Иван Творожников (1848-1919), художник-жанрист на протяжении всей творческой деятельности оставался верен реализму, посвятив своё искусство изображению жизни русских людей. Хотя он не состоял в Товариществе передвижных выставок, тематика его работ была созвучна идеям передвижников.

Портрет Ивана Ивановича Творожникова, 1910 год, художник В.Е.Савинский
Сведения о ранних годах мастера скудны. Родился 10 октября 1848 года в крестьянской семье деревни Жуково Тверской губернии. В 1868 году окончил петербургскую Рисовальную школу Общества поощрения художников с Малой серебряной медалью. Осенью того же года поступил вольнослушателем в Академию художеств, где проявил выдающиеся способности: уже через три месяца его перевели в натурный класс, а в 1870 году зачислили без экзаменов как талантливого ученика. Несмотря на необходимость постоянно подрабатывать, Творожников считался одним из лучших студентов, получив в 1869 году Малую серебряную медаль за рисунок с натуры.

И.И.Творожников: «Борьба добрых и злых духов», 1875 год, холст, масло. Музей РАХ, Санкт-Петербург
В 1875 году, завершая обучение, он участвовал в конкурсе на Большую золотую медаль, однако награда не была присуждена никому. Вместе с В. И. Суриковым и Н. П. Загорским его работу признали лучшей, а сам он удостоился звания классного художника первой степени. В 1877-1878 годах вместе с Суриковым, трудился над росписями храма Христа Спасителя в Москве, создав четыре картины на тему Вселенских соборов, за что получил золотую медаль.
Ранние произведения 1880-х годов, такие как «Поручик Василий Мирович у трупа Иоанна Антоновича…», сохраняли черты академизма.

И.И.Творожников, «Поручик Василий Мирович у трупа Иоанна Антоновича 5-го июля 1764 года в Шлиссельбургской крепости», 1884 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея
Сюжет картины - событие из истории дворцовых переворотов второй половины XVIIl века.
В дни воцарения Екатерины II один из офицеров Шлиссельбургской крепости поручик Мирович попытался освободить из многолетнего заключения в крепости и возвести на трон Иоанна Антоновича, сына племянницы императрицы Анны Иоанновны, младенцем свергнутого с престола Елизаветой и пожизненно заточенного в Шлиссельбургскую крепость. Попытка закончилась неудачно, Иоанн Антонович был убит стражей, а сам Мирович впоследствии казнён.
Эта картина, написанная Творожниковым в стиле позднего академизма, интересна как мастерски исполненное полотно хорошо подготовленного художника. Замечательна в этой работе высокая техника рисунка, позволяющая художнику изобразить действующих лиц в самых разнообразных позах, использовать эффект сложных ракурсов.
В эти же годы в его творчестве усилился интерес к бытовому жанру, отражённый в альбоме зарисовок уличных типов и сценок. Переломным моментом стала картина «Продавец душеспасительных книжек и образков», принёсшая ему известность.

«Продавец душеспасительных книжек и образков», 1888 год, холст, масло, Псковский художественный музей.
Свободно, живо и легко написал художник этот образ. Простое, типично русское лицо, удобная, хорошо пригнанная одежда много странствующего человека. В позе и в выражении лица - непринуждённость и спокойное достоинство.
«Мальчик-нищий с корзиной», 1886 год, холст, масло, Козьмодемьянский художественно-исторический музей им А.В. Григорьева

«Бездорожье в Тверской губернии. Земский врач»
«Старушка с прошением», конец XIX века, холст, масло, Херсонский художественный музей

"В амбаре"
С 1888 года Творожников окончательно обратился к крестьянской теме.
В Русском музее хранятся этюды, написанные Творожниковым на родине, в Тверской губернии. Ему позируют крестьяне, женщины в тулупах, в платках, он пишет избы, деревья, поля, крестьянских детей, которым на протяжении всего своего творческого пути уделял особенно большое внимание. Детей он пишет с необычайной любовью и теплотой, видя в них маленьких тружеников со своим отношением к миру, со своим характером. Такова картина «Дети, собирающие хворост».

