Завтра у нас очередной юбилей Великого Октября, а значит удобный момент поговорить и о том периоде отечественной истории, и о революциях, и о вообще. И, конечно же, нельзя обойти стороной вопрос, который обсуждают и обсуждают и всё никак не решат уже сто с небольшим лет: Но почему же? Почему Империя рухнула? Вот и я кину сегодня свою пригоршню того самого в этот древний уже, но всё ещё бодренький вентилятор.
Если говорить эссенциально, то смерть, в том числе и государственного образования, это разрушение формы, потерявшей способность к изменениям. Но на феноменальном уровне всё это так или иначе сводится к конкретным действиям конкретных людей. Вот и давайте сегодня посмотрим, какие конкретно действия царского режима привели его к краху. На мой сугубый взгляд, царский режим совершил три роковые ошибки. Вот они:
Тут принципиально то, что по приказу царя стреляли в челобитчиков.
Конечно, это был не первый и не последний случай подавления народных волнений. И не только русский царизм на этом поприще отметился. Но здесь случай особый. Дело в том, что монарх, государь является не просто верховной властью в стране, но и верховным гарантом справедливости. По крайней мере, таков социальный миф, а любая власть на таких мифах большей частью и держится. Именно поэтому традиции подачи челобитных непосредственно царю обязательна для любой монархии. Равно как и обязательное рассмотрение некоторой, пускай минимальной, части этих челобитных лично государем и вынесение им абсолютных в своей обязательности решений в пользу простого люда. Особенно это важно для России, где справедливость является важнейшей частью национального мифа.
Так что же произошло в тот день? Солдаты по приказу царя стреляли в людей, которые несли царю челобитную.
Царь был обязан эту челобитную принять. Вот потом уже можно было рассматривать её до морковкиного заговения, удовлетворить частично и прочая и прочая. Но встретив челобитчиков пулями государь отказался от своей роли хранителя справедливости и тем самым полностью потерял в глазах народа свою легитимность. Как правильно заметил Ленин, в тот момент была расстреляна вера народа в царя.
По результатам же произошла революция 1905 года, в результате которой царский режим был вынужден пойти на уступки, гораздо большие, чем просили челобитчики, расстрелянные в кровавое воскресенье. Народ же усвоил, что справедливость надо не просить, а выколачивать, стуча в ворота дворцов прикладами винтовок. Этот опыт потом вылился в Февральскую и Октябрьскую революции.
Столыпин пытался реформировать экономическую систему царского режима изнутри. В чём была суть? Экономика царской России начала XX века очень напоминала экономику современной России (только всё было гораздо хуже): довольно узкий класс земельных олигархов жировал за счёт вывоза за границу зерна по, скажем прямо, бросовым ценам. Доходы эти шли не на развитие страны вообще и сельского хозяйства в частности, а на элитное потребление внутри олигархического класса. Сейчас у Темнейшего достаёт политической воли и возможностей, чтобы выбить из олигархов хоть что-то для страны, царь Николай класс помещиков-олигархов не трогал принципиально. Такая, с позволения сказать, экономика была возможно только благодаря нищенскому и безправному положению крестьянства. И, в то же время, реальных перспектив у такой "экономики" не было, потому как не было развития.
Столыпинская реформа была направлена на создание на селе класса сельских капиталистов среди крестьян, но это разрушало самую основу существования класса помещиков-олигархов. В результате Столыпина убили (уже доказано, что организовано убийство было III охранным отделением), а тех крестьян которые включились в реформу (большей частью – переселенцы на Дальний Восток) намеренно разорили и обложили непосильными долгами. Сейчас стыдливо умалчивают, что срок уплаты по этим долгам наступал в 1918 году. После такого не удивительно, что на Дальнем Востоке партизанские отряды – из тех самых крестьян, которых Советы освободили от долгов по царским кредитам – лихо занимали города.
Убив Столыпина и разгромив его реформу, царский режим показал, что не способен ни к каким реальным изменениям в стране. Форма, не способная к изменениям умирает.
Распутин это был вообще один большой косяк Николая II. Ближайший наперсник царя, де-факто – духовный наставник царя был:
1) Из секты хлыстов, находящейся под анафемой. То-есть духовным наставником государя был еретик! Но это бы ещё ничего, если бы Распутин вёл образ жизни благочестивый, то это было бы хлыстам в плюс. Он же:
2) Всегда в окружении баб.
3) По ресторанам шлялся.
4) С жидами и немцами знался. По крайней мере так это видел народ.
И таков был ближайший друг и советчик православного государя, который, на минуточку, глава церкви.
Да-да, потом уже было научно доказано, что баб-то он не драл, а только духовно наставлял, да и хлыстовство его доказать не удалось и прочая и прочая... Вот токо объясните это тогдашнему мужику, который видел только то, что было на виду, а что там через сто лет в суде докажут – малость фиолетово. После Кровавого воскресенья Распутин добил легитимность царя в глазах народа.
Убийство же его – вообще песня. Типа как история о том, как в Париже пидорасы попытались отпидорасить арабов, а те начистили пидорасам рыла. И те и другие – официально объявлены обиженными, а значит правы по умолчанию. Ну и кого жалеть? Так и тут: близкие родичи царя пристрелили царского же любимца. Однако, и там и там есть Закон, который и должен всё разрулить. В частности, убийство – тяжкое преступление, за которое положено суровое наказание. Но по факту оказалось, что за убийство Распутина не понёс наказания никто. Хотя все участники и организаторы преступления были хорошо известны.
Власть признала ничтожность закона.
Следующий шаг – свержение власти, потерявшей в глазах народа остатки легитимности – был более чем логичен.