• Авторизация


Паломничество: зачем на самом деле верующие посещают святые места 20-06-2025 23:23 к комментариям - к полной версии - понравилось!


В наши дни паломничество, скорее, является своеобразным видом туризма: услуги и туры предлагаются повсеместно, на любой вкус и кошелёк. И далеко не всегда стремящиеся по святым местам люди понимают, в чём подлинный смысл такого путешествия.

0 0 «В начале пути» (700x441, 673Kb)

Андрей Шишкин, «В начале пути»

Приобщение к святыне

Нынешнее русское слово «паломник», предположительно образовано от латинского palmarius («держащий пальмовую ветвь»). С первых веков христианства начинает распространяться традиция путешествий на Святую Землю: богомольцы стремились посетить места, связанные с земной жизнью Христа, Божьей Матери и апостолов. В IV веке по указу императора Константина там были выстроены храмы: в Вифлееме храм Рождества Христова, в том месте, где родился Спаситель, а в Иерусалиме Храм Гроба Господня, на месте Его погребения.

Особый наплыв паломников начинался с Рождества и заканчивался к Пятидесятнице. Но главным праздником, который притягивал христиан на Святую Землю была и остаётся Пасха. Люди стремились встретить её в Иерусалиме и приходили с расчётом провести здесь всю Страстную седмицу, которую предварял праздник Входа Господня в Иерусалим.

Во время крестного хода в этот день молящиеся, принимавшие участие в процессии, несли пальмовые ветви, которыми когда-то встречали люди и Христа. После эти ветви многие увозили с собой в качестве реликвии.

Позже паломниками стали называть вообще всех, путешествующих к христианским святыням, а не только на Святую Землю.

0 0 Странники-богомольцы, 1898 год (700x374, 266Kb)

Странники-богомольцы, 1898 год
0 0 Паломники, 1903 год (700x459, 258Kb)

Паломники на привале, 1903 год

На Русь традиция паломничества пришла с христианством. В летописных памятниках дошла до нас история одного из первых паломнических путешествий на Афон: туда в начале XI века ходил преподобный Антоний Печерский — основатель Киево-Печерской лавры. Самым древним известным описанием паломничества русского человека на Святую Землю является «Хождение игумена Даниила», который был там в начале XII века.

Традиция паломничества впоследствии породила такое специфическое русское явление как странничество – особый подвиг путешествия к далёким святыням, который налагали на себя люди, во искупление какого-либо греха. Подвиг этот заключался в том, что человек на долгое время отказывался от удобств, добровольно приобщаясь к нищете.

0 0СЃ (418x700, 284Kb)

"Странник" вторая половина XIX века

Именно в таком состоянии он следовал к святыне, встреча с которой должна была помочь духовному изменению. После, возвращаясь, эти люди из уст в уста передавали всё, что увидели, потому отношение к странникам как своеобразным «носителям благодати» в России всегда было особенным.

0 0 Василий Перов, Прием странника-семинариста, 1874 год (563x700, 501Kb)

 Василий Перов, "Прием странника-семинариста в крестьянской избе", 1874 год

Благочестивым обычаем считалось помочь страннику пожертвованием, накормить, дать ночлег, приняв таким образом участие в его подвиге. Особого расцвета паломничество достигает в России к XIX веку: люди ездят не только в Грецию и на Святую землю, но и к многочисленным российским святыням.

Встреча с Богом и собой

В древности подобные путешествия были делом весьма тяжёлым, а то и опасным, потому, паломничество действительно можно было считать подвигом не только в силу душевного настроя человека, но и в силу тех трудностей, на которые он готов был пойти ради встречи со святыней.

В наше время, когда в любую часть света можно добраться с максимальным комфортом, паломничество перестало восприниматься как подвиг, скорее – как благочестивый обычай, полезный для духовного и физического здоровья.

