор уже пытается навязать нам свою точку зрения, используя излишне эмоциональный оборот. Первое же предложение задает эмоциональный тон для всего повествования. Например, можно сравнить по эмоциональному накалу два заголовка: "Демонстрант убит" и "Демонстрант убит продажными полицейскими" .

«Я знал, что будет плохо, но не знал, что так скоро». Первый час «Утомленных солнцем-2» (УС-2) Никиты Михалкова (НМ) смотреть можно, если воспринимать их как комикс, мангу, хотя с «Первым отрядом», конечно, не сравнить.


[360x]


 

Этот манипулятивный прием в теории коммуникации называется "ядовитый  сандвич" и используется для того, чтобы номинально дать хорошую информацию, но замаскировать ее под плохую, спрятав между негативными сообщениями, как между кусками хлеба в сандвиче. Создается иллюзия объективности (ведь плюсы тоже нашли - значит конструктивная критика), но по психологическому "эффекту края" запоминается только первое и последнее - то есть негатив.

У репрессированного комдива Котова (НМ) на левой руке – стальная перчатка, как у Фредди Крюгера, с выдвижными когтями-лезвиями. Последний писк моды: у нас, на Колыме, все так ходят.

 

Вот в ход пошло уже "подведение под стереотип": все помнят фильмы о Фредди Крюгере?  Для тех, кто не помнит, сейчас можно даже ремейк посмотреть. Как мы к нему относимся? Однозначно плохо - восхищаться там нечему... А для выросших на "Кошмаре на улице вязов" людей, вроде меня - это вообще образ детских ночных кошмаров. Мысленно переносим наше негативное отношение к Фредди Крюгеру на Котова (а в этом нам поможет автор "рецензии") - и все, цель автора достигнута! Пожалуй, можно было дальше ничего не писать, так как три манипулятивных приема в трех абзацах - более, чем достаточно! Но автор продолжает, нанизывая на эту леску из желания очернить фильм Михалкова все новые и новые манипулятивные технологии - теперь уже доводя повествование до абсурда.

Взявшиеся явно из какого-то другого фильма цыгане пляшут вокруг оккупантов, выкупая конфискованных лошадей песней. Интересно, какой: «К нам приехал, к нам приехал оберштурмбанфюрер дорогой»? 

 

Кроме попытки показать абсурдность ситуации автор использует элементарную дезинформацию, рассчитанную на тех, кто будет смотреть фильм невнимательно, и не поймет, что мародеры-цыгане вовсе не собирались ничего выкупать, а хотели отвлесь немца своей песней и под шумок лошадей увести...

Вскоре два наци, как в Бермудском треугольнике, исчезнут в сарае, где некая сила, как в «Пятнице, 13», порешит их топором и вилами. 

 

Опять дезинформация (или бурная фантазия автора) вместе с попыткой подогнать ситуацию под стереотип ("Пятницу 13" вроде бы тоже все смотрели). Хотя эта "сила", которую автор не опознал, носит юбку и находится в кадре минут 20, пытаясь объяснить Наде Котовой, что ее честность не спасет от безжалостности немцев, а трусам уже ничем не поможешь.... 

Надя Котова (Надежда Михалкова) спасается с потопленного судна, уплыв на рогатой мине. За ту же мину цепляется безногий священник (Сергей Гармаш), который пользуется свободным временем (судя по сценарию, Надя проплавала не меньше месяца) и злоупотребляет служебным положением, чтобы крестить девочку.

 

Чтобы убедить читателей в своей правоте, автор пытается выставить себя в качестве авторитета, утверждая, что он читал сценарий. Ну а как еще он мог узнать, сколько по сценарию Надя плавала на мине? А вот судя по фильму, это события одного дня. 

 

И хотя, ситуация, с крещением, действительно глупая... Но все-таки, обратите внимание, на использование коннотатов (эмоционально окрашенных, экспрессивных слов, имеющих не совсем прямое значение) "злоупотребляя служебным положением"! Лично у меня от этой фразы перед глазами возникает картинка, как начальник "злоупотребляет" со своей секретаршей... А у Вас?

Штрафник перед боем привязывает к спине цельную дверь. Котов, покряхтев, поднимает за ствол немецкий танк.

[360x]


 

А автор опять рассчитывает на то, что люди либо будут смотреть фильм невнимательно, либо не знают даже школьной программы физики, и поэтому не отличат танк от пушки и не заметят, что для ее поднятия Котов использовал простой рычаг. А нас опять пытаются дезинформировать.

Рано расслабились. В какой-то момент сценарий, точнее говоря, бессвязный набор эпизодов, суть которых в том, что что-нибудь более или менее эффектно взрывается, горит или тонет (в комиксе так положено), идет вразнос. Режиссера влечет другое – то, ради чего он и снял фильм. Это другое – человечье мясо: рваное, раздавленное, жженое. Долгими, жадными планами: подробно, еще подробней, крупно, еще крупней. Две, три, пять минут подряд. Во всех ракурсах. Одна оторванная нога курсанта, вторая нога курсанта, третья нога курсанта. НМ словно не владеет собой, «идет за мясом», как хищник.

 

А здесь - часто используемый прием "Гротеск". С каждым словом автор накаляет эмоции все больше и больше. Перечитайте абзац, и Вы почувствуете, как в Вас поднимается отвращение к написанному. Именно, к написанному, потому что нет в фильме такого количества мяса. Да, кровь есть, но это война, и это не попытка эвфемизировать войну, как в "А зори здесь тихие" - это попытка показать ее истинное лицо. 

Найдя сумку медсестры, подписанную «сержант Котова», комдив находит в ней обломок гребешка и принюхивается, определяя, пахнет ли она его дочкой. Пахнет! Котов прячет гребешок в карман и… Ну да, идет на запах, по следу Нади. Режиссер НМ ведется на запах крови. Бутафорской крови.

 

Похоже автор понял, что дальше его читать будут только те, кто совсем не смотрел фильм (потому что те, кто его смотрел, почувствуют, что ими пытаются манипулировать, и бросят эту "рецензию"), поэтому он уже врет, не стесняясь: да, принюхался, да спрятал в карман, а затем.... всего лишь нашел в сумке письмо и принялся его читать, пытаясь понять, его ли это дождь, выискивая имя: "Бабушка? Какая бабушка? Где имя?"... Но упавший в церковь снаряд не дал Котову возможности дознаться до правды... 

На это нельзя, да и не нужно смотреть. Непонятно, как в трезвом уме и здравой памяти это можно снимать. Это уже не комикс, а порнография. Порнография в дурном смысле слова. Порнография в широком смысле слова.       


[360x]

Начнем с узкого смысла. Порнография отнюдь не есть имитированный половой акт на экране: он может быть необходим в силу художественной логики фильма, как в «Поле Х» Леоса Каракса, и перестает быть порнографией. Порнография – выхолащивание любви, сведенной к движению поршней. Порнограф не умеет снимать любовь, он умеет снимать только механику. Порнограф отчуждает любовь.

У человека есть два не отчуждаемых достояния: любовь и смерть. «УС-2» – порнография смерти, что опаснее, страшнее и отвратительнее порнографии любви. НМ подменяет эмоции, которые вызывает смерть, ее механикой. Подменяет сладострастно – некрофилия, как и было сказано.

 

Автор выливает на читателя ведро грязи, пытаясь скрыть это за "экскурсом в этимологию понятий", создавая иллюзию своей учености, образованности, авторитетности. На самом же деле - это тщательно отобранные негативные слова и понятия, чтобы вызвать у читателя отвращение.

Нет образов – только физиология. Нет ужаса – только отвращение. Ну, еще неловкость, почти стыд за профессионалов грима, мастеривших все эти шевелящиеся кишки, лопающиеся ожоги. Час экранного месива – и даже шока не испытываешь. Тебя насилуют – а тебе по барабану, привык. Это приговор режиссеру; даже не приговор, а диагноз. Режиссер все-таки художник. Художник создает образы – это акт любви. НМ уже, похоже, не в состоянии их создавать, он может только насиловать зрителей. Впрочем, отвратительней всего не месиво, а компьютерный снег, красиво-красивенько его заметающий.

