В настоящее время появилось немало сайтов так или иначе направленных на борьбу с игровой зависимостью. И если бы они были нацелены на помощь людям играющим по 14-16 часов в день «вместо работы» их можно было бы только поддержать. Но ведь нет же! Все они как в старом фельетоне начинают вместо борьбы с быком, бороться с рогами… И объявляют компьютерные игры главным злом, порой ставя их вровень с алкогольной или наркозависимостью. Так что, по их мнению, взрослый, состоявшийся в жизни человек, играющий «после работы» 1,5-2 часа в день не чуть не лучше проводящего часов по 12-14 в игре игрока «вместо работы». А доводы их - убоги и натянуты. Всегда дается какой-то шокирующий пример и на его базе строятся доказательства – что все игры зло, вызывающее зависимость.
Проблема конечно существует, поскольку есть люди которые живут только игрой, но не так уж их много по сравнению с теми для кого игра приятное хобби и дополнение к основной жизни. Вот, например, небольшой фильм «AFK».
Есть у парня проблемы? Безусловно (хотя и показаны они слишком гротеско). Но решение предлагаемое психологом в фильме просто идиотское (может быть пригодное как последнее решение для тех, кто никак не может уравновесить в своей жизни игру и реал). Надо помочь парню правильно расставить приоритеты в жизни, а не «лечить перхоть с помощью гильотины».
А вот какие бы советы дал герою ролика я:
- игры не смысл жизни они всего лишь приятное дополнение к ней. На своем 18-летнем игровом опыте я могу утверждать, что всегда на смену игре которая кажется самой лучшей сейчас – придет другая, а прежний фаворит останется в памяти в виде приятных воспоминаний. ELITE, ADOM, Steel Panthers (в это я и сейчас играю в командировках), Даггерфол (Скайрим - его достойный потомок), Варкрафт, Ева (и им рано или поздно на смену придет новая ММО). Так что не надо строить свою жизнь вокруг Варкрафта – придет день, когда основная масса игроков уйдет и станет жалко времени потраченного не столько на игру, сколько на бесцельные достижения. Играй просто для себя, для своего удовольствия. Хотя сразить дракона (тетушку Ониксию) соло - цель интересная, просто не надо загонять себя в какие-то временные рамки.
- родители не вечны, нужно быть в состоянии самому обеспечивать свою жизнь, чтобы однажды не оказаться перед выбором купить поесть или оплатить следующий месяц игры. Лучше сейчас разумно распределить игру и реал, чем потом столкнутся с ситуацией, когда для выживания от игры придется отказаться полностью.
- в Варкрафте люди играют за уродов, а уроды за людей. Ты - урод? Если нет, то реролься за Орду! (шутка :) )
Вообще-то у «борцов с игроманией» если отбросить мнения фанатиков, уверенных в том, что взрослому человеку вообще не подобает играть, немало правильных идей:
1. Не надо сидеть за компьютером по 14 часов в день. Согласен, не надо. 20-24 часов в неделю вполне хватает на игру и оставляет достаточно времени на реал.
2. Детей нельзя допускать до компьютерных игр. Детей просто надо контролировать. Если ребенок будет сам выбирать себе меню, то питаться он будет только чипсами и мороженным. Но можно ли назвать адекватной мать, которая полностью лишает ребенка сладкого из-за того, что у него может быть от этого кариес?
3. Ведь можно это время потратить гораздо с большей пользой. Ну что тут сказать… 99,9% людей отдыхают без всякой пользы. А игры дают хоть какую-то пищу для ума в отличие от «зомбоящика» и попоек (к которым, кстати, и призывал первый встреченный мною «борец»
http://forums.goha.ru/showthread.php?t=170024). Призывы заниматься спортом – ну не отдых это для меня, не отдых! И вообще посмотрел бы я на этих спортсменов, когда свободного времени после изматывающего трудового дня – 1 час (были случаи, когда у меня даже на игру сил не было – просто на диване с книжкой валялся). Призывы учить вместо игр английский язык и т.д. – ну мозгам надо давать отдыхать, попишите отчет десять часов, по пятому разу выдумывая наиболее простые и понятные описания к сложным ситуациям – не очень-то захочется вечером чего-нибудь учить. И именно поэтому Варкрафт для меня сейчас предпочтительнее Steel Panthers, где думать надо не меньше чем в шахматах. Призывы не сидеть дома, а куда-нибудь ходить по вечерам. Полностью согласен с идеей, что запираться в четырех стенах – не дело, и активно пользуюсь этим советом. Вот только 3 вечера из 4-х я все-таки предпочту провести в домашнем уюте за компом. Любопытно было бы послушать людей «осознавших всю пагубность своего былого увлечения» на что они теперь тратят высвободившееся время?
Но как быть с теми, кто считает, что избавлять своих близких от «ужасной зависимости» - их долг и благое дело? Которые считают свое мнение истиной в последней инстанции (а всех несогласных с глупыми и жесткими требованиями - зависимыми). Для которых не существует компромиссов по поводу времени проведенного за компьютером. Которые гордятся тем, что спасают своих детей «перекрывая им кислород» по их собственному выражению. Я не знаю как их остановить, как объяснить, что то, что они творят - зло. Но нельзя жить по их указке и оставаться личностью, человеком.
