Святой Праведный Иов Многострадальный. Икона. Россия, XVII век (?).
Святой праведный Иов жил за 2000 - 1500 лет до Рождества Христова, в Северной Аравии, в стране Авситидийской, в земле Уц.
Жизнь и страдания его описаны в Библии (Книга Иова).
Есть мнение, что Иов приходился племянником Аврааму; был сыном брата Авраама - Нахора. Иов был человеком богобоязненным и благочестивым.
Всей душой он был предан Господу Богу и во всем поступал согласно Его воле, удаляясь от всего злого не только в делах, но и в мыслях.
Через каждые семь дней праведный Иов приносил за своих детей жертвы Богу, говоря: "Может быть, кто из них согрешил или похулил Бога в сердце своем".
За свою справедливость и честность святой Иов был в великом почете у сограждан и имел большое влияние на общественные дела.
Господь Бог спросил сатану, не видел ли он раба Его Иова, мужа праведного и чуждого всякого порока.
Тогда Господь, желая показать терпение Иова и веру, сказал сатане: "Все, что есть у Иова, Я предаю в твои руки, только самого его не касайся".
Праведный Иов обратился к Богу и сказал: "Нагим вышел я из чрева матери моей, нагим возвращусь к матери своей земле.
Господь дал, Господь и взял.
Да будет Имя Господне благословенно!" И не согрешил Иов перед Господом Богом, и не произнес ни одного неразумного слова.
Страдалец принужден был выселиться из общества людей, сел вне города на куче пепла и глиняным черепком скоблил свои гнойные раны.
Все друзья и знакомые оставили его.
Она не только не поддерживала своего мужа в терпении, но думала, что Бог наказывает Иова за какие-либо тайные грехи, плакала, роптала на Бога, укоряла и мужа и наконец посоветовала праведному Иову похулить Бога и умереть.
И не согрешил праведный ни в чем перед Богом.
В тяжкой душевной скорби праведный Иов обратился с молитвой к Богу, прося Его Самого засвидетельствовать перед ними его невиновность.
Тогда Бог явил Себя в бурном вихре и укорил Иова за то, что он пытался проникнуть своим разумом в тайны мироздания и судеб Божиих.
Праведник всем сердцем раскаялся в этих мыслях и сказал: "Я ничтожен, отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле".
Тогда Господь повелел друзьям Иова обратиться к нему и просить его принести за них жертву, "ибо, - сказал Господь, - только лицо Иова я приму, чтобы не отвергнуть вас за то, что вы говорили обо Мне не так верно, как раб Мой Иов".
Иов принес жертву Богу и помолился за друзей, и Господь принял его ходатайство, а также возвратил праведному Иову здоровье и дал ему вдвое больше того, что он имел прежде.
Вместо умерших детей у Иова родилось семь сыновей и три дочери, прекраснее которых не было на земле.
После перенесенных страданий Иов прожил еще 140 лет (всего же он прожил 248 лет) и видел потомство свое до четвертого рода.
Чаянием сего истаивает сердце мое в груди моей!" (Иов 19, 25 - 27)
Этими словами Иов предсказал воскресение мёртвых.
Здесь Иов пророчествует о Страшном Суде.
В святой книге мы читаем о том, как Иов переживает тяжкие предсмертные муки, и его друзья призывают его покаяться, чтобы наказание от Бога прекратилось.
Друзья не видят, что Иов принимает муки не за свои тайные грехи, что виновник страданий Иова – сатана, который завидует Богу и ненавидит служителей Божиих.
Иов борется с сатаной. Христос принимает муки, как Иов, – не за себя, не за свои беззакония. Христос распят за чужие грехи.
Иов занимал высокое положение, был окружен почетом, потом потерял всё – детей, имущество, здоровье – и умирает в горьком отчуждении от человеческого общества, за городской стеной (греч. экафито эпи коприас эксо тис полеос, Иов 2:8).
И когда казалось, что все кончено, Господь возвращает праведному Иову все, чего он лишился, продлевает его жизнь на многие годы.
И Господь наш Иисус Христос умирает за стеной Иерусалима.
И воскресает к вечной жизни. И дает новую жизнь всем, кто в Него поверит.
Добро и зло в книге Иова ведут непримиримую войну.