 

Я думаю, что здесь не заметить гротеск нельзя: "Это не приговор, это диагноз". Ну а для тех кто не смотрел фильм, могу сказать, что гораздо больше "мессива", "шевелящихся кишков" и т.. в этой рецензии, чем в фильме.


[360x]


Мне то что, у меня нервы крепкие. Как говорила изнасилованная героиня Клаудии Кардинале в «Однажды на Диком Западе» Серджо Леоне: «Еще одно грязное воспоминание. Приму ванну, и всё пройдет». Ужаснее всего были лица ветеранов на премьере. Телегруппа пыталась узнать их мнение о фильме и терялась, слыша: «Пытка», «Плевок нам в лицо», «Так снимать нельзя». Да, время стирает в памяти физиологический ужас войны. Но если бы в экранном ужасе была хоть крошка правды, ветераны не говорили бы того, что они говорили. Слава богу, никому из них не стало плохо в зале.

 

Еще один распространенный прием манипуляции - цитаты, вырванные из контекста. При большом желании эти цитаты могут изменить свой смысл до противоположного. Кроме того, у нас тут  используются "мнимые авторитеты" - вероятно, фильм "Однажды на Диком Западе" должен считаться классикой и эталоном кинематогрофа... хотя вот я, например, о нем даже не слышала...

 

Так же и с ветеранами. Почему "пытка"? Но автор не ответит нам на этот вопрос, так как он вырвал цитату из контекста, чтобы обрамить ее своим мнением и использовать в манипуляциях. А может быть "пытка" потому, что фильм очень реалистичен? 

Впрочем, что ж я так о НМ?! Порнография в узком смысле тоже присутствует: анально-фекальная фиксация, некрофилия и – финальный апофеоз – голая грудь Нади. Чуть не забыл: догнав сбежавшего «языка», Котов играючи хлещет его ремнем по заднице, а «язык» требует, чтобы руки ему связали не спереди, а за спиной. Где ваше дилдо, товарищ Котов? Немецкий партнер любит жесткач.

 

Оставлю без комментариев. Как говорится, кто ищет - то всегда найдет", и голую Надину грудь рассмотрит, особенно, когда будут показывать Надину спину.... Опять расчет на тех, кто не смотрел. 

 

[360x]


P.S. Наверное, сказав это, не имеет смысла копаться в мелочах. Тем не менее…

P.P.S. Замысел «УС-2» безумен по определению – после того, как в «УС» НМ убил всех героев. Финальные титры сообщали: Котов расстрелян, жена погибла в лагере, дочь сгинула в детдоме. Финальная сцена удостоверяла: провокатору Мите Арсентьеву (Олег Меньшиков) удалось свести счеты с жизнью. Режиссер – если он режиссер, а не НМ – вправе убивать и воскрешать героев. Но не всех же скопом!

Жаль, в «УС» никто не делал аборт. Был бы шанс в «УС-2» встретиться с чудесным образом выжившим ребенком. Хотя, судя по мимике героев, все они – зомби. Судя по фильму, НМ тоже.

 

Опять дезинформация тех, кто не смотрел и не помнит первого фильма. То, что Митя свел счеты с жизнью - додумка автора "рецензии". В финале мы видели только попытку (но мы ведь помним, что и Маруся тоже резала вены). "Воскрешение" остальных героев так же объяснено в фильме.  


[360x]


 

Упорствуя в желании снять не другой фильм о других героях со схожими, типичными судьбами, НМ совсем запутался. Мыслимо ли, чтобы в 1937-м Арсентьев, чекист с белоэмигрантским прошлым (смертник без вариаций), не просто выжил в мясорубке и сделал карьеру, но и женился на вдове Котова (Ингеборга Дапкунайте чудесным образом превратилась в Викторию Толстоганову), и никто из начальства об этом не знал. Что за всемогущий Митя такой? Врет в глаза Берии и Сталину, что Котова погибла в лагере.

 

Теперь автор дезинформирует без остановки, так как те, кто смотрел фильм, видят, что Всей верхушке известно про махинации Котова и именно поэтому Сталин провожает его с заданием убить Котова словами "Ошибки нужно исправлять...". Но, те, кто дочитал до этого момента, уже должны были увериться в беспристрастности и объективности автора, его образованности, информированности и верить каждому его слову. Поэтому автор уже не стесняется. в количестве дезы. 


[360x]


 

Мыслимо ли, чтобы Берия не знал о замене Особым совещанием (ОСО) 58-й статьи Котова на уголовную (почему, кстати, на «хищение» – могли заменить на «халатность», если обвиняли в диверсии, но Котов-то явно шел по «делу Тухачевского»)? ОСО возглавлял заместитель наркома, то есть Берии. Однако Берия узнает о замене статьи из бумажки, «найденной у убитого начальника лагерного пункта», которая в предыдущей сцене сгорела синим пламенем. Рукописи не горят.

 


[360x]


 

Лагерный пункт a propos недалеко от границы: вряд ли не то что на третий, но и на 103-й день войны немцы бомбили Колыму, где должен чалиться комдив. В прифронтовой полосе тюрьмы были – лагпунктов не припомню.

Мыслимо ли, что среди кремлевских курсантов – сын расстрелянного муллы, соблюдающий намаз? Что дочь Котова вожатая в пионерлагере, где и начальник, и пионерки – родня расстрелянных «врагов народа»?

 

Этот прием называется "риторический вопрос с подразумеваемым ответом". Сами вопросы построены таким образом, что ответ "Нет" напрашивается самим собой. А все достигается с помощью простого оборота "мыслимо ли".

Кстати, сколько лет Наде в «УС»? Ну, от пяти до семи. В 1941 году ее уже должны принимать в комсомол. Принимали, как сейчас помню, в четырнадцать. А в пятнадцать она уже сержант? К двадцати до генерала дослужится. Да и грудь, какую мы созерцаем в финале, никак не 15-летней девочки.

 

Автор надеется, что никто из его читателей не помнит, что Наде в 36 году было 6 лет (об этом в фильме прямо говорилось) и дальше с помощью гротеска пытается свести ситуацию к абсурду. А последнее предложение говорит лишь о том, что автор никогда не видел пятнадцатилетних девочек.... Хотя судя по тому, что показывают нам 43 год, Наде 13-14 лет. По сюжету, она - пионервожатая, а в военное время - дали звание.

P.P.P.S. НМ прочитал тысячи документов о войне, включая засекреченные. Но не самые засекреченные, из которых узнал бы: постановление ГКО о создании СМЕРШа Сталин подписал 21 апреля 1943 года. В фильме же упоминается, что в декабре 1941 года Котова СМЕРШ допрашивал спустя рукава. И что это за хрень: «Особый отряд СМЕРШа»? СМЕРШ, кто не знает, это военная контрразведка. Какой, на фиг, «особый отряд» в особом отделе? И уж наверняка у СМЕРШа были дела поважней, чем поголовный опрос мужского населения на освобожденной территории. Да, прав был товарищ Сталин, лично придумав название СМЕРШ: такое красивое слово, что употребляют его ни к селу ни к городу.
[360x]


Это цветочки. Ягодки – штрафбат чокнутых урок и окруженцев, в котором Котов в декабре 1941 года сражается под Москвой, где-то прошарившись полгода. Ну, не было тогда ни штрафбатов (для офицеров), ни штрафных рот (для рядовых и сержантов): их учредили 25 июля 1942-го (приказ № 227, кто не слышал). В 1941 году окруженцы проходили проверку в фильтрационных лагерях, и, если проходили, направлялись на фронт. Читайте «Живых и мертвых»: Константин Симонов знал войну не понаслышке.

 

И опять автор пытается обмануть неподготовленного читателя - ни разу в фильме не упоминалось, что СМЕРШ создан в 1941 году. Первое упоминание о СМЕРШЕ в фильме - 1943 год. А автор уже использует все больше жаргона, чтобы больше расположить читателей к себе ("я такой же как Вы").

