• Авторизация


Петр Иванов. Тайна святых. "Диалог". С-Пб. 2004 год 31-12-2006 03:25 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Любить без Бога нельзя, но творить "без Бога" ... можно. Вот страшная таинственность этого божественного изначального свойства человека - способности к творчеству. Творить можно наперекор воле Божьей. (стр.68)

Лишившись света, дьявол искал себе жилище. Жилищем можно назвать все то, где есть свет Божий, ибо без Бога только пустыня небытия.

Сатана хотел жить, пользуясь Божиим светом на земле, и для этого вселялся в людей, не лишенных света в творчестве. Ибо творчество есть пользование энергиями Духа Святого. (стр.70)

...Потомки Сифа названы сынами Божьими (соответственно потомки Каина - сынами человеческими)... (стр.71)

Перечисляя потомков Каина, Библия останавливается только на главном выразителе этого рода - Ламехе... Сыновья этого Ламеха, утвердившиеся в противлении Богу, объявлены в Библии отцами творчества на земле: Иувал был отец всех, играющих на гуслях и свирели (т.е. на музыкальных орудиях). И значит отцом вообще искусства на земле, так как все роды искусства духовно связаны между собой. (стр.72)

Выразители духа всеразвивающегося человеческого мира - гении литературы чувствуют обреченность людского творческого пути, поэтому вся высокая литература (также и музыка и живопись) таит в глубине своей мрак, безнадежность. ...Пустота сердца, временно наслаждавшегося игрой с Божественным огнем. (стр.75)

Мысль как пар (сказать по-современному - как радио) вырывается из ... воспламененных умов, и ее невольно приходится вдыхать в себя... Человек города как бы переполнен этим обилием идей, выставленных на улицах в витринах магазинов, на выставках; вырезанных на памятниках, пропечатанных на афишах, запечатленных в книгах, реющих в воздухе.
В чем искать отдыха от этой лихорадки мыслей и желаний? В другой лихородке, лихорадке чувств. Взгляните на Париж... Все удовольствия, не исключая даже и умственных, ненормальны и пропитаны чем-то едким. Притупленный вкус требует возбуждающих средств, разум здесь облекается в одежды безумия, неожиданность, странность, беспорядок, преувеличение во всем... (стр.76)
Таков дух большого города везде на земном шаре... Как чудовищное солнце, город всюду возбуждает свою жизнь, его лучи проникают во все углы, где существуют люди... Свобода личности для удовлетворения ее всеразвивающихся потребностей! И, как следствие, лютая ненависть ко кресту, мешающему наслаждаться в полную меру.
Именно здесь и раскрывается тайна всечеловеческого творческого процесса, его порочности...

Нет пользы телу-церкви, Глава которой Христос, от нашего творчества, ибо мы несем энергии Духа Святого на потребу ожившего чудовища, вскормленного самочинным человеческим творчеством.

Мы слышим, мы читаем бесконечно размножившиеся слова как бы истинного духовного добра, но эти слова - только носимая ветром пыль небесных пустынь.
Слова эти не в состоянии сделать нас иными (родить вновь) и тем вырвать из порочного круга.

Ни что иное, как именно высокая художественная литература, которая по виду учит добру, на самом деле околдовывает сердце соблазнами мира сего. (стр.77)

