В наши дни паломничество, скорее, является своеобразным видом туризма: услуги и туры предлагаются повсеместно, на любой вкус и кошелёк. И далеко не всегда стремящиеся по святым местам люди понимают, в чём подлинный смысл такого путешествия.

Андрей Шишкин, «В начале пути»
Нынешнее русское слово «паломник», предположительно образовано от латинского palmarius («держащий пальмовую ветвь»). С первых веков христианства начинает распространяться традиция путешествий на Святую Землю: богомольцы стремились посетить места, связанные с земной жизнью Христа, Божьей Матери и апостолов. В IV веке по указу императора Константина там были выстроены храмы: в Вифлееме храм Рождества Христова, в том месте, где родился Спаситель, а в Иерусалиме Храм Гроба Господня, на месте Его погребения.
Особый наплыв паломников начинался с Рождества и заканчивался к Пятидесятнице. Но главным праздником, который притягивал христиан на Святую Землю была и остаётся Пасха. Люди стремились встретить её в Иерусалиме и приходили с расчётом провести здесь всю Страстную седмицу, которую предварял праздник Входа Господня в Иерусалим.
Во время крестного хода в этот день молящиеся, принимавшие участие в процессии, несли пальмовые ветви, которыми когда-то встречали люди и Христа. После эти ветви многие увозили с собой в качестве реликвии.
Позже паломниками стали называть вообще всех, путешествующих к христианским святыням, а не только на Святую Землю.

Странники-богомольцы, 1898 год

Паломники на привале, 1903 год
На Русь традиция паломничества пришла с христианством. В летописных памятниках дошла до нас история одного из первых паломнических путешествий на Афон: туда в начале XI века ходил преподобный Антоний Печерский — основатель Киево-Печерской лавры. Самым древним известным описанием паломничества русского человека на Святую Землю является «Хождение игумена Даниила», который был там в начале XII века.
Традиция паломничества впоследствии породила такое специфическое русское явление как странничество – особый подвиг путешествия к далёким святыням, который налагали на себя люди, во искупление какого-либо греха. Подвиг этот заключался в том, что человек на долгое время отказывался от удобств, добровольно приобщаясь к нищете.

"Странник" вторая половина XIX века
Именно в таком состоянии он следовал к святыне, встреча с которой должна была помочь духовному изменению. После, возвращаясь, эти люди из уст в уста передавали всё, что увидели, потому отношение к странникам как своеобразным «носителям благодати» в России всегда было особенным.

Василий Перов, "Прием странника-семинариста в крестьянской избе", 1874 год
Благочестивым обычаем считалось помочь страннику пожертвованием, накормить, дать ночлег, приняв таким образом участие в его подвиге. Особого расцвета паломничество достигает в России к XIX веку: люди ездят не только в Грецию и на Святую землю, но и к многочисленным российским святыням.
В древности подобные путешествия были делом весьма тяжёлым, а то и опасным, потому, паломничество действительно можно было считать подвигом не только в силу душевного настроя человека, но и в силу тех трудностей, на которые он готов был пойти ради встречи со святыней.
В наше время, когда в любую часть света можно добраться с максимальным комфортом, паломничество перестало восприниматься как подвиг, скорее – как благочестивый обычай, полезный для духовного и физического здоровья.
Конечно, Церковь поощряет практику «религиозного туризма»: он помогает людям узнать больше о собственной вере и истории, приобщиться к культурному наследию. Однако разница между подобным туризмом и паломничеством всё же принципиальна, и прежде чем собраться в паломничество, нужно понять главное — зачем.
Далеко не все святые отцы поощряли эту традицию. Например, Григорий Богослов полагал, что людям это вредит: многие начинают думать, что Святой Дух есть лишь на Святой Земле. И действительно, часто паломничество воспринимают как «коллекционирование благодати от святынь», накопление духовных впечатлений, сопровождаемое слепым магическим упованием на «чудо».

Василий Перов, "Паломники. На богомолье", 1867 год
Но паломничество – это, в первую очередь, молитва, духовная потребность и готовность что-то изменить в себе. Это труд человека над своей душой — ведь именно к этому особо располагает благодать святого места. Потому наибольшую пользу в подобном путешествии можно получить, пребывая в сосредоточенной молитве и внутреннем диалоге, а не бегая от святыни к святыне.
Итогом паломничества в идеале должно быть не множество фотографий, обилие «сухариков», свечек и «земельки» со святых мест, а внутреннее преображение, переосмысление жизни и своих отношений с Богом, людьми и самим собой.

Николай Юдин, "Паломник"
[525x700]
Синь-камень у Плещеева озера.
Хороших вам выходных!