Котова не раз хотели из штрафбата прогнать, сняв судимость, в армию – и даже наградить, а он отказывался, и управы на него никакой не было. Холст, масло: барин Котов возлежит в штрафном окопе, особисты на цырлах просят дозволения наградить его или хотя бы освободить. А он: «Уйдите, противные».

 

А это новая попытка довести повествование до абсурда. Слова другие, а приемы те же. 

[360x]


P.P.P.P.S. В свете свирепого упорства НМ показывать растерзанные тела советских солдат изумляет его целомудрие по отношению к немецко-фашистским трупам: на них вуайеризм НМ не распространяется. Еще удивительней, что законопослушные немецкие летчики ограничиваются психической атакой на пароход под флагом Красного Креста. Только когда контуженный пассажир убивает выстрелом из ракетницы одного из них, мстительный ас, презрев истерические вопли командира звена, сносит шасси (наш немецкий цирк!) голову капитану, и бедным наци приходится потопить посудину, чтобы…

 

[360x]

Чтобы что? Чтобы СССР не пожаловался в женевский офис Красного Креста, во Всемирную лигу сексуальных реформ, в «Международную амнистию»? Чтобы начальство не заругалось? Не только в Польше и Югославии, но и во Франции, будущей витрине единой нацистской Европы, никакие Красные Кресты не мешали люфтваффе косить на бреющем полете колонны беженцев. И Геринг ножками не топал.

 

Теперь автор надеется, что читатели не только фильм не смотрели (и читают невнимательно, потому что об убитых в сарае немцах автор говорил еще в самом начале), но и Женевскую Конвенцию не читали, пытаясь убедить поверить мнимыми доказательствами и апелляцией к своему "авторитетом". Хотя в Конвенции ясно сказано, что лица и объекты, использующие изображения красного креста и полумесяца не могут подвергаться нападению. 

P.P.P.P.P.S. На этом удручающем фоне православное кликушество НМ было бы невинной шалостью, если бы не приобретало характер злобного шаржа. В «Адмирале» Андрея Кравчука молитва проводила русское судно через мины. Лубок? Лубок, ну и славно. В «Царе» Павла Лунгина икона, как торпеда, сносила опору моста, преградив путь злым ляхам: да ради бога. В «УС-2» стоит Наде, вцепившейся в разумную мину, помолиться, как лично за ней охотящийся самолет (все ВВС и танковые соединения врага погибли в обреченной вендетте с Михалковыми) рушится в море. Мина выносит Надю на берег. Воспитанная девочка благодарит ее и отпускает на волю волн. Мина делает книксен и тут же топит родной, советский пароход. Очень безбожный: на нем партархив эвакуировали, бюсты Сталина(сомневаюсь в реальности такого маразма) и пианино обкомовской жены. Ни Наде, ни НМ их не жалко. Но команда-то чем провинилась?

Клип на песню «Так фигли ж ботик потопили!»: «На нем был новый патефон, и два портрета Джугашвили, и курительный салон».

 

Автор, который, по всей видимости, не знает историю, пытается навязать свою точку зрения, использую экспрессивное "маразм" и абсурдируя описание (представьте себе мину, делающую книксен - лично я не могу, Михалков - тоже...). Что ж, если это маразм, то что же тогда фрески на станции метро "Павелецкая", которые скульптор ваял будучи в блокадном Ленинграде, и умерев после завершения работы от голода? Что же тогда за волшебный порыв поддержать дух блокадников, пустив по "дороге жизни" в первую очередь не еду (несмотря на то, что люди уже ели друг друга), а артистов?.. 


[360x]


Логично. «УС-2» – сага о том, что Михалковы в огне не горят и в воде не тонут. Прочие насекомые оттеняют их душевные муки. Никого не жалко, никого… Черт с тем, что НМ не жалко никого. Но и зрителям – тоже. Когда НМ включает «психологию», это похлеще некропорно. НМ никогда крестиком не вышивал, но и топором еще не монтировал, как смонтировал всё более крупные планы глаз цыганской девочки и глаз фрица, палача табора.

 

[360x]


Перекошенное лицо – главное актерское орудие: так не гримасничали и в немых мелодрамах, спародированных НМ в «Рабе любви». Даже перепиленные пополам, с вываливающимися кишками, герои не умрут, пока не расскажут всё, что думают о Сталине.Единственный актер, кто действительно работает, – Сергей Маковецкий в роли полупомешанного офицера СМЕРШа. Как же ему неуютно в этой фильме.

Пользуюсь случаем, чтобы извиниться перед Павлом Лунгиным и Владимиром Хотиненко за суровые отзывы об «Острове», «Царе» и «Попе». Когда я писал о них, я еще не видел «УС-2».

 

Автор вновь использует "Ядовитый Сандвич". Вспомните ли Вы хоть одно доброе слово в адрес фильма из этой "рецензии" неделю спустя? Но даже положительный аргумент указан в форме"да. но" сводящий весь позитив к негативу....

 

[360x]


 

P.P.P.P.P.P.S. Не смея разбомбить пароход с ранеными, немецкий летчик решает хотя бы обосрать капитана. Его голая задница маячит на экране во всех ракурсах, пока в нее не всаживают заряд из ракетницы. Механическое анальное изнасилование как метафора Великой Отечественной?

Я знаю, почему отменили показ «УС-2» на Красной площади. Сурков прикрыл глаза, представил и вздрогнул: 9 мая над Кремлем парит огромная голая нацистская жопа. Достойный символ русского кино, поднявшегося с колен, чтобы встать раком.

Докопались до дна – снизу постучались.

 

Пожалуй, это единственное, в чем я согласна с автором - Михалков хотел показать низость немцев, да так, чтобы те, если вдруг и увидели бы фильм, посмеялись, показав, что не понимают истинного издевательского жеста над ними... Но получился явный перегиб. Хотя один неудачный эпизод хорошего фильма не испортит, как бы автор не старался сымитировать апелляцию к большинству, пользуясь приемом "спираль молчания". Мы - не меньшинство, и молчать не будем! 


[360x]


 

P.P.P.P.P.P.P.S. В каннском конкурсе покажут сокращенную на треть, двухчасовую, версию «УС-2». По-живому так не режут – только по мертвому.


[360x]


18.04.2010 18:59              Михаил Трофименков («Ъ»)
                                           «Фонтанка.ру»

 

 

Если бы господин Трофименков был бы моим студентом - поставила бы ему отлично не раздумывая за мастерское использование манипулистских приемов. Но ни единому слову его верить не буду, а фильм, хоть и очень тяжел психологически, рекомендую посмотреть. Три часа пролетели на одном дыхании!

