Василий Сергеевич Смирнов (1858–1890) — фигура в русской академической живописи, оставшаяся в тени своих более знаменитых современников. Его короткая, но насыщенная творческая жизнь, оборванная болезнью, — это история блестящего таланта, едва успевшего раскрыться в полную силу.

Родившийся в московской дворянской семье, Смирнов в 1875 году поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а затем, для «дальнейшего совершенствования», отправляется в Петербург, в Императорскую Академию художеств. Здесь его талант быстро получает признание: серебряные медали, Малая золотая за «Притчу о блудном сыне» (1882). Но главный успех ждал впереди.

«Мученица» ,1883 год
Дипломной работой в 1883 году стала картина «Последние минуты Михаила Черниговского перед ставкой Батыя».

«Последние минуты Михаила Черниговского перед ставкой Батыя», 1883 год, Третьяковская галерея
Взяв героический сюжет из русской истории, Смирнов изобразил ключевой момент, когда князь Михаил Черниговский, несмотря на угрозы, отказывается поклониться идолу в ханской ставке. Его образ стал олицетворением несгибаемой воли: ни мольбы спутников, ни грозный вид татар не могут заставить князя отречься от веры.

Фрагмент картины
Драматургия строится на выразительных жестах: лама левой рукой указывает на идола, один из спутников князя в отчаянии сжимает голову руками, а другой пытается обратить его внимание на сына, близкого к обмороку. Молодой художник продемонстрировал мастерство рисунка и владение формой.

Фрагмент картины
Успех был полным: Большая золотая медаль и восторженный отзыв Ильи Репина, который в письме к Павлу Третьякову отметил: «Вчера видел программы учеников Академии, Смирнова хорошая вещь».

Фрагмент картины
Эта награда дала Смирнову право на шестилетнюю пенсионерскую поездку по Европе, обязательную для лучших выпускников Академии .
Маршрут Смирнова был типичен для пенсионера: Вена, Италия, Париж, Лондон, музеи Голландии и Германии.
«Ими и восхищался, их же и старался понять», — писал он о старых мастерах, с чьих работ делал эскизы. В Риме он сдружился с художником В. Е. Савинским, через которого поддерживал связь со своим петербургским наставником, Павлом Петровичем Чистяковым. Чистяков высоко ценил Смирнова и следил за его успехами, однажды написав Савинскому: «Поклон Смирнову от меня низкий»

«Помпеи. Мацеллум», 1889 год, ГТГ
Усвоив «чистяковскую школу» с её культом рисунка и натуры, Смирнов много работал. Отчётными работами стали «Головка итальянки» и серия из 19 помпейских этюдов, которые, по словам Савинского, были «очень хороши, в красках огромный успех, прозрачно и колоритно»

«Торжество Поппеи над Октавией», 1886 год
Крупной работой итальянского периода стало «Торжество Поппеи над Октавией» (1886) на сюжет из времён Нерона. Художник изобразил момент, когда вторая жена императора, Поппея, получает в подарок голову его первой жены, Октавии. На картине три фигуры: в центре — сама Поппея, на переднем плане — коленопреклонённый раб, держащий золотое блюдо с головой, а наперсница приподнимает покрывало. Картина показала сильные стороны Смирнова: ясная композиция, прекрасный рисунок, смелый колорит. Однако в ней заметна и некоторая академическая скованность. Чистяков, похвалил работу за краски, но всё же отмечал, что «лица грубовато написаны».

«Смерть Нерона», 1888 год, Государственный Русский музей, С.-Петербург
Истинным творческим достижением, принёсшим Смирнову в 1888 году звание академика, стала картина «Смерть Нерона». Взяв за основу описание историка Светония, художник создал не крикливую драму, а сцену сдержанного, внутреннего напряжения.
Он изобразил уголок загородной виллы, где на мраморных плитах лежит тело императора, покончившего с собой. Опавшие листья символизируют смерть.

Фрагмент картины
К нему пришли его бывшая наложница Актея и его служанки Эклога и Александрия, чтобы тайно предать тело земле и спасти от поругания. Композиция, построенная на удлинённом формате, передаёт ощущение спешки и тревоги. Колористическое мастерство Смирнова проявилось здесь в полной мере: ему удалось написать красный плащ Актеи на фоне красной стены, найдя для каждого элемента свой глубокий и звучный оттенок.

В Русском музее
Но болезнь, мучившая художника с 1882 года, не отступала. Полученное в 1889 году место адъюнкт-профессора в Академии он вскоре был вынужден оставить по состоянию здоровья и уехать лечиться в Рим.

«Утренний выход византийской царицы к гробницам своих предков», 1889-1890 Холст, масло, Государственная Третьяковская галерея
В Риме, чувствуя приближение конца, Смирнов с невероятным упорством берётся за грандиозный замысел — «Утренний выход византийской царицы к гробницам своих предков». Это была уже не просто историческая картина, а сложная художественно-археологическая реконструкция. Судя по архитектуре с мозаикой, костюмам и деталям, Смирнов тщательно изучал памятники Византии. Он почти иллюзорно передаёт мозаичное убранство стен, напоминающее смальту.

Фрагмент картины
На полотне возникает торжественная процессия, застывшая в почтительном молчании; лишь царица величественно шествует к саркофагу предков. Художник мастерски передаёт и общее настроение, и индивидуальность каждого персонажа, между которыми, благодаря точно найденному ритму повёрнутых голов, словно происходит безмолвный диалог.

Фрагмент картины
Картина осталась незавершённой. Предчувствуя скорую кончину, Смирнов спешил на родину, но доехать не сумел. Он скончался в вагоне поезда 17 декабря 1890 года, не дожив до 33 лет.

"Жители села Ивакино", рисунок Василия Смирнова
В том же году на Академической выставке публика увидела и эту последнюю работу, и 45 этюдов Смирнова. Выставка могла стать точкой отсчёта для осмысления его вклада, но обобщающей статьи о нём так и не появилось. Многие работы впоследствии были утрачены.

В.С. Смирнов (1858 - 1890)
Василий Смирнов остался художником нереализованных возможностей. В его лучших работах — «Смерти Нерона» и незаконченном «Выходе византийской царицы» — проступал крупный, самобытный мастер исторической картины, тонкий колорист и вдумчивый исследователь прошлого. Его короткая жизнь — напоминание о том, как много русское искусство потеряло от безвременных уходов.