Нас за флажки загнать
Хотят как зверей.
Сколько еще молчать,
И, молча, терпеть!!?
(Ария)
Но их мнение к счастью не единственное – есть и защитники «нашей стороны» — как, например, единственная в мире футурист, геймдизайнер и женщина в одном лице Джейн МакГонигал (Jane McGonigal). Она весьма широко известна на Западе во многом благодаря исследованиям именно положительного влияния электронных развлечений на жизнь и быт людей. Ее непробиваемое сопротивление мнению противников видеоигр заставляет их работать усерднее, доказывая свою правоту.
Вот небольшая выдержка из статьи в защиту нашего увлечения (целиком смотреть тут -
http://stopgame.ru/analytics/10 )
Третье исследование решили провести в горячих точках планеты среди американских солдат, игравших в компьютерные игры, чтобы справиться со стрессами войны. Те 3-4 часа в день, проведенные за игрой, давали существенный положительный эффект для ментального здоровья. Этот результат гораздо более значительный, чем другие виды деятельности (такие, как чтение книги, прогулка и т.д.). Правда, есть еще кое-что, что дает такой же эффект, — это физические упражнения, вот только достигается он за гораздо больший промежуток времени — порядка шести часов в день. К тому же это изматывает солдат еще больше, чем военные действия.
Четвертое исследование было проведено в Канаде. Оно показало, что игры помогают развить скрытые способности самоконтроля. Канадцы доказали, что самый высокий процент осознанных сновидений встречается среди геймеров. Исследователь в области психологии обнаружил, что геймеры меньше подвержены ночным кошмарам и некоторые из них даже обладают способностью контролировать свои сны, словно они управляют игрой.
В одном из интервью Джейн МакГонигал привела интересный статистический факт, согласно которому 80 процентов времени, проведенного в видеоигре, геймеры терпят поражение. Завершение задания, переход на следующий уровень, получение артефакта или одержание победы над боссом — на все это приходится лишь 20 процентов игрового времени. Это заставляет людей быть целеустремленными. Ведь в жизни мы можем отказаться от своей цели и поставить другую, а в игре это сделать зачастую невозможно — мы можем лишь выключить консоль или компьютер.
Джейн МакГонигал не единственная, кто ищет способы доказать пользу игр и использует это как средство помощи обществу. Психолог и социолингвист Джеймс Пол Джи (James Paul Gee) поддерживает ее и уверен в том, что видеоигры не просто мотивируют мыслить стратегически, чтобы достичь своих целей, но и заставляют упорно к ним идти — собирать, анализировать и связывать данные, держать в голове множество факторов, соблюдать баланс между краткосрочными и долгосрочными задачами. О тех же свойствах говорят и научные писатели. Один из них, Стивен Джонсон (Steven Berlin Johnson), пишет в своей книге о том, что видеоигры способны сделать людей умнее.
Взглянув в прошлое, мы увидим, что уже как минимум 20 лет виртуальная реальность предоставляет людям возможности для самореализации. В Интернете сотни и, может быть, даже тысячи частных примеров того, как благодаря интересной RPG или крутому боевику кто-то сделал карьеру, кто-то изменил свои взгляды на жизнь, а кому-то удалось расширить свой кругозор. Игры по-прежнему приносят нам массу удовольствия и завоевывают наши сердца, делают нас жизнерадостными и успешными, заставляют интересоваться разными областями науки и культуры, а это, в свою очередь, положительно сказывается на нашей с вами реальной жизни.
Чтобы ощутить всю пользу видеоигр и не поддаваться их вредному влиянию, не стоит уделять виртуальной реальности все свободное время. В Интернете бесчисленное множество примеров того, как игры помогли людям встретить свою любовь, реабилитироваться после тяжелой потери, найти работу и свою мечту, потерять наркотическую зависимость и так далее. Жизнь в наших руках, нужно использовать все возможности для самореализации, но осторожно относиться к увлечениям. Если им отдавать слишком много своего времени, то непременно это выльется в проблемы. Игра должна быть для вас просто разновидностью отдыха. Здоровому отдыху обязательно сопутствует как физическая, так и душевная разрядка: спорт, прогулки на свежем воздухе, книги, фильмы, общение, хобби и так далее. Если среди всего вышеперечисленного в вашей жизни остались только игры, на которые вы тратите более пяти часов в день, то точно пора начинать бороться с этим. Так или иначе, каждый из нас мечтает хоть ненадолго отгородиться от проблем жизни и погрузиться в другой, куда более интересный, необычный и непредсказуемый мир, где возможна реализация некоторых наших фантазий, ведь сегодня существует масса самых разнообразных и необычных игр, способных увлечь ребенка, подростка и взрослого, удовлетворить любой вкус.
В общем - жду ваших мнений по поводу сказанного, а сам отправляюсь в отпуск в Чехию. Будет в санатории wi-fi – постараюсь оперативно давать свои комментарии.