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (31): вперёд»
lucky-stream, опять ты валишь всех критиков в одну кучу. Я в своих комментах уже объясняла, чем настоящий критик отличается от прочих. Есть ещё такой термин, как "критикан". И начала я когда-то эту "критическую" тему сетованиями по поводу того, что не вижу высокопрофессиональной критики. Вот я этот фильм ещё не смотрела, но хочу посмотреть, потому, что первый фильм мне понравился. А если бы я ориентировалась на выдержки из этой статьи и твои пояснения, то не смогла бы составить никакого мнения. Женевскую конвенцию СССР, к сожалению, не подписал, что значительно ухудшило положение пленных. Фашистская Германия подписала, но часто не соблюдала. Несть числа примерам, когда фашисты бомбили санитарные поезда, пароходы, госпитали и другие объекты, помеченные красным крестом. Такой наезд на этот фильм, возможно, связан не с недостатками самого фильма, а с последними событиями в Союзе Кинематографистов и правительственными решениями в сфере кинематографа, в результате которых многие настроены против Михалкова.
LiveInMskru 13-05-2010-09:16 удалить
Наталия_Гладовская, Наташ, я же специально беру слово "критик" и "рецензия" в кавычки, когда говорю об этом конкретном "шедевре"! Потому что у этого манипулятора нет никакого права называться Критиком. Он именно манипулятор, пишущий по заказу с целью опорочить фильм. А цель моего сообщения была - не написать рецензию, а показать, как автор использует манипуляторские технологии. Пояснения по фильму ставила там, где была дезинформация, чтобы показать, в чем она состоит (ну чуть-чуть приврали, чуть-чуть приукрасили, чуть-чуть дофантазировали, и в итоге вылили на фильм ушат грязи). С чем связан наезд на фильм - прекрасно понимаю. Не любят Михалкова в кинематографических кругах... А вот высокропрофессиональной критики, извини, не встречала... Ты бы не составила никакого мнения, потому что отличаешь критику от "критики". А многие составили (и я видела тому подтверждения из разряда знаменитой советсвкой фразы "Пастернака не читал, но не одобряю") отрицательное, поддавшись манипуляциям. А манипуляции здесь мастерские - цель достигается!
Acid_Nebula 13-05-2010-14:57 удалить
lucky_stream, совсем не хочу с тобой спорить, но хочу всё-таки сказать пару слов о своём видении. Во-первых, сразу хочу сказать, что фильма я не смотрела, и не потому, что считаю, что он плохой, а потому что я уже очень давно вообще не смотрю игровое кино, ну, может быть, за редчайшим исключением. Это первое. Конечно, я понимаю, что действую по принципу "Пастернака не читал, но не одобряю", но всё же напишу своё мнение. О шумихе вокруг этого фильма узнала ещё до его премьеры из-за скандала с фотошопными карикатурами на его афишу вот из этого поста. Вначале даже принялась защищать Михалкова, поняв, что это заказные фотожабы, сделанные, видимо, из-за тех событий в Союзе Кинематографистов, о которых пишет Наталия_Гладовская. А через несколько дней я встретилась со своей подругой, которая этот фильм смотрела, и попросила её рассказать сюжет, потому что мне стало любопытно, из-за чего же всё-таки разгорелся сыр-бор. Подруга была от фильма в восторге, сказала, что очень благодарна Михалкову за то, что он помог ей словно побывать в гуще военных событий, проникнуться переживаниями героев и всё такое. Я стала внимательно слушать без предвзятого отношения, но когда она дошла до эпизода с задницей, а потом с крещением на рогатой мине, я сказала: "Нет. Уволь меня от этого". Кстати, ты тоже отметила эти эпизоды как неудачные. Может, фильм и неплохой, но эти ложки дёгтя... И потом, что мне особенно не понравилось, в сюжет фильма то и дело влезает откровенный плагиат, словно у режиссёра и сценариста не было фантазии или они решили посмеяться над нами, подбросив в фильм кучу анекдотов с бородой. Первое, что мне бросилось в глаза, это эпизод с "рогатой миной", стащенный у Зощенко (рассказ "Рогулька"). Второе и третье я нашла в этой рецензии. Штрафник, привязавший дверь к спине, пришёл в фильм из анекдота о суперсовременной форме американского и русского солдат: американец был снабжён суперским обмундированием, с кондиционером, обогревателем и веществом, которое при полном истощении вводилось ему кровь, позволяя сражаться ещё несколько часов без еды. А наш - с дверью на спине: если станет жарко - дверь откроет, если холодно - дверь закроет, а когда сбросит эту дверь - то ему станет так легко, что он ещё сутки будет сражаться с удвоенной силой) Ну, и этот эпизод с поднятием танка (или пушки) за ствол... Я его видела в мувике к компьютерной игре Tekken у своих детишек: там один из героев - суперсилач - отрывает башню у танка за ствол орудия. Думаю, таких "находок" в этом фильме гораздо больше трёх. Интересно, может, ещё кто-то заметил. В общем, считаю что Михалков сделал конъюнктурное кино, чтобы угодить и нашим, и вашим: и религиозным людям, и фанатам компьютерных игр, и любителям анекдотов. А так, может, фильм и неплохой. Многим нравится. Но, помню, в детстве, когда я ещё любила ходить в кино, я смотрела фильм Сергея Бондарчука по роману Шолохова "Они сражались за Родину". И он произвёл на меня сильное впечатление присутствия на войне. Почему сейчас о нём забыли?
LiveInMskru 13-05-2010-18:24 удалить
Tenkuu_Nami, так мы и не будем спорить :) Каждый волен иметь свое мнение, и я своего ни в коем случае навязать не хочу. Просто оно не совпадает с тем, что нам пытаются навязать писаки по-заказу. Если бы я считала фильм настолько замечательным, как например, "Как приручить дракона" - то написала бы отдельную рецензию. Фильм хороший, но со своими недостатками... Однако он гораздо лучше той же "Черной молнии" - тупая комедия, практически не отягощенная идеей, чувствуется влияние американских боевиков... Просто я помню, как мой любимый "Сибирский Цирюльник" такие же "критики" осуждали что-то из разряда "Фильм плохой потому, что Меньшиков в 40 лет играет 20-летнего юнца". Вот именно эту глупость и несостоятельность "аргументов" "критикана" я и хотела показать, а так же активно используемые манипулятивные технологии, которыми пытаются заморочить нам голову. Про плагиат не могу ничего сказать, так как источники мне не знакомы. Но ты меня заинтересовала - я обязательно почитаю рассказ Зощенко. Могу только сказать, то поднятия пушки за ствол не было - удалось чуть-чуть приподнять да и то с помощью рычага - элементарная физика, для которой не нужно быть суперменом. То же самое, когда Вы колеса на машине меняете - тоже берете рычаг, и чем рычаг больше - тем меньше усилий требуется, чтобы открутить болты. А нам пытаются показать такую же абсурдную ситуацию, как будто человек получает огонь не с помощью искры, а щелчком пальцев...
lucky_stream, когда-то я выписывала журнал "Искусство кино". Там было не только о фильмах. Не знаю, жив ли он, остался ли таким же замечательным. Мне давно уж не по средствам выписывать журналы. Надо бы поискать его в Интернете, может быть, он не всё ещё растерял со старых времён. Вот там высокопрофессиональная критика была. Откровенно говоря, не очень верится, что он остался на том уровне. С кино вон что творится. Михалков нажил столько врагов неспроста. Мне трудно судить обо всех нюансах киношных разборок, но прокат как был в одном месте, так в нём же и остаётся, а тут многое от Михалкова зависело.
Acid_Nebula 14-05-2010-11:26 удалить
Ответ на комментарий LiveInMskru # lucky_stream, да, конечно, не будем спорить. Просто интересно обменяться мнениями. Я поняла, что основной задачей твоего поста была "критика на критику", а не расхвалка фильма. И согласна с тобой, что сейчас всюду, от торговли до политики, используют технологии манипуляции сознанием. Поэтому надо иметь критическое мышление и уметь им противостоять)
owle4ka 15-05-2010-14:55 удалить
Критика разная бывает, вот на сайте у михалкова одна критика, сугубо хвалебная и насквозь восторженная, а большинстве случаев в интернете и в жизни , все кто посмотрели фильм или плюются или смеются. И если фильм такой хороший, почему же в народе столь сильное неприятие фильма как художественного произведения? почему перепостивают не положительные отзывы, а наоборот, негативные? Неужели все тайно ненавидят Михалкова? или тайно завидуют великому гению? Я почему-то думаю, что фильм не про войну, не про страдание и победы, а про михалкова и его комплексы
