В 1909 году Н.Н. Врангель, коллекционер и первый исследователь портретной миниатюры в России писал: «Когда-то давно, в начале XVIII столетия увлеклись странной и фантастической прелестью миниатюры.
Всем показалось прекрасным, интересным и занимательным иметь дедушек, бабушек, братьев, сестер и любимых всех вместе на пространстве нескольких вершков. Спрятать в карман, в табакерку, вделать, в кольцо в ожерелье или держать взаперти в шкатулке тех, кто дорог. Ехать на бал, на войну, в далекую дорогу, быть у себя и в гостях — всегда и везде со своими близкими. И если вздуматься, то всегда можно достать и увидеть любимое лицо. Можно хранить и беречь, как талисман счастья, родные черты. И оправить портрет в серебро, в золото, украсить каменьями сзади прикрепить локон в виде буквы или монограммы.
Вот искусство, которое умерло, которое все в прошлом. Нежное и уютное, оно, как благоухание прежней эпохи. Умерло и поблекло, как старые жемчуга в железных тисках золотых оправ, унеслось, как ароматы старинных флаконов с духами.

Портрет Петра I на фоне Петропавловской крепости и Троицкой площади в Петербурге
Выцветают и бледнеют нежные краски на розово-желтом фоне слоновой кости. Гаснут, как вечерние отсветы солнца, яркие переливы щек, ясные контуры очертаний.
Подвергаются порче миниатюры: трескается кость, линяют краски и уходит жизнь. И нет способа удержать и закрепить навеки бледные видения прошлого.
Они исчезают, как сказки, давно забытые, меркнут, как дребезжащие звуки старинных клавесинов».

Портрет Екатерины I на фоне Екатерингофского дворца в Петербурге

Екатерина I

Пётр I семьёй

Портрет светлейшего князя Александра Даниловича Меншикова
Миниатюра как вид изобразительного искусства не живопись и не графика, и в этом ее неповторимость. Сам термин произошел от созвучия двух латинских слов: minium – название красной краски типа сурика или киновари, которой расцвечивали в рукописных старинных книгах заглавный буквы, и minor маленький Исполненные таким образом буквы называли миниатюрами. Позже произошло переосмысление термина: под ним подразумевались произведения маленького размера выполненные особыми приемами через лупу.
Екатерина II в кокошнике.

Из большой плеяды первых русских художников-миниатюристов, писавших портреты Петра Первого, хранящиеся в Оружейной палате, вышел талантливый мастер, которого по праву называют основоположником русской портретной миниатюры — Григорий Семенович Мусикийский. В его творчестве, уже к концу первого десятилетия восемнадцатого века, было очевидно, что молодое для России искусство миниатюры приобретает совершенство, выдающуюся технику исполнения и черты собственного, российского, стиля.
Григорий Семёнович Мусикийский — русский художник-миниатюрист, жил, приблизительно с 1670 или 1671 — по 1739 годы. Известен тем, что писал миниатюрные портреты во времена царствования Петра Первого, и был одним из первых русских художников, работавших в этом жанре.
Большая часть портретов хранится в Эрмитаже, Санкт-Петербург. На некоторых из них есть надпись: "Конклюзия на престолонаследие". Портреты Екатерины I, Анны и Александра Меншикова из коллекции Эрмитажа, приписываются работе Григория Семёновича Мусикийского на основании сведений из архивных документов и стилистического анализа.

Любопытно отметить, что Григорий Мусикийский создавал довольно большие, по европейским меркам, миниатюрные картины, представлявшие одиночные парадные или многофигурные аллегорические портреты Петра и его домочадцев, которые были необычными для Европы тех времён. Но наибольшая часть наследия художника — это классические поясные и погрудные изображения самого царя. В своих миниатюрах Григорий Мусикийский, если использовать современные иконографические термины, создавал собственные варианты портрета Петра Первого. Без сомнения, образ Петра - это, как правило, личная точка зрения художника — царь на миниатюрах работы Мусикийского хорошо узнаваем: твёрдое лицо с высоким лбом, недлинная причёска, каштановые волосы, утолщенный кончиком носа, чуть выдающиеся щеки и узкая полоска черных усов.

