• Авторизация


Почему на самом деле символом России стал медведь 21-06-2025 20:33 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Из всей фауны русскому человеку был ближе всего медведь. Ближе преданных собак и милых котов, которые воспринимались довольно утилитарно. Ближе лошадей и коров, к которым относились бережливо, по-семейному, но не стирая границы между собой и животным. В медведе же русский человек чувствовал некое родство душевное, экзистенциальную близость. Иными словами, в косолапом жителе лесов человек видел себе ровню.

0 0Р¶ (650x462, 262Kb)

Поиски дружбы с медведем начали еще финно-угорские племена (мурома, меря, мещера), некогда населявшие наши земли. Они признавали за бурым хищником господство над здешними лесами и считали его добрым. Арендной платой являлись ритуальные приношения косолапому хозяину и общая инертность в освоении территории.

Леса финно-угры не вырубали, дорог не прокладывали, города не строили, то есть соседством не злоупотребляли. Но вот на землях Залесья поселился русский человек, предприимчивый и активный, и между новыми колонистами и косолапым возникло легкое напряжение. В начале наши предки вели себя с местным хозяином почтительно, считая его воплощением древнеславянского божества Велеса. Но после принятия православия отношение изменилось. Началась война. Вместе с язычеством искоренялся и медведь как живой языческий идол.

0 0 Рј (700x525, 526Kb)

На 100 человек по медведю

Битва закончилась поражением медведей. Царство «косолапого батюшки» кончилось. И закончилось оно величайшим унижением для хозяина леса — его приручили. Он стал «потешным царьком».

В течение нескольких столетий по дорогам Руси странствовали ватаги с ручными медведями, способными танцевать, кувыркаться и даже попрошайничать. Медвежьи потехи фактически были тогдашней поп-культурой России.

Джильс Флетчер, британский поэт, дипломат, лоббист и просто путешественник, много повидал на своем веку. Однако после прибытия в Москву, ко двору царя Федора Иоанновича, у него произошло обнуление прошлого опыта. Джильс увидел медведей. В большом количестве — праздно разгуливающими по столице. В своих записках Флетчер писал:

«Диких медведей, ловимых обычно в ямы или тенетами, держат в клетках. В назначенный день и час собирается двор и несметное количество людей пред феатром, где должно пройти поединку; сие место обведено глубоким рвом для безопасности зрителей и для того, чтобы ни зверь, ни охотник не могли уйти друг от друга. Там является смелый боец с рогатиною, и выпускают медведя, который, видя его, становится на дыбы, рвет и стремится к нему с отверстым зевом. Охотник недвижим: смотрит, метит — и сильным махом всаживает рогатину в зверя, а другой конец ее пригнетает к земле ногой. Уязвленный, яростный медведь лезет грудью на железо, орошает его своею кровию и пеной, ломит, грызет древко, и если одолеть не может, то, падая на бок, с последним глухим ревом издыхает. Народ, доселе безмолвный, оглашает площадь громкими восклицаниями живейшего удовольствия, и героя ведут к погребам царским пить за государево здравие…»

0 0Рј (544x700, 555Kb)

По разным свидетельствам, в Москве Иоанна Грозного на 100 человек приходилось примерно по одному медведю. Бояре и богатые купцы, как правило, держали в своих палатах и теремах хотя бы одного медведя, так сказать, «для души». Зайдя в какой-нибудь людный кабак того времени, вы обязательно бы увидели медведя. Причем, порой сидящего с громкой компанией и пьющего наливки.