LiveInMskru 16-05-2010-23:20 удалить
Ответ на комментарий owle4ka # Наталия_Гладовская, ты не об этом журнале говорила? http://www.kinoart.ru/ Tenkuu_Nami, кстати, прочитала "Рогулька" Зощенко! Соглашусь с тобой, что идея "слизана". В рассказе понравилось то, что показано, как человек цепляется за что угодно, лишь бы не утонуть и своим незнанием оправдывается. Жизненно очень!
LiveInMskru 16-05-2010-23:42 удалить
owle4ka, позвольте не согласиться. На сайте Михалкова отзывы, естественно, отобранные. И это - элементарный закон PR. Неужели Вы будете продавать товар, а на официальном сайте выкладывать жалобы недовольных потребителей? К слову, подборка статистики и цитат - тоже один из приемов манипуляции. А вот про интернет и про реальных лядей - я не поленилась, и забила "Утомленные солнцем. Предстояние" в Яндекс.Блоги. Так вот, я покажу Вам людей: http://www.diary.ru/~LastDimeMotel/p109047749.htm http://zlatzkiy.livejournal.com/14757.html http://okinoeseraz.blogspot.com/2010/05/2.html?utm_source=feedburner&utm_medium=feed&utm_campaign=Feed:+blogspot/kinoblog+(kinoblog) http://jolli-b.livejournal.com/356162.html http://www.diary.ru/~glebvga/p109071902.htm Это лишь часть. Итого сухая статистика говорит, что из 30 записей - 9 записей нейтральные или положительные, а 3 отрицательные. Все остальные - новости с упоминанием фильма. Так где же большинство с гневными отзывами? Лично я видела их немного. Но вот "критика" вся сплошь негативная (что тоже понятно в свете нелюбви к Михалкову в кинематографических кругах). А перепост идет среди тех, кто и фильма не видел... Потому что копипастить такой маразм, как, например, в этом сообщении, далекий от того, что было на экране, посмотревшие фильм не будут. У меня муж даже (инженер, но благодаря общению со мной знает, что такое манипуляции, хотя в них не разбирается), прочитав "рецензии" до фильма сказал, что идти нужно обязательно, так как на фильм однозначно наговаривают. Ибо такой фантастики, которую описывают - не бывает. Более того, устройство нашего мышления и психики таково, что люди напишут более яркие отзывы о том, что ему не понравилось. Закон маркетинга: Довольный потребитель приведет троих, а недовольный - уведет десятерых. Ну а про комплексы Михалкова - не заметила. Но, опять-таки, обратимся к психологии. Есть в нашем мозге такой эффект, который психологи называют "Ретикулярная формация": каждый человек видит в первую очередь то, что его заботит. Ну и плюс ко всему избирательность восприятия - вот и получается, что я шла с твердым желанием посмотреть заявленное кино про войну и продолжение любимого с детства фильма. И я это увидела, и ничуть не разочарована. А комплексы? Бог его знает, может быть и были, да я не психоаналитик, чтобы их искать. Но, если бы ставила себе такую цель - то нашла бы, конечно, у кого угодно :)
Ответ на комментарий LiveInMskru # lucky_stream, точно, это он. Почитаю, когда будет настроение. Может, что-то от старых времён и осталось. Во всяком случае, на главной - фото уважаемого мной Арабова. Вот только при клике на самом журнале, а не на архиве, выходит "веб-страница недоступна или переехала". Я тоже почитала отзывы в сети. Заходила на Газета.ру и там - подавляющее большинство были отрицательными. Не думаю, что у Михалкова много комплексов. С чего бы? Такая нелюбовь к нему возникла после того, как он сам её спровоцировал. Как говорится, власть развращает. Мало кто проходит испытание славой, властью, большими деньгами. Раньше Никита таким не был. Остаётся надеяться, что как режиссёр он испортился меньше, чем как человек. Не хочется терять творческую единицу, которая сняла "Пять вечеров", "Неоконченную пьесу", "Своего среди чужих".
Acid_Nebula 17-05-2010-17:30 удалить
Ответ на комментарий LiveInMskru # lucky_stream, рада, что ты поняла основную идею рассказа. Мы в жизни тоже часто так цепляемся)))
eMTiVi 18-05-2010-02:16 удалить
Прошу прощения, что вмешиваюсь в разговор. Здесь, похоже, свои люди... Но, поскольку, умные люди... Фильм я не смотрела... как-нибудь посмотрю... Никиту Михалкова считаю гениальным режиссёром... и, даже, если случился провал... В искусстве - это нормально. Всё бывает. Правда, есть один нюанс... В нашей стране случилась большая беда, но никто этого не понимает. Здесь упоминалась ретикулярная формация... нет, она ни при чём. Проблема другая: дело в том, что кора головного мозга человека работает по двум сигналам - образ и слово. Это две сигнальные системы. Так, вот, первая сигнальная система, работающая по первому сигналу "образ" - забыта! Нету её! В психологии нет, в педагогике нет! Поинтересуйтесь у своих студентов - знают ли они, что такое ассоциативное мышление? Спросите у знакомых - что такое "образ"! Жуткая вещь, но это знание у нас сегодня почти утрачено! Никакое творчество невозможно без образного мышления, без эстетического развития - которое, так же, образное... Вот, если эта часть мозга не развита, то создание искусства - невозможно! Но! Без этой части мозга невозможно и понимание искусства! У нас сейчас, в идеале, креатив... активные, энергичные, продвинутые люди... люди с доминантными лобными долями! Принципиально - бездарные! И сами ничего не способны создать... и понять не в состоянии. У нас, ныне, страна креативных, продвинутых, очень хорошо образованных идиотов! Мышление жёстко стандартное, запрограммированное. Таким людям, как раз, гениальное и не понравится. Им его нечем понимать. Правда, у меня есть сомнения и в отношении Н.Михалкова. Уж, очень он стал похож на чиновника. Слишком у него стали доминировать лобные доли. Для творческого человека такие вещи опасны. Можно убить художника в себе. А, на рассудке, на лобных долях - искусство не делается... отсюда, такие некрасивые проколы... Теперь осталось ждать: кто в нём победит - художник или чиновник. Такие, вот, мысли! Пять лет пытаюсь объяснить, что у русского народа, массово, в результате педагогического, так сказать, воздействия, не развито семьдесят процентов коры! Что, забыты образ, образное мышление, высшие чувства... Нет! Никто не слышит! Легче погибнуть всей страной, чем услышать и понять. Вот такие пироги с котятами!
Acid_Nebula 18-05-2010-08:24 удалить
Исходное сообщение lucky_stream Есть в нашем мозге такой эффект, который психологи называют "Ретикулярная формация": каждый человек видит в первую очередь то, что его заботит.
Хм... интересно. В физиологии "ретикулярной формацией" называют часть головного мозга, а не описанный тобой эффект. Может, ты ошиблась? Или ,действительно, в психологии этот термин имеет другое значение?
LiveInMskru 18-05-2010-09:53 удалить
eMTiVi, не стоит беспокоиться! Спасибо за очень интересную точку зрения! Буду рада возможности обсудить с Вами и другие темы! А вообще, я уже давно замечаю, что общество несколько деградирует... Взять хотя бы музыку. На заре появления популярной музыки - что это было! Ли Льюисс! Абба в конце концов! А что сейчас? До чего скатились? В кино то же самое. Я согласна, что "Предстояние" существенно уступает "неоконценной пьессе" или "цирюльнику".... Но гораздо лучше многих современных фильмов. Когда пошли в кином - была картина маслом: "Фредди крюгер" - полный зал детей от 12 до 17 лет, не стесняющихся сплевывать свой попкорн на пол кинотеатра... И пол зала абсолютно разновозрастной аудитории на "Предстоянии"... Делайте выводы сами... Tenkuu_Nami, ошиблась! Конечно, это область мозга. Но в психологии функцию, которую она выполняет, воспринимая внешние сигналы тоже называют ретикулярной формацией.
Acid_Nebula 18-05-2010-10:01 удалить
Ответ на комментарий LiveInMskru # lucky_stream, понятно, спасибо)