Злая сила обнаруживает большое могущество, но добрая Сила оказывается всемогущей.
Бог – в полном смысле слова всемогущ, и Его служитель Иов обнаруживает немалую духовную силу, он побеждает сатану.
Противостояние Бога и сатаны – имеет место.
Но это противостояние не на равных.
Как ни силен сатана, Бог сильнее.
Сатана вынужден подчиняться Богу, против воли, не во всем, – но в чем-то вынужден подчиняться Богу.
Мы понимаем: Бог выше любого из ангелов, Создатель выше любого Своего создания.
Между Богом и сатаной происходит спор о праведном Иове: почему Иов хранит верность Богу?
Только ли потому, что Бог оказывает Иову милости? Благословит ли Иов свою судьбу, своего Бога, если с Иовом произойдет настоящая беда и помощь с неба не придет?
Этот спор сатана проиграл.
А кто его выиграл? Бог.
Однако не будем забывать, что еще выиграл спор человек Божий Иов.
Он победил сатану, он остался с Богом, несмотря ни на что.
(...)
Иов не был разменной монетой в чьей-то игре. Могущественные игроки не выясняли отношения, используя живых людей как средство доказать свое превосходство.
Бог не играет людскими судьбами, и сатану ограничивает в свободе действий, не позволяет ему играть в свое удовольствие.
Для Бога мучения человеческие – не игра, ведь Он Сам пришел на землю и принял муки.
Он встал на место человека, причем человека страдающего, погибающего.
На Него тоже набросился сатана, и – Христос победил сатану.
Книга пророка Ионы воспринимается христианами как ветхозаветное пророчество о Христе. Книга Иова – тоже.
На Христа и на Иова ополчились злые силы.
И еще приступили «добрые люди» с обличениями, с пространными речами, преисполненными поверхностного благочестия.
Друзья Иова приходят к нему утешать болящего. Видят воочию скорбное его положение и сначала хранят почтительное молчание.
Потом начинается разговор, о покаянии. Сначала друзья осторожно внушают Иову мысль, что бедствия постигают человека за грехи, покаявшийся человек получает от Бога прощение и беды отступают от него.
Тем самым, Иова призывают к покаянию. Он отвергает эти призывы. Почему же?
С каждым новым выступлением друзей становится понятнее – почему.
Спор о покаянии принимает все более острый характер. Наконец, маски сброшены.
Под масками друзей оказались жестокие лица судей.
Эти люди пришли не утешить, но осудить Иова.
Их призывы к покаянию ничем принципиально не отличаются от некоторых допросов в сталинском НКВД.
Бывало, что следователь НКВД не утруждался придумать арестованному обвинение, а просто спрашивал: «Рассказывай о своих преступных деяниях.
Не было таковых? А почему ты в тюрьме оказался? По ошибке? Органы НКВД не ошибаются, просто так не сажают!
Рассказывай, в чем твоя вина. Давай, не тяни! Ты сам заинтересован сделать чистосердечное признание».
Когда Иов в очередной раз отказывается назвать судьям свои тайные великие прегрешения, его друзья угрожают:
«Тебе сейчас очень плохо. Ты не каешься – будет еще хуже!»
Иов продолжает воздерживаться от такого не угодного Богу покаяния.
И с болью признается, что хотел бы с Самим Богом поговорить, почему ему выпали такие страшные страдания.
– И вот к Иову обращается Сам Бог, напоминает ему, что Творец выше всего сотворенного, что понять Его замыслы, Его действия человек не всегда может.
Иов смиряется перед Богом и покаянно признает величие замыслов Божиих и правоту Божиих деяний.
Бог ставит точку в споре Иова с друзьями.
Иов – праведен, друзья согрешили перед ним осуждением праведника, пусть они теперь просят Иова помолиться о них.
Ветхозаветная история заканчивается тем, что Иов побеждает козни сатаны, получает от Бога благословение.
И все-таки она не заканчивается...
Она как бы продолжается в Новом Завете, когда Сам Бог присоединяется к страждущему человечеству, как Человек живет, страдает и совершает великое служение на земле.
Сходит в преисподнюю и побеждает злые силы, воскресает к вечной жизни и протягивает руку помощи погибающим людям.
отсюда данная вставка-цитата
и из интернета