Конечно, Церковь поощряет практику «религиозного туризма»: он помогает людям узнать больше о собственной вере и истории, приобщиться к культурному наследию. Однако разница между подобным туризмом и паломничеством всё же принципиальна, и прежде чем собраться в паломничество, нужно понять главное — зачем.

Внутреннее преображение

Далеко не все святые отцы поощряли эту традицию. Например, Григорий Богослов полагал, что людям это вредит: многие начинают думать, что Святой Дух есть лишь на Святой Земле. И действительно, часто паломничество воспринимают как «коллекционирование благодати от святынь», накопление духовных впечатлений, сопровождаемое слепым магическим упованием на «чудо».

0 0 Василий Перов, Паломники. На богомолье, 1867 год (700x373, 226Kb)

Василий Перов, "Паломники. На богомолье", 1867 год

Но паломничество – это, в первую очередь, молитва, духовная потребность и готовность что-то изменить в себе. Это труд человека над своей душой — ведь именно к этому особо располагает благодать святого места. Потому наибольшую пользу в подобном путешествии можно получить, пребывая в сосредоточенной молитве и внутреннем диалоге, а не бегая от святыни к святыне.

Итогом паломничества в идеале должно быть не множество фотографий, обилие «сухариков», свечек и «земельки» со святых мест, а внутреннее преображение, переосмысление жизни и своих отношений с Богом, людьми и самим собой.

0 0 Николай Юдин, Поломник (370x480, 184Kb)

Николай Юдин, "Паломник"

Источник...

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (10):
Radeia 21-06-2025-08:20 удалить
Благодарю, интересно!
babeta-liza 21-06-2025-14:24 удалить
Благодарю! А я всегда считала, что странники, это люди которые отправлялись странствовать , или к святым местам, или просто посмотреть мир, или это бедные люди, не имеющие своего жилья и средств к существованию, странствующие и просящие подаяния.
Буала 21-06-2025-15:04 удалить
Ответ на комментарий Валентина-л-1 # Благодарю Валюша, за внимание и цитирование!
Буала 21-06-2025-15:05 удалить
Ответ на комментарий Radeia # Спасибо Надежда, за внимание и интерес!
Буала 21-06-2025-15:14 удалить
Ответ на комментарий babeta-liza # В принципе правильно считала... так и характеризуется. Странствующие по святым местам. Вот только, это были в основном обычные люди, порой даже и богатые. Цари наши тоже странствовали по святым местам и даже частично преодолевали путь пешими. Спасибо Лиза, за внимание и комментарий! Хрошей субботы!
Scarlet5 21-06-2025-19:04 удалить
Благодарю! Интересно! Я то же один раз ездила на святые места, у нас в Челябинской области есть село Чудиново. Жила там и похоронена Дуняша Чудиновская! Целительница и предсказательница. Я даже пост сделала.... https://www.liveinternet.ru/users/scarlet5/post465668201/ [525x700]
ГалКон 21-06-2025-19:32 удалить
Спасибо большое, Елена, за интересный и познавательный пост! У нас тоже паломники отовсюду приезжают и идут в Толгский монастырь, чтобы приложится к чудодейственной иконе Толгской божьей матери. А Переславле-Залесском на берегу Плещеева озера люди идут к синему камню, который люди считают чудодейственным. К нему приходят паломники, чтобы решить свои жизненные проблемы, главным образом касающиеся здоровья. 2025-06-21_19-27-10 (700x462, 523Kb) Синь-камень у Плещеева озера. Хороших вам выходных!
Буала 21-06-2025-21:59 удалить
Ответ на комментарий Scarlet5 # Большое спасибо, очень интересная публикация!
Буала 21-06-2025-22:01 удалить
Ответ на комментарий ГалКон # Благодарю Галина, за внимание и интересный комментарий!


Комментарии (10): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Паломничество: зачем на самом деле верующие посещают святые места | Буала - Дневник Буала | Лента друзей Буала / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»