Отче! прости им, ибо не знают, что делают. (Лк. 23, 34)
Великая Пятница
Сегодня день, когда Господа истязали, когда Судью всех неправедно осудили, когда Бессмертного распяли на Кресте.
Великая Пятница. Моление о Чаше. Нач. XIV в, фреска монастыря Ватопед, Афон
«Христос Распятый — для Иудеев соблазн, для Эллинов безумие», — пишет апостол Павел.
«Для Иудеев соблазн», потому что они рассчитывали на мессию — победителя римлян, который превознесёт Иудейский народ превыше всех здесь, на земле.
Они мыслили в категориях Ветхого Завета, как его ошибочно трактовали — земное благополучие в обмен на исполнение, хотя бы даже формалистское буквы закона.
Они не понимали и не принимали Божество Христа, Его проповедь Царства Божия, Нового Завета (см. вчерашнюю запись): дескать, что за ерунда? он должен нас возвеличить (вся трагедия Входа в Иерусалим) !
Великая Пятница. Поцелуй Иуды. Византийская книжная миниатюра
А ведь Христос есть Сам Великий Бог, Един Сый Святыя Троицы.
Великий Бог, который в Священной истории нередко являлся грозным и карающим.
Бог, который, когда увидел отступничество людей, по выражению Священного Писания, раскаялся, что создал их, и навёл потоп на род человеческий, так что осталось совсем немного живых.
Бог, Который поразил избранный им самим народ за отступничество и поклонение идолу, сотворенному Аароном.
Поцелуй Иуды. Линогравюра.Триптих, левая часть https://t.me/scher_ost
Поцелуй Иуды. Линогравюра.Триптих, Центральная часть
Поцелуй Иуды. Линогравюра.Триптих, Правая часть
И уже совсем незадолго до Своих Страстей, после Своего Входа в Иерусалим, Един Сый Святыя Троицы Господь и Бог Иисус Христос, видя мерзкие дела, совершаемые в храме Божием, взял в руки бич и изгнал торговцев из дома молитвы.
Великая Пятница. Иуда приводит стражников ко Христу. Армянская книжная миниатюра XIII в..
Христос на допросе у Анны. Фреска Старо-Нагорично, Македония. XII-XIV в.
Христос на допросе у первосвященника Каиафы. Фреска Старо-Нагорично, Македония. XII-XIV в.
Христос перед Иродом. Фреска Старо-Нагорично, Македония. XII-XIV в..
Но в тот момент, когда ко Христу приступают стражники, чтобы схватить Его, Спаситель, засвидетельствовав, что мог бы умолить Отца Небесного и Тот прислал бы Ему «более, нежели двенадцать легионов Ангелов»,
Иисус — Един Сый Святыя Троицы — вместо грозной кары людям идёт на смерть.
Великая Пятница. Христос перед Пилатом. Фреска работы Феофана Критского, монастырь Ставроникита, Афон.
Уничижение Христа. Фреска Старо-Нагорично, Македония. XII-XIV в.
Превечный Совет Святой Троицы состоял в том, чтобы Бог послал Сына Своего Единородного, который, как это ярко выражено в одной из молитв Божественной литургии, отдал Себя смерти в обмен на нас, которые находились под её властью, и, через крест сойдя во ад, открыл нам путь к воскресению из мертвых, ибо Он, как подобный нам человек — умер, но, будучи Богом, Причиной жизни, не мог быть удержан смертью.
Но ведь, скажет кто-то, люди до сих пор умирают.
Да, это так. Каждому человек предстоит пройти путь Спасителя до земной смерти.
Господь шествует на страдания. Фреска монастыря Ставроникита, Афон
Спаситель открыл нам возможность присоединиться к Его Телу — Святой Церкви — через таинство Крещения.
И дарует нам возможность в высшей, хотя и необъяснимой степени соединяться с Ним в Причащении Его Святых Таин.