Tenkuu_Nami, ну, с одной стороны, не всё так мрачно. Я тут постарше других, к тому же имею дело с детишками и вижу процесс в развитии. Образное мышление развито у нового поколения сильнее. Процент людей, умеющих хорошо рисовать, даже если их никто не учил, чувствующих цвет, значительно вырос. Возникло так называемое "клиповое" мышление, связанное с восприятием быстро мелькающих зрительных образов. Плохо то, что большинство этих образов представляют собой штампы. Старшее поколение было (И остаётся. Мы ещё не вымерли!) более склонным к рефлексии. Раньше существовал НИИ, который отслеживал изменения в восприятии, психологии детей и давал соответствующие рекомендации детским издательствам, педагогам. У нынешних властей на это денег не находится. Мозг - очень гибкая система. Если повреждена одна его часть, другие во многих случаях могут взять утраченную функцию на себя. То, как он работает, результат приспособления к условиям жизни. Существуют исследования, которые говорят о том, что молодое поколение больше расторможено, чем предыдущее. Падение творческого потенциала - проблема не одной России, а общемировая тенденция, над которой давно уже размышляют учёные и философы. В чём причина? То ли в унификации современной жизни, то ли в уменьшении стимулов, то ли ещё в чём. Факт остаётся фактом: когда людей на Земле было меньше, среди них временами рождались очень яркие, непохожие на других личности, а сейчас - людей больше 6 миллиардов, но на этом фоне даже знаменитости похожи друг на друга. Открытия, создание нового в любой сфере ныне являются плодами совместного творчества коллективов. Ещё об образном мышлении. В Китае, Японии дети с садовского возраста учат иероглифы, чтобы к моменту взросления накопить достаточный для профессионального обучения запас. Вот что интенсивно развивает образное мышление и память! Системы письменности вроде нашей проще и удобней, но мозги-то при этом работают куда меньше! Вот Азия и даёт нам прикурить.
Acid_Nebula 19-05-2010-04:17 удалить
Ответ на комментарий Наталия_Гладовская # Наталия_Гладовская, я не знаю, действительно ли этот ответ Вы писали именно мне (может быть, Вы обращались к eMTiVi?), но, поскольку тема интересная и мне близкая (я работаю в области психофизиологии), то скажу пару слов о своём видении. Я думаю, что здесь дело в доминировании одного из полушарий головного мозга. Несколько десятилетий назад в обществе бытовала парадигма, что самое главное - это разум, наука, логика. Образование в школах (по крайней мере в СССР) велось последовательно, на довольно высоком уровне. Тогда у большинства людей доминировало левое полушарие, которое отвечает (кроме всего прочего) за абстрактное мышление. А сейчас кругом призывают "жить сердцем, а не разумом", науку ругают (что мне очень обидно, но сейчас не об этом речь), в школах повальная гуманитаризация образования, зато вокруг большое разнообразие вещей (одежды, игрушек и т.д.), что вызывает доминирование правого полушария, связанного с конкретным образным мышлением. Отсюда и много детей, которые умеют рисовать и раскрепощены. Однако, как говорил Гойя, "сон разума рождает чудовищ". Раскрепощённое правое полушарие может порождать и шедевры, и безвкусицу, а если сильным мира сего выгодно поддерживать ширпотреб, чтобы только "делать деньги", то, конечно, в выигрыше будет низкосортное искусство. Насчёт китайцев тоже кое-что могу сказать "из первых рук", поскольку вот уже много лет преподаю им на подготовительном отделении биологию. Они, действительно, в большинстве своём очень старательны, дисциплинированы, работоспособны, но у них есть один маленький недостаток: именно из-за доминирования правого полушария (вследствие изучения иероглифов и развития образного мышления) им практически недоступно понятие абстрактного. А вот японцы (жаль, что у нас они не учатся), судя по всему, сумели найти баланс между обеими полушариями, поэтому и "впереди планеты всей" по электронике, робототехнике и прочим современным технологиям. P.S. Говоря о доминировании полушарий, я не имела в виду ведущую руку, а лишь их общее влияние на образ мышления.
Tenkuu_Nami, да я, можно сказать, ко всем обращаюсь. Если уж человек зашёл и стал читать комменты... Я не спец, но знаю, что есть специальные тесты, позволяющие определить функциональное преобладание одного из полушарий. Самые примитивные очень просты: испытуемому показывают арабские (реагирует больше правое полушарие) и римские(левое) цифры или шепчут то в левое, то в правое ухо определённые вещи. Жаль, не помню точно подробности. Есть также тесты на различные виды IQ: математические, словесные, пространственной ориентации. А сейчас разбогатели - можно следить по МРТ за работой разных зон мозга в процессе решения тестовых задач. Разбогатели учёные, понятно, не у нас. Всё вы правильно пишете, а я могу добавить про англичан. У них большинство населения считает, что быть учёным как-то неприлично, над образованными людьми посмеиваются. Возможно, часть вины за это лежит на аристократии, которая считает науку уделом плебеев, хотя за высокие достижения могут дать титул. Главное, на финансировании это не сказывается. Тема больная. Всё больше в нашей стране функционально неграмотных. То есть тех, кто слова читать ещё может, а смысл текста уже не понимает, не может выделить главное в рассказе. Уровень преподавания русского упал очень сильно, а читать дети перестали совсем. В это время Грызлов продвигает каких-то лжеучёных, изобретателей вечного двигателя, их поддерживает Единая Россия. А за китайцев я спокойна - они просто купят наших физиков и математиков, как это делает Иран и другие страны. Страшнее, что и политиков купить можно. Где там их расторможенная совесть, в гипоталамусе или в параллельном мире?
eMTiVi 22-05-2010-19:47 удалить
Я не физиолог, поэтому не очень знаю о тех функциях, которые несут разные полушария. Единственное, о чём я знаю - это "Правши" и "левши". Но, категорически не согласна с гипотезой - о творческом или не творческом потенциале полушарий. Фантазия, воображение, ассоциативное мышление, наглядное, эстетическое развитие, нравственность, высшие чувства... пространственное мышление.... абстрактное (оно же фантазия)... это всё виды образного мышления. Как они соотносятся с полушарной теорией? Очень сложная тема! Очень большая! И, очень была бы кстати помощь специалистов из других областей... Если, конечно, понять саму идею. Почитайте, будет желание... http://www.proza.ru/avtor/emtivi Ретикулярная формация - это сетчатое нейронное образование, находящееся в среднем, кажется, мозге. Нейроны ретикулярной формации имеют специфические особенности: Дендриты укорочены и много синапсов. Все сигналы, поступающие в мозг, координируются ретикулярной формацией, направляются по месту назначения. Что-то вроде коммутатора. Видимо, в ретикулярной формации соединяются и образ со словом, между которыми существует рефлекторная связь. Но, сие, лишь моё предположение... сегодня эту тему никто не разрабатывает.
Acid_Nebula 22-05-2010-21:04 удалить
Ответ на комментарий Наталия_Гладовская # Наталия_Гладовская, вначале удивилась насчёт англичан, а потом вспомнила все эти интернетовские заметки, начинающиеся словами "британские учёные обнаружили...", а дальше какая-нибудь ерунда типа, сколько процентов женщин любят смотреть порнографические фильмы и т.д. Сразу видно, что деньги на науку у них выделяются, но никакие глобальные открытия не приветствуются. А насчёт совести, то это, вопрос, конечно, сложный. У нас в мозгу есть так называемый "детектор ошибок", но вопрос в том, как он настроен. Для одного ошибкой будет предательство своих идей, а для другого - отказ от большой суммы денег за переход на сторону политических противников. Я думаю, что здесь дело в системе ценностей.
Acid_Nebula 22-05-2010-23:04 удалить
Ответ на комментарий eMTiVi # eMTiVi, в какой-то мере Вы правы. Образное мышление, скорее, зависит от сбалансированной работы обоих полушарий. Но я всё же нравственность и фантазию не ставила бы в один ряд. У маньяков, например, больное воображение, и они стремятся воплотить свои безумные фантазии в жизнь. А ещё бывает, что человек не может выйти из мира своих фантазий и приспособиться жить в реальном мире, из-за чего "опускается" или кончает жизнь самоубийством. Всё-таки ИМХО здравомыслие должно преобладать над воображением. В моём понимании здравое мышление не имеет ничего общего с холодным расчётом. Я считаю, что в первую очередь, нравственность основывается на уважении к другим людям и соблюдении законов, по которым развивается природа. А насчёт ретикулярной формации, то, я, как физиолог, могу о ней рассказать очень многое. Но думаю, что для нас здесь главное не то, из каких нейронов она состоит или где расположена, а её функции, роль в работе центральной нервной системы. Эта роль состоит в основном в энергетической настройке мозга: от её работы зависит наше состояние - от глубокого сна до сильного возбуждения. Именно на нейроны ретикулярной формации действует наркоз. Поэтому во время операции больной погружён в очень глубокий сон. Но в ней находится центр, который регулирует наше дыхание. Поэтому при передозировке наркоза (или снотворных) у человека во сне может остановиться дыхание и наступить смерть. В общем, это неспецифическая система мозга (то есть, она не несёт информации). А образ со словом соединяются в коре больших полушарий.