Все, что мы сказали, это не для того, чтбы вынести искусству безнадежный приговор, как чему-то совершенно бесполезному в мире или еще сильнее, как злу. Мы говорим здесь о временах чрезвычайно немощных и наше слово есть только предупреждение против тех великих надежд, которые наш недуховный век на искусство часто возлагает. (стр.79)
!!!!!!!!БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК ПЕТРА ИВАНОВА, СОСТАВЛЕННЫЙ И.КОСВИТИНЫМ, СМ. В КОММЕНТАРИЯХ!!!!!!
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (4):
stetoskop3 21-01-2007-04:11 удалить
"Тайна святых" Петра Иванова появилась в Самиздате еще в глубокие брежневские времена, а пришла ко мне бледным (пятым) машинописным экземпляром. Второй раз, в Париже, мне преподнесли эту книгу дряхлеющие старческие руки. На титульном листе стояла дарственная надпись автора, свидетельствовавшая о теплых дружеских отношениях обеих сторон. Но сама книга не читалась - мне пришлось разрезать страницы. Характерная деталь - не раз приходилось убеждаться в невнимательном отношении к творчеству Петра Иванова как людей близко знавших писателя, так и профессионалов, которых затрагиваемые им вопросы, казалось, должны были все же каким-то образом волновать. В общем, Петр Иванов оказался современниками незамечен. И о нем осталось немного сведений. Его биография вкратце, "склеенная" из разных источников (3 сведения о нем - в Инете). Петр Константинович ИвАнов (с ударением на втором слоге) родился 10 февраля 1876 года в Черкассах в семье генерала. Он был первенцем в многодетной семье Константина Петровича И. В 1901 году П.К.И. закончил историко-филологический факультет Московского ун-та. В 1903 году вышла его первая книга "Студенты в Москве", которая затем дважды была переиздана (1907 и 1918). "Об этой книге положительно отзывался русский писатель Серафимович в газете "Курьер", упоминал о ней в своих письмах М. Горький. В работе "Друзья мои - книги" в 1966 г. писатель Владимир Лидин пишет: "В 1903 г. вышла книга Петра Иванова "Студенты в Москве. Быт. Нравы. Типы". Книга эта давно забыта и вряд ли найдешь ее, +читая книгу Петра Иванова "Студенты в Москве" с ее разделами "Квартирный вопрос", "Татьянин день", "Пивная", "Студенческая свадьба", я думал о том, что книгам такого рода дано сыграть большую роль, чем полагал их автор" (с. 185-186). (хотелось бы ее почитать) Эта книга была подарена П.К. Ивановым в 1903 году Л.Н. Толстому с дарственной надписью и находится в музее Льва Николаевича в его библиотеке, равно как и вторая книга его же - "Врагам Леонида Андреева", вышедшая в 1904 г. и подаренная автором Софье Андреевне Толстой, также с дарственной надписью и имеющаяся в библиотеке Л.Н. Толстого." ( см. http://liga-ivanovo.narod.ru/istalm04-09.htm) А монахиня Силуана (Соболева) дополняет рассказ о нем. "В молодости он отличался необыкновенной красотой, считал себя писателем и атеистом и пользовался большим успехом у женщин. Женившись на одной из Морозовых, он взял за ней большое приданое, которое принялся проматывать с чрезвычайной легкостью. Вращался он в среде писателей, артистов, художников, устраивал у себя литературные среды, на которые съезжался весь аристократический свет, много помогал начинающим талантам и просто способной молодежи и слыл меценатом. После революции все изменилось: имущество было конфисковано, жена и дочь умерли от голодного тифа, родные и друзья или погибли, или разбрелись по всему свету. Для Петра Константиновича начался период страшных лишений. Наконец в 1927 году он уехал к брату в Берлин, а оттуда вместе с ним -- в Париж. В Париже брат (Владимир - мое прим.) дал Петру Константиновичу у себя на квартире маленькую комнату, распорядился, чтобы ему ежедневно выдавали тарелку супа, и на этом счел свои заботы исчерпанными. Чтобы кое-как существовать, Петр Константинович давал уроки русского языка, а в свободное время читал. Читал он много и в основном интересовался вопросами религии, философии и истории. Еще в России его мировоззрение начало меняться, а в Париже он стал глубоко верующим человеком и, желая выразить свою любовь ко Христу, принял на себя подвиг ухода в помощи больным русским эмигрантам..." (http://www.moskvam.ru/blessed_fire/06_2001/rass.htm ) Из отрывочных воспоминаний Натальи Борисовны Соллогуб (дочери Бориса Зайцева): Эмигрантская жизнь Петра Иванова проходила в невзгодах, лишениях...В общем, как и у большинства русских, оказавшихся в то время в Париже. Он пережил сильный духовный кризис, выходу из которого содействовало его паломничество в Лурд... В 1925 году он издал в Париже книжку (158 с.) "Смирение во Христе", совсем никак не отмеченную современниками... 20-е и 30-е годы Петр Иванов был практически безработным. Тогдашнее хождение по гостям спасало его от голода. Часто он бывал у Бердяева (см. воспоминания Лидии Бердяевой http://www.krotov.info/berdyaev/1936/trush_04.html) В 40-е годы Иванов работал в Париже таксистом. Жил недалеко от Сергиевского ин-та. Ходил туда в церковь. Частенько преподаватели института захаживали к нему на чай. Сохранились некоторые фотографии послевоенных времен: улыбчивый, среднего росточка, седенький, с лысинкой и небольшой бородкой. Смахивает чем-то на Николу академического письма. Иванова любили, но, повторяю, не относились к его творчеству серьезно. Тем более, он никогда себя не выставлял, и оказывался всегда в тени. Отзыв Лидии Бердяевой об очередной прочитанной за чаем главе П.К.И (как она его помечала в своем дневнике) - "хорошо, но старомодно" - характерен в кругу знавших его. Иванов весь свой парижский период жизни прожил один. От первого брака детей у него не было. Н.Б. Соллогуб говорила о племяннице П.К.И. (то есть дочери его брата Владимира), жившей (еще живущей?) в Париже, предлагала ее адрес (увы, на связь с ней не вышел) и сообщала интересную деталь. Племянница была старушкой нецерковной, книжки Иванова считала "бредятиной", а его "блаженненьким" и сообщала о неких "галлюцинациях", которые оказали влияние на его писательскую деятельность. Что еще сказать?... Умер он в Париже 15 июля 1956 года.
kalakazo 24-01-2007-06:44 удалить
Его книга - одна из мною любимых!
не_тот 27-01-2007-17:37 удалить
Приятно сие от Вас слышать.
Нина Рауш сообщила мне, что П.Иванов в 1953 году был единственным, кто заказал понихиду по Сталину, вызвав тем самым резкую реакцию в эмигрантских кругах, столкнувшись с непониманием даже в церковной среде. Объяснял он это, естественно, тем, что при том количестве грехов, какое было у Сталина, панихида просто необходима.


Комментарии (4): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Петр Иванов. Тайна святых. "Диалог". С-Пб. 2004 год | stetoskop3 - stetoskop1 | Лента друзей stetoskop3 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»