Но Божий Дар не действует механически, магически, вопреки воле и действиям человека. Каждому из нас предстоит потрудиться, чтобы усвоить этот Дар.
архиепископ Савва (Тутунов) — из проповеди 21.04.2022
Великая Пятница. Пригвождение ко Кресту. Фреска монастыря Дионисиат, Афон
Распятие. Фреска церкви св.Николая в Прилепе, Македония. XII-XIII в.
«Для Эллинов безумие», потому что они не понимали и не принимали соединение Божества и человечества: дескать, как можно говорить о распятии Бога, что за ерунда?
Что вообще общего может иметь человек с Богом? Об этом следующая запись.
Сегодня Христос принял за нас смерть на Кресте и сошёл во ад.
Голова Христа в терновом венце (Спаситель в терновом венце и багрянице) 1849г. 48.3 × 40.8 см.
Масло, Картон на холсте. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Парадоксальность Распятия Богочеловека выразительно описана в следующей стихире (аудио ниже):
«Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый; венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь; в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки; заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама; гвоздьми пригвоздися Жених Церковный; копием прободеся Сын Девы. Покланяемся Страстем Твоим, Христе.
Покланяемся Страстем Твоим, Христе. Покланяемся Страстем Твоим, Христе. Покажи нам и славное Твое Воскресение»
(последовательно описывается то, как мучители издевались на Христом: терновый венец, ненастоящая издевательская «порфира» и проч.).
В переводе:
«Ныне висит на древе Тот, Кто повесил землю на водах [так в Библии описывается сотворение мира и отделение земли от воды]; терновым венцом [венец — знак царя, но, очевидно, не терновный] покрывается Ангелов Царь; в ненастоящую порфиру [порфира — эксклюзивная одежда императоров] одевается Одевающий небо облаками; пощечины принимает Освободивший Адама в Иордане; гвоздями прибивается Жених Церкви; копьем пронзается Сын Девы.
Поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, покажи нам и всеславное Твое Воскресение».
Распятие. Мозаика монастыря Осиас Лукас.
Богочеловек на кресте; один из распятых с Ним разбойников, обличая другого за богохульные слова, исповедует Иисуса Христа Господом, и Его невинность и Божество.
Распятие Христово. Фреска Дм. Мироненко, Дар. Джеймс-Леви
Наконец, для славы Распятого следуют один за другим страшные знамения, возвещавшие о искупительных страданиях и смерти святых Святейшего и вразумлявшие распинателей (1 Кор. 2, 8).
Во храме Иерусалимском завеса раздирается надвое, показывая, что со смертью крестной всемирной Жертвы настал конец древней скинии и открылся всем путь в самое святилище (Евр. 9, 8).
Смерть Христа. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Сербия. XIV в.
Христос умер около 3 часа дня.
Потряслась земля, сокрыло лик свой солнце... лишь люди как ни в чем ни бывало пошли по своим домам к праздничной трапезе Песаха.
Оборотная сторона двусторонней иконы с образом Богоматери Одигитрии. Кастория, Археологический музей.
Мы собираемся в храмах днем для того, чтобы оплакать Почившего и воздать Ему последнее целование.
Днем совершается Вечерня Великой Пятницы с выносом Плащаницы (вышитой иконы, на которой изображен почивший Христос).
А на служимой после этого Утрене Великой субботы совершается чин Погребения Плащаницы.
Снятие со Креста. Армянская книжная миниатюра XIII в..
Оплакивание Христа. Фреска монастыря Дионисиат, Афон. Сер. XVI в.
Двое из тайных учеников Христа – Иосиф Аримафейский и Никодим – сняли тело Христа, обвили его погребальной плащаницей и похоронили в находящемся неподалеку от Голгофы новом склепе, высеченном в скале.
Вход в пещеру завалили огромным камнем.
Положение во гроб. Мозаика храма Воскресения Христова в Иерусалиме.
Все, что произошло в Великую Пятницу, не было случайностью, а являлось важнейшей частью Божественного плана спасения человечества .