Tenkuu_Nami,eMTiVi, мне представляется, что "детектор ошибок" всё же работает на уровне первичных, примитивных оценок, не связанных однозначно с системой ценностей. Вообще, это очень интересный вопрос: как система ценностей взаимодействует с совестью. Творчество - безусловно, сложный психический процесс, в котором участвуют оба полушария, но тестирования на IQ показывают, что у художников он в среднем ниже. Это не значит, что они глупее, просто стандартная методика определения IQ ориентирована на другие типы мышления. Для художников пока не придумали адекватную систему оценивания. Воображение у маньяков, конечно, больное. Но это ведь следствие исходного дефекта их натуры, не играющее решающей роли в их поведении. Оно просто по принципу усиливающей обратной связи ускоряет и усиливает возбуждение. Думаю, даже если маньяк ничего не будет себе воображать, маньяком быть не перестанет. Наверно, их больное воображение особенно усиленно работает в тех случаях, когда они в течение какого-то времени не могут удовлетворить свои нездоровые потребности. Странные сексуальные фантазии бывают у многих, но у здорового человека они дальше фантазий и не идут, а у маньяка внутренние тормоза отсутствуют. Фантазия и абстрактное мышление - вещи разные, хотя фантазия очень помогает учёным в их абстрактных построениях. Среди тех, кто "опускается" или кончает жизнь самоубийством, довольно много людей, которые не могут приспособится жить в мире не из-за фантазий, а по многим другим причинам. Часто это какие-то отклонения в физическом, психическом здоровье, трудная жизненная ситуация. Я уверена, что иллюзии и фантазии скорее помогают жить, чем мешают. Среди всех людей, которых я знаю, наиболее приспособлены к жизни и успешны те, кто совершенно не замечает многие стороны жизни, придумывает себе образы близких, далёкие от реальности, и упорно за них держится. Что удивительно (на первый взгляд), это у них прекрасно сочетается со здравым смыслом. Я бы даже сказала - держаться за выгодные иллюзии, это и есть высшее проявление здравого смысла. Наркоз. Как много в этом слове... Есть такие виды наркоза, которые отключают у человека как раз мораль... В самом прямом и физиологическом смысле.
Acid_Nebula 24-05-2010-04:19 удалить
Ответ на комментарий Наталия_Гладовская # Наталия_Гладовская, практически со всем согласна. Самое главное для нормального существования человека - баланс: между правым и левым полушариями, между фантазиями и здравым смыслом и т.д. Но всё-таки следует помнить, что как раз отклонения от "золотой середины" приводят не только к ненормальности, но и к гениальности. Не зря существует понятие, что гений и безумие ходят рядом.
LiveInMskru 24-05-2010-10:13 удалить
Tenkuu_Nami, в психологии считается, что функция ретикулярной формации - принятие внешних сигналов и их направление (сильный и важный сигнал - в сознание, неважный или слабый, или ненужный, неделательный - в бессознательное). То есть ближе к тому, что сказала eMTiVi, коммутатор или привратник... Получается, что это не совсем клеится с физиологией?.. Наталия_Гладовская, мне кажется, что чувство цвета и умение рисовать связаны с накопленным поколениями опытом. Коллективное бессознательное, по теории Юнга. Поэтому же современные дети уже в 3-4 года понимают, как пользоваться мобильным телефоном. При грамотном развитии - они быстрее адаптируются и развиваются. В ник как будто уже заложены все знание, и их нужно только вспомнить. Соответственно наращивается образованность, но на этом фоне все сложнее появиться гению... Еще мне кажется, проблема упирается и во время - у нас больше нет времени, чтобы посвятить свою жизнь чему-то одному и достичь в этой области небывалых высот. Даже в музыкальных школах становится все меньше предметов, потому что родителям не нужно, чтобы их дети становились музыкантами, а нужно просто научить играть (видимо, в какой-нибудь умной книжке прочитали, что музыка развивает воображение, моторику, чувство ритма.... только в книжке не было сказано, что для всего этого нужно интенсивно заниматься). Да и нет времени у ребенка, чтобы музыкой профессионально заниматься - у него еще с десяток кружков и секций... А в такой спешке, даже если были особенные музыкальные задатки, ребенка загоняют настолько, что он просто закрывается, а не раскрывается. А эта гонка приводит к тому, что мы начинаем все больше стереотипизировать свое мышление, упрощать восприятие и, в итоге, приходим к штампам.
Acid_Nebula 24-05-2010-20:23 удалить
Ответ на комментарий LiveInMskru # lucky_stream, я думаю, что здесь особой несостыковки нет. Просто физиологи обращают внимание на одну стону явления, а психологи - на другую. Суть одна: РФ активирует кору мозга биологически значимой информацией. Но всё-таки с тем, что РФ способна воспринимать речь и "соединять слова с образами" я позволю себе не согласиться. Это всё-таки приоритет коры. Другое дело, что кора с помощью обратных связей способна регулировать деятельность РФ. Так и обеспечивается избирательность внимания, о которой ты упомянула вначале.
lucky_stream, не всё так однозначно. Дети меняются от поколения к поколению, но не все новые качества, которые они приобретают - положительные, и не все, которые теряют - отрицательные. Скорость развития тоже меняется, но отнюдь не для всех качеств и не всегда в сторону увеличения. Вот простой пример: современные младенцы позже привыкают ходить на горшок. Сначала учёные винили в этом памперсы, но, собрав статистику по всему миру, в том числе в странах, где ими ещё не пользуются, убедились, что не в памперсах дело - эта тенденция имеет место везде, во всех странах и слоях общества. И это только небольшой частный пример. Образованность, ИМХО, вовсе не наращивается. Формально институтов становится больше, но качество образования в большинстве из них отвратительное, значительно упал уровень преподавания в школах (Я в этом посте уже писала об этом). Происходит резкое разделение на небольшое количество людей с хорошим образованием и прочих. На Западе уже давно так, а у нас раньше сносный уровень знаний получали все. С новой реформой положение, боюсь, станет просто катастрофическим. Я занимаюсь с детьми и меня поражает, что многие даже способные ребята, имея Интернет и кучу возможностей, каких раньше не было, крайне нелюбопытны, равнодушны, пассивны. Дело тут, по-моему, вовсе не в нехватке времени. Что мешает человеку посвятить всё своё время чему-то одному? Да ничего. Бери и посвящай. По сравнению с прошлыми временами у него для этого больше возможностей. Куча технических новинок сокращает время приготовления пищи, ухода за собой и жилищем. Можно быстро находить нужную для работы информацию в Интернете, не шаря по архивам и библиотекам, быстро связываться и обсуждать вопросы с коллегами, быстро перемещаться в любую точку земного шара и т.д. и т.п.. С музыкальными занятиями - аналогично. Если есть большие способности к музыке, можно на ней и сосредоточиться, не нагружая всякими другими кружками. А просто научиться играть на каком-нибудь инструменте, для себя, я думаю, полезно всякому. Это уж задача родителей: разумно нагружать своё дитё, выработать систему приоритетов, заметить, к чему у ребёнка природные склонности.
LiveInMskru 25-05-2010-10:35 удалить