«Дети, собирающие хворост», 1890 холст, масло Плёсский музей-заповедник

"Зимой", Нижегородский государственный художественный музей
"Девочка в платке"
"Портрет девушки", Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
В 1888 году была закончена одна из лучших картин Творожникова — «Бабушка и внучка».
"Бабушка и внучка", 1891 холст, масло Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Холодный, серый день поздней осени, у ограды деревенской церкви остановились нищие крестьянки — старуха и маленькая девочка, её внучка. При первом же взгляде на картину поражает жизненность этих образов, столь типичных для русской деревни. Сгорбленная от старости и трудной жизни старуха покорно и безучастно опирается на посох покрасневшей от холода рукой, знавшей тяжёлый крестьянский труд. Девочка строго и укоризненно смотрит на прохожих, её бледное худенькое личико не по-детски серьёзно и озабоченно. Выразительный пейзаж - мокрая земля, серое, унылое небо, деревья, окутанные холодным туманом,— подчёркивает печальное содержание картины. Это же впечатление усиливает и сдержанная цветовая гамма.
Критик В. Стасов писал о картине: «Творожников — редкий пример художника, чьё сердце бьётся в унисон с народной болью. Его „Бабушка и внучка“ — не просто картина, это крик о милосердии, написанный кистью мастера. Жаль, что он не примкнул к Товариществу, но дух его работ — чистейшая правда, за которую мы так боролись»
Эта картина стала известна широкому кругу зрителей, она воспроизводилась в течение многих лет во всех популярных русских изданиях того времени.

"Поминальная просфора"

«Портрет дочери», 1888 год, холст, масло, Сумской художественный музей.
В 1889 году появилась многофигурная композиция «Нищие около церкви»

"Нищие около церкви", 1889, холст, масло, Третьяковская галерея
Картина была куплена П. М.Третьяковым, который писал: «В „Нищих около церкви“ Творожников достиг того, чего многие не решались: он показал нищету без пафоса, но с достоинством. Такие полотна должны висеть в музеях, чтобы напоминать нам о тех, кого общество предпочитает не замечать».

«Горе», 1899 год, холст, масло, 98,8 х 118,2 см, Новгородский художественный музей
Владимир Маковский отозвался о картине: «Его „Горе“ — это не академический этюд, а исповедь. Творожников умеет говорить о крестьянской доле так, что зритель чувствует холод избы и горечь слёз вдовы. Он — наш брат по духу, даже если не числится в рядах передвижников».

«Крестьянка, выходящая из избы», 1895 год, холст, масло, Самарский хужожественный музей
С 1895 года Творожников преподавал в Академии художеств, что позволило ему получать стабильное жалованье и в летнее время путешествовать по России и расширить тематику этюдов. В 1898 году он стал штатным профессором, а в 1906-м — академиком. Лишь в поздние годы он формально присоединился к передвижникам, чьи идеи всегда разделял.

«Птичка улетела», 1917 год, холст, масло, Бердянский художественный музей
Скончался художник 12 июля 1919 года после продолжительной болезни, оставив наследие, проникнутое мастерским воплощением реалистических традиций.

«Девушка с книгой», 1890 – начало 1900-х годов, холст, масло, Нижнетагильский художественный музей
Современный историк искусства Дмитрий Сарабьянов пишет: «Творожников — фигура-мост между академизмом и передвижничеством. Его работы, такие как „Поручик Мирович“, демонстрируют виртуозное владение формой, а крестьянский цикл — редкую для эпохи этнографическую точность. Он заслуживает переоценки как один из забытых глашатаев „мужицкой России“».

«Вербное воскресенье», 1890-е годы, холст, масло, частное собрание
Из каталога Русского музея (XXI в.): "Этюды Творожникова к картинам — это не просто подготовительные наброски, а самостоятельные произведения. В них читается трепетное отношение к модели, будь то ребёнок-подпасок или старик у церковной паперти. Его наследие — бесценный документ эпохи".
