Картина «Роковой выход» лишь недавно была извлечена из запасников Ярославского художественного музея. Но уже успела занять достойное место в экспозиции. Многие посетители надолго задерживаются перед полотном, с большим интересом изучая персонажей.

М.И. Игнатьев, "Роковой выход", 1901 год. Собрание Ярославского художественного музея
Жанровая сцена, изображенная художником Михаилом Ивановичем Игнатьевым (1870-1934), полна предельного драматизма. Красивые сильные люди - воздушные акробаты – пытаются спасти своего товарища, сорвавшегося с трапеции. Один из гимнастов рукой зажимает рану на груди потерпевшего. Но тщетно: жизнь его покидает.
«Рыжий» клоун с отчаянием всматривается в гаснущий взор друга. Танцовщица, прибежавшая с цирковой арены, в ужасе схватилась за голову. А в руке клоунессы замер стакан с водой – как видно, он уже не понадобится.
Гимнаст, стоящий за креслом, будто сокрушенно произносит: «Вот такие дела, ребята-акробаты».
Особенное внимание привлекает стройная девушка-акробатка, стоящая справа. Она вся оцепенела от горя. Лицо у неё трагичное – возможно, несчастный гимнаст был её возлюбленным.
В целом, полотно ярко отражает внезапную смену настроений – от праздничного оживления, царящего в цирке, с раскатами хохота и громом оваций - к гнетущему ожиданию неизбежного исхода.
Хотя, далеко не все персонажи полны участия и сопереживания. Шпрехшталмейстер или антрепренёр цирковой труппы – человек в цилиндре и черном фраке – явно торопит, жестом указывая на арену: «Антре! Заканчивайте скорее, публика ждет продолжения»!
Демонстративно отстранились от происходящего два господина, стоящие слева. Они будто расчётливо прикидывают: «А как думаешь, смогут ли гимнасты дальше выступать без NN? – Он был у них центровым».

Любопытен предмет наподобие меча или навершия римского копья, брошенный возле бочки. Может, акробаты использовали в номере заострённые клинки? Нет, это вряд ли, слишком опасно! Однако художник зачем-то сделал на мече особый акцент, вынеся его на первый план полотна. И рана на груди налицо.
Имя создателя полотна, художника М.И. Игнатьева сегодня изрядно подзабыто. В музеях хранятся не более десятка его работ. Меж тем, до революции его картины пользовались большой популярностью: часто репродуцировались в журналах и газетах, тысячными тиражами издавались в виде литографий и открыток. Из его произведений сейчас наиболее известны полотна «В часы досуга» (1915), «А жизнь так хороша» (1916), «В питомки».

М.И. Игнатьев, "Утро", иллюстрация из журнала «Нива», нач. ХХ века
Учился Игнатьев в Московском училище живописи, ваяния и зодчества по классу А.Е. Архипова и Н.А. Касаткина. Затем окончил Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств. Картина «Роковой выход» была дипломной работой Игнатьева, за которую в 1901 году он удостоился звания художника. При Советской власти мастер преподавал рисование в школах и техникумах Ленинграда, участвовал в ряде выставок.

М.И.Игнатьев. "В питомки (сцена передачи незаконнорожденного младенца в приёмную семью)". Почтовая карточка нач. ХХ века

М.И.Игнатьев, "В питомки (сцена передачи незаконнорожденного младенца в приёмную семью)"

М.И.Игнатьев, "Не выдержал", 1902 год, Екатеринбургский музей изобразительных искусств
На этой картине трагическая ситуация, мальчик не выдержав экзамен и пытался покончить с собой.

Игнатьев Михаил Иванович, "Дети, плетущие венок" , 1900 год

Игнатьев М.И., "Художник В.Е. Маковский с невестой", частное собрание , 1900 год

"На мельнице", Ульяновский областной художественный музей

Игнатьев М.И., "Няня" 1913 год, Днепропетровский художественный музей

"А жизнь так хороша", 1917 год, Игнатьев М.И
Конечно, картина «Роковой выход» далеко не шедевр: живопись её слишком графична, лишена фактурности и глубины пространства. Но сильной стороной полотна является слаженная и чётко выверенная драматургия сюжета.
Сегодня подобной ясности композиционного строя остро не хватает отечественному кинематографу. Почти всё фильмы, которые видел в последнее время, представляют собой россыпь эпизодов, не связанных в единое целое. И как результат, экранное повествование протекает сбивчиво и невнятно. И чем дальше, тем меньше цепляют новинки экрана.
Картина же Игнатьева представляет собой захватывающую новеллу: с роковыми страстями, героями и злодеями, холодным бездушием и беззаветной любовью.
Наглядное впечатление о цирковом номере, прерванном роковым случаем, даёт показанная ниже цветная литография. Персонажи одеты в похожие жакеты «болеро»

Старая литография «Воздушные акробаты»
Родился Михаил Игнатьев в 1870 году в селе Ижмаринка Вятской губернии. Умер в 1934 году в Ленинграде.
Произведения Игнатьева находятся в ряде музейных и частных собраний.