Ответ на комментарий Acid_Nebula # Tenkuu_Nami, спасибо за разъяснения! Все-таки в наших профессиях много общего! все больше в этом убеждаюсь! Наталия_Гладовская, позволю немного несогласиться. Отучение от горшка и все прочее - во многом лежит на родителях. Если ребенком не заниматься, то он ничему не научится. Образованность, действительно, повышается, потому что в тех же школах становится больше предметов. Современное поколение знает больше и имеет больше навыков, чем родители в этом же возрасте. Про школьное образование - сложно согласиться. У меня нет детей, но я закончила школу в 2003 году, и у меня очень хорошее среднее образование. Например, мне не нужно было ходить на курсы английского языка - когда я заканчивала школу, я владела английским в совершенстве... Возможно, таких школ еденицы, но они все же есть. Про нелюбопытство. Здесь причина очень проста. Возможно, я покажусь тебе неправой. Но причина в лени, ритме жизни и телеыизоре. Люди устают на работе и приходят домой, чтобы усесться перед телевизором. Они привыкли к тому, что телевидение им вложит "знания". Но им вкладывают стереотипизированные и упрощенные знания (в лучшем случае). Поэтому людям просто лень самим искать информацию. Все начинается с родителей. Если в семье не принято читать, искать информацию, ходить в мозеи и быть любознательным - то и ребенок не будет этого делать. Люди часто пеняют "Мой вообще не читает", но при этом не могут вспомнить, когда сами брали в руки книжку. Оправдывают себе ритмом жизни, усталостью, работой, бытом... Про музыку тоже позволю себе поспорить. Очень часто родители пытаются в детях воплотить свои желания. И они не смотрят, есть ли у ребенка предрасположенность. Далеко не всем дано и полезно заниматься музыкой. Например, у моих соседей девочка занимается музыкой уже лет 7 (по меркам музыкальной школы она ее должна была бы уже закончить). При этом прогресса никакого, навыков и слуха у нее абсолютно нет. Зато есть постоянные скандалы, когда ее заставляют заниматься. Поэтому какой прок от таких занятий?
Acid_Nebula 26-05-2010-04:12 удалить
lucky_stream, не за что) Кстати, я с тобой совершенно согласна насчёт коллективного бессознательного: дети рождаются уже с информацией, полученной от предыдущих поколений. Надо только ей помочь проявиться. А это уже дело родителей, воспитателей и учителей. А ещё хочу сказать, что умение ходить на горшок (равно как и умение, например, завязывать шнурки бантиком) вопреки всеобщим представлениям, не является признаком высокого умственного развития ребёнка. Оно зависит в основном от скорости формирования проводящих путей в мозгу (конечно, если ребёнка "натаскивать", то, может, процесс чуть-чуть ускорится, но вопрос - не наносится ли при этом ребёнку психическая травма). А, кстати, если эти проводящие пути формируются рано, но впоследствии мозг остаётся непластичным. Так что медленное развитие (если это не патология, конечно) не так уж и плохо. Вот эти маленькие сельские дети, которые уже в пять лет умеют и корову пасти, и огород полоть, и на базаре торговать, вызывая такое восхищение у взрослых, обречены в будущем просто на механическое выполнение работы без особых размышлений и творческого подхода. Есть такое правило: чем выше на эволюционной лестнице находится вид, тем дольше у него период детства (в смысле формирования нервной системы, конечно, а не ограничения самостоятельности). В принципе, ты это, наверное, знаешь :)
1. Про горшки ты неправа. Учёные проводили серьёзные исследования, хотя это может показаться пустой тратой времени и денег. Вывод однозначный: ни родители, ни памперсы не виноваты. Причина явления глобальна и неясна. Важность вопроса, конечно, вовсе не в горшках, а в том, что идут какие-то изменения, причины и последствия которых непонятны и неконтролируемы. 2. Увеличение числа преподаваемых предметов ещё не говорит о повышении уровня образования в целом. Современное поколение (отчасти я уже об этом писала) что-то приобретая, что-то утратило. Сейчас во многих семьях компьютеры и почти во всех - телевизоры. Многие дети имеют мобильники и растут в окружении огромного количества техники. Естественно, они, на свежую голову, часто обращаются с этой техникой увереннее родителей и лучше бабушек и дедушек. Ребёнок не боится сломать компьютер или другую технику (а порой и рад сломать) в отличие от родителей, потому тыкает на все кнопки подряд, везде лезет и быстрее учится. Но при этом почти у всего нового поколения, привыкшего к клипам, рекламным роликам, утрачен навык вдумчивого чтения, спокойного просмотра фильмов, не содержащих экшн. Ещё о навыках. Многие современные девочки практически не умеют готовить, стирают только в машине. Один мой ученик, большой уже, недавно был страшно удивлён, узнав о том, что платье можно сшить самостоятельно. Я говорю о большинстве, напоминаю. Примеров чудес кулинарии и рукоделия в Интернете полно, но раньше этим КАЖДЫЙ ДЕНЬ занималась КАЖДАЯ женщина. То же касается и мужских умений. Многие нынче гвоздя вбить не могут. Отпала необходимость в этих навыках - они и пропали. Бог с ними, но пропало и много полезного, очень нужного. Я уже писала про русский язык. Поверь, наше поколение напишет диктант лучше вашего. Одна моя ученица рассказывала, когда училась классе в 7-ом, что, когда они пришли в школу после летних каникул, учительница на первом же уроке устроила диктант. Четвёрок и пятёрок не получил никто! Почти у всего класса двойки, несколько троек. Учительница не придиралась, это были объективные оценки. Просто летом все ученики общались по аське на своём падонском языке, а русский забыли. Математика. Да, сейчас в старших классах в программу включили то, что раньше проходили уже в ВУЗе. Но при этом увеличилось количество детей, неспособных усвоить эту программу. Мне их ужасно жаль. Они застревают в своих математических познаниях где-то на уровне 4 класса, а дальше только мучаются. Зачем? Я - за специализацию. Она должна начинаться уже в средней школе. Только вот раскидывать детей по специализированным классам должна какая-то независимая комиссия, свои учителя часто необъективны. Знаешь, наверно, грядёт реформа, по которой обязательными будут только русский, математика и религия. Остальное - платно. Вот тебе и разнообразие предметов. 3. Я сама училась в такой школе, каких единицы. Сейчас в неё не поступишь без больших денег. Поскольку я занимаюсь с детьми в качестве репетитора, на собственной шкуре ощущаю все недостатки нынешнего школьного образования. 4. Я это писала про детей. Со взрослыми всё ясно: они устают. Телевизор сейчас не в моде. Что и по твоему отношению к нему видно. Его зовут зомбоящегом и нынешние дети смотрят его редко. При этом они, действительно, привыкли к тому, что знания в них должен вкладывать кто-то другой, хотя давно известно: нельзя научить, можно только научиться. К развлечениям нынче такое же отношение. Люди разучились веселиться сами, им аниматора подавай. Меня удивляет не ситуация в целом, а то, что она влияет и на детей с высоким интеллектом. Мне всегда казалось, что умный человек постоянно испытывает информационный голод, но у многих из них этого нет. 5. Проблема в том, что современные родители слишком заняты работой и собой, уделяют детям мало времени. В огромном количестве семей я наблюдала одну и ту же печальную картину: при интеллигентных, начитанных, образованных родителях растёт невежественный, почти не умеющий читать ребёнок-дикарь. Одна моя ученица(кстати, очень хорошая), будучи коренной москвичкой, говорила с каким-то простонародным, деревенским акцентом, даже не подмосковным. Видимо, переняла его от бабушки, с которой даже вместе не живёт, ездит к ней только на выходные и на лето. Выходит, с родителями она общалась ещё меньше. 6. Не поняла, с чем ты споришь про музыку. Где ты увидела противоречие?
LiveInMskru 26-05-2010-14:22 удалить
Ответ на комментарий Acid_Nebula # Tenkuu_Nami, кстати, про шнурки ты хорошую тему подняла! У моего еще поколения была такая проблема - завязывание шнурков. Но уже в школе это умели практически все. Сейчас у детей нет в этом необходимости (обувь в основном на липучках или молниях), и даже школьники не умеют сами завязывать шнурки. Но они не становятся от этого глупее! Если будет необходимо - научатся!


Комментарии (31): вперёд» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник "Предстояние" Михалкова или как "критики" пытаются манипулировать! | LiveInMskru - Поторопись, иначе можешь пропустить самое интересное! | Лента друзей LiveInMskru / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»