Иконография Сретения сложилась на основе повествования св. евангелиста Луки (Лк.2, 22–39).
На иконах, фресках и миниатюрах ключевым действием является передача Богородицей Младенца на руки Симеону, при этом за спиной Богоматери изображается Иосиф Обручник, несущий в руках или в клетке голубей, а за спиной праведного Симеона – пророчица Анна со свитком в руке.

ТЕКСТ (на церковно-славянском):
Ны́не отпуща́еши раба́ Твоего́, Влады́ко,
по глаго́лу Твоему́, съ ми́ромъ;
я́ко ви́деста о́чи мои́ спасе́нiе Твое́,
е́же еси́ угото́валъ предъ лице́мъ всехъ люде́й,
светъ во открове́нiе язы́ковъ,
и сла́ву люде́й Твои́хъ Изра́иля.
Сергей Васильевич Рахманинов (1873 - 1943), «Ныне отпущаеши» №5 из "Всенощного бдения" , соч. 37 (1915).
Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова, солист - Григорий Кузнецов (тенор), дирижёр - Геннадий Дмитряк.
Фрагмент выступления в Успенском соборе Московского Кремля.
Симеон Богоприимец. Неизвестный русский художник 19 в. Холст, масло. Луганский областной художественный музей

Песнь Симеона Богоприимца («Ныне отпущаеши») — слова из Евангелия от Луки (Лк 2:29-32), произнесенные Симеоном Богоприимцем в Иерусалимском Храме в день Сретения — встречи старца с младенцем Иисусом Христом.
Песнь вошла в состав богослужебных песнопений — это древнейший христианский гимн.
Он читается или поется в конце вечерни, перед утреней, что символично: чинопоследование вечерни отражает ветхозаветную историю, а она, по сути, завершается старцем Симеоном, взявшим на руки Спасителя.
в Церкви сохранилось предание о том, что Симеон был одним из семидесяти двух ученых толковников, которые выполнили перевод книг Ветхого Завета на греческий язык.
(Этот перевод получил название Септуагинта и широко использовался среди грекоязычных иудеев а, впоследствии, и среди христиан).
Когда святой Симеон переводил книгу пророка Исайи и прочитал слова Се, Дева во чреве приимет и родит Сына (Ис 7:14), он подумал, что это явная ошибка и вместо «Дева» должно стоять «Жена», и счел нужным исправить текст. Но ангел Господень остановил его руку и пообещал ему, что он не умрет, пока сам не убедится в истинности этого пророчества.

Евангелист рассказывает о праведной Анне: Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме (Лк 2:36—38).
Восемьдесят четыре года — почтенный возраст даже по нашим меркам, в мире же, где общая продолжительность жизни была ниже, эта цифра подчеркивает, что Анна была очень, очень пожилым человеком. И всю свою долгую, и, насколько мы можем понять, трудную, жизнь она ждала Мессию. И вот, наконец, терпение и вера ветхозаветного Израиля обретают свою награду, Мессия приходит.
Старец Симеон и Анна Пророчица встречают Спасителя от лица всех праведников Ветхого Завета. Всех тех, кто все эти столетия жил в ожидания Спасения Божия. И Симеон исповедует, что с этим Младенцем спасение пришло — к Израилю и ко всем народам. Пророчества исполнились, надежды осуществились: Бог поселился среди людей.

Рембрандт. Симеон и Анна узнают Господа в Иисусе. 1627г.
Согласно еврейскому закону (Исх., 13:2), в 40-й день по Рождестве Своем Спаситель был принесен в Иерусалимский храм. В рассказе об этом событии Евангелия от Луки обозначаются те основные черты, которыми определялась иконографическая постановка Сретения Господня.
Оно происходило в Иерусалимском храме, куда Младенца принесли Иосиф и Мария, их жертва состояла из двух горлиц или двух голубиных птенцов. По внушению Духа Божия праведный Симеон пришел в храм, взял Младенца на руки и сказал: «Ныне отпущаеши раба Твоего Владыко…».
Бывшая при этом Анна Пророчица славила Господа. Таковы данные для изображения события Сретения.
Принесение Христа во храм. Миниатюра кармелитской рукописи. Лондон. 1375
Витторе Карпаччо. Принесение во храм
Событие Сретения не получило столь широкого развития, как, например, Благовещение или Рождество Христово. Это объясняется характером самого события, примыкающего больше к Ветхому завету, чем к Новому (подобно обрезанию), и недостаточностью сведений о нем.
Поэтому не стоит искать в древних изображениях Сретения точных, добытых путем длительного анализа и изучения, следов ветхозаветного быта. Византийские художники мало заботились об археологической точности и переносили на Ветхий завет черты новозаветного быта.

Фра Бартоломео. Сретение
Роспись конца VII века, церковь Санта Мария Кастельсеприо, Италия
На фресках в церкви Санта Мария в Кастельсеприо в Италии, выполненных византийским мастером (конец VII), Симеон изображен подчеркнуто ветхим старцем с длинными волосами – по преданию, в ожидании обещанной ангелом встречи с Господом он прожил более трехсот лет.

Миниатюра Менология Василия II, первая четверть XI в Библиотека Ватикана (Vat. gr. 1613)
Ныне отпущаеши раба Твоего! Головко
Ныне отпускаешь раба Твоего,
Владыко, по слову Твоему, с миром,
ибо видели очи мои спасение Твое,
которое Ты уготовал пред лицем всех народов,
свет к просвещению язычников
и славу народа Твоего Израиля

Роспись церкви Богородицы Одигитрии в Пече. Около 1337г.
Совершенно естественно, что Симеон олицетворяет Ветхий завет, а Христос – Новый завет.
Поэтому слова Симеона: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…» – можно понимать не только буквально, но и как добровольный отказ Ветхого завета от первенства, добровольную перемену священства.
Джеймс Тиссо. Сретение.
Мужской церковный хор "Михаил Березовский". Молдова, г. Кишинев. Регент Владимир Чолак, 2010г.

Арент де Гелдер — Гимн Симеона, ок. 1700-1710. Королевская галерея Маурицхёйс, Гаага, Нидерланды

Джотто. Принесение во Храм - 1305 Капелла Скровеньи, Падуя

Дуччо ди Буонисенья. Принесение во храм. 1308-1311
Это икона 1546 года из монастыря Ставроникита на Афоне.
Богоматерь же нередко изображается скорбящей, предчувствующей страдания Сына на кресте, согласно пророчеству Симеона: «и Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк. 2, 35).

Филипп де Шампань. Принесение во храм. 1648 г

Сретение. Питер Кук ван Альст

Мастерская Андрея Рублева. Сретение Господне. 1408 г. Из иконостаса Успенского собора Владимира. Государственный Русский музей

Мастерская Андрея Рублева. Сретение Господне. 1408 г. Из иконостаса Успенского собора Владимира. Государственный Русский музей, фрагмент.

Сретение Господне. Фреска монастыря Мартвили (Чкондиди), Грузия.

Храм св.мучен. Антипы на Колымажном дворе. Музыка Леонида Овруцкого на Знаменный распев.

Византийская икона XV века, темпера на дереве 44.45 х 42,2 см. Хранится в музее Метрополитен, Нью-Йорк

Мастерская круга Гурия Никитина 1680-е годы, Кострома, Ярославский художественный музей

Двусторонняя икона-таблетка конца XV-начала XVI века, Новгородский музей-заповедник


Картина (слева) Шишкин Андрей Алексеевич. Симеон и Иисус
[550x414]