Соприкосновение с огромным страшным медведем, одоление и подчинение его пробуждали в человеке самоуважение и стимулировали, кстати, лихую безалаберную русскую душевную щедрость: ручной медведь становился напарником, а порой и приятелем. Косолапого водили по улицам, обучали разным штукам, его показывали, он плясал, кувыркался, самолично собирал в шляпу деньги за представление; он танцевал, изображал барышню, собирающуюся на свидание, пьяницу, скрюченную древнюю старушку; медведь курил, тренькал на балалайке, разве что не пел… Правда, быть приятелем и балаганным забавником медведя принуждали: «Не охоч медведь плясать, да губу теребят». Или: «Не привязан медведь, не пляшет. Но такова медвежья доля…»

«Потехи бесовские»

Такое проникновение медведей в городскую жизнь очень сильно беспокоило церковь. Например, протопоп Аввакум, идеолог раскола и бескомпромиссный борец с культом медведя в XVII веке, в своем Житии жаловался: «Приидоша в село мое плясовые медведи с бубнами и домрами, и я, грешник, по Христе ревнуя, изгнал их, и хари (маски) и бубны изломал на поле един у многих и медведей двух великих отнял, одново ушиб, и паки ожил, а другова отпустил в поле. И за сие меня Василей Петрович Шереметев, плывучи Волгою в Казань на воеводство, взяв на судно и браня много… велел меня бросить в Волгу».

К этому же времени относится челобитная нижегородских священников патриарху, в которой они ропщут на вожаков с медведями, «смущающих народ в праздники и злые прелести бесовские деюще». В середине XVII века издаются несколько указов, направленных на запреты медвежьей потехи. Хотя окончательно косолапые рабы пропали с московских улиц уже ближе к XX веку.

К этой эпохе относится начало сравнения русских с медведями на Западе. Неизвестно корни этого переноса: почему именно медведями стали называть русских. Точно не потому, что на Руси иностранец запросто мог увидеть в городе пляшущего медведя. Скажем, в Индии по городам гуляли слоны, но англичанам и в голову не пришло сравнивать индийцев со слонами.

0 0Рї (500x338, 171Kb)

Возможно, именно с нашей подачи начались такие сравнения. Как известно, первыми себя стали сравнивать с медведями варяжские дружины в ранней Киевской Руси. Однако самоназвание «русский медведь» появилось значительно позднее. И было, вероятно, связано не с лестным сравнением с мощным зверем по части силы, а по совсем иной причине. Считалось, что к человеку, победившего медведя в схватке, переходит его сила. А русский человек не только смог покорить медвежье царство, но и приручить медведя.

0 0Рј (218x221, 52Kb)

Источник...

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (10):
Lysy1010 21-06-2025-20:41 удалить
Очень интересная статья... Благодарю Елена!!!
ГалКон 21-06-2025-21:36 удалить
Спасибо большое, Елена, за интересный пост! Ничего не имею против, что символом Руси стал косолапый, символизирующий силу. Несмотря на грозность и силу, это животное в основном ассоциируется с добротой. Наверное благодаря сказкам. Редко в них мишка является врединой, обычно добряк в душе. А это говорит уже об отношении народа к этому зверю: его любят и почитают. Позитива вам в выходные дни!
Буала 21-06-2025-22:11 удалить
Ответ на комментарий Lysy1010 # Спасибо Людмила, за интерес и внимание!
Буала 21-06-2025-22:20 удалить
Ответ на комментарий ГалКон # С мишками всё конечно сложнее, чем написано в этой короткой статье. Медведь в России больше чем сильное или доброе животное. Корни отношений славян вообще с этим животным, очень глубоки и уходят в до нашу эру. Благодарю Галина, за внимание и комментарий!
Radeia 22-06-2025-07:22 удалить
Благодарю, интересно!
babeta-liza 22-06-2025-09:28 удалить
Благодарю, Лена! Хорошего дня!
Буала 22-06-2025-17:14 удалить
Ответ на комментарий Radeia # Пожалуйста!
Буала 22-06-2025-17:14 удалить
Ответ на комментарий babeta-liza # Доброго дня, Лиза!
Буала 22-06-2025-21:24 удалить
Ответ на комментарий Лулу_Прада # Пожалуйста!


Комментарии (10): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Почему на самом деле символом России стал медведь | Буала - Дневник Буала | Лента друзей Буала / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»