В Оружейной палате, в Кремле, хранятся два эмалевых медальона работы Григория Мусикийского, предположительно 1707 и 1720 годов. На одном медальоне, датируемом 1707 годом, изображен Петр Первый в дорогих доспехах и горностаевой мантии, скреплённой на груди красивой металлической застёжкой с камнями.
До XVIII века миниатюры в Европе в основном писали маслом на металле и дереве, с начала XVIII века — на пергаменте, костяной пластинке акварелью и гуашью; позже на бумаге, специальными «огненными» красками — на металле (финифть или эмаль) и на фарфоре.
Но подавляющее большинство миниатюр с середины XVIII века исполнялось в технике прозрачной акварели и густой гуаши на тонкой, прозрачной пластинке слоновой кости, отполированной до блеска, — так называемый классический тип искусства миниатюры. Для него характерны специфические приемы исполнения: через лупу мелким пунктиром и тонкими штрихами, положенными параллельно и крестообразно; сливаясь в глазу, зрительно такая фактура поверхности производит впечатление дышащей, живой. Виртуозы этой техники использовали в лицах, руках, в местах обнаженного тела тон самой неокрашенной пластинки, создающей ощущение тепла. Подложенная под пластинку золотая фольга (реже серебряная) давала всему изображению общий тон. Фон и аксессуары писали более корпусной и свободной манерой. Рисовали миниатюры беличьими или куньими кисточками, заостренными одним волоском или «торцом» 1,5-2 миллиметра.
Портретная миниатюра в России появилась на рубеже XVII—XVIII столетий, в переломный период ее истории — время формирования светских форм искусства, и конкретно связана с личностью самого Петра I, который в 1698 году привез из Англии свой миниатюрный эмальерный портрет.

Первыми произведениями портретной миниатюры в России были копии с портретов Петра I и Екатерины I. По образцам, привозимым из Голландии, Франции и Англии, русские умельцы обучались писать «патреты по финифту» (с техникой были знакомы с XVII века) и маслом по металлу. С самого зарождения миниатюрный портрет выполнял светскую функцию наградного знака, жалованного «сверху», если это портрет императорской особы, или заказывался самим изображенным (портрет А.Д.Меншикова), удостоенным внимания двора, для себя и своих приближенных Такие миниатюрные портреты носили на мужских кафтанах и женских туалетах, они являлись и знаком награды, и декором костюма.


Екатерина I

Пётр I

Петр II

Елизавета Петровна

Елизавета Петровна

Александр Васильевич Суворов
Табакерка с портретом Екатерины II

Екатерина II

Князь Григорий Потёмкин.

Екатерина II
Павел I

Княгиня Шаховская Елизавета Борисовна (1773-1796),

Графиня Шувалова

Князь Куракин

Вторая половина XVIII века

Середина XVIII века

Портрет графа Шереметьева, XVIII век

Табакерка с женским портретом XVIII век


Вторая половина XVIII века



Брошь нач. XIX века

Портрет Великой Княжны Екатерины Павловны


Великий Князь Константин сын Павла I


Константин Яковлевич Булгаков (1782-1835)



1809 год

1810 год



Князь Голицын 1810 год


Князь Васильчиков И.В.

Павел Александрович Нащокин (1798-1843)

1817 год


Волосяной баслет первой половины XIX века

Михаил Михайлович Нарышкин (4(15)фев.1798-2 (14) янв. 1863) рус.офицер и декабрист из рода Нарышкиных,полковник Тарутинского пехотн.полка.

Граф Каменский

Первая половина XIX века

1823 год

Великая княжна Александра Николаевна, дочь императора Николая l. Художник Ш.Перрго. 1840 год

Н.В.Гоголь, 1843 год

Графиня С.А.Шувалова, 1845 год

1847 год. Князь Давид Багратович Грузинский (1819-88), поручик лейб-гвардии Казачьего полка. Художник Соколов П.Ф.1791-1848.

Княгиня Мария Сергеевна Голицына, урождённая Сумарокова (1830 - 1902). С 1849 года жена сенатора, обер - гофмейстера князя Н.М.Голицына (1820 - 1885).

Неизвестный художник, сер. XIX в. Портрет семьи обер-офицера Середина XIX в.

Неизвестный художник, миниатюрный портрет Веры Владимировны Панаевой (в замужестве Толстая - Вальнер)

С середины XIX века миниатюрные портреты начали выходить из моды, так как всё больше появлялось художников занимающихся фотографией. А к ХХ веку этим искусством начали заниматься и не художники. Фотографирование стало обычным делом, вполне доступным ремеслом. Но русский миниатюрный портрет остался драгоценным даром в отечественном искусстве и до сих пор даёт возможность знакомиться нам с тем, как выглядели исторические личности России и другие, порой даже неизвестные люди XVIII и первой половины XIX века.