Зеленую безделицу (баночку для крема), с искрой для одного римско-германского императора за два года выточил итальянец, который заставлял камни танцевать и переливаться. Его же терпеливых рук дело — лазуритовый горшок, супница из раухтопаза, рубиновый бокал и полудрагоценный букет в вазе...

Габсбургам, как никому, шли возраст и бородка-экспаньолка. Слева — глава Священной Римской империи Фердинанд III 1629 года, справа -— он же, но 1657 года.
Фердинанд Эрнст Габсбург (1608-1657) правил Священной Римской империей с 15 февраля 1637 года по 2 апреля 1657 года.
Он также выступал королем Венгрии (с 1625 года), королем Хорватии и королем Богемии (с 1627 года). Дослужился до имперского фельдмаршала (1634).

Фердинанд III, воск, высота бюста 66 см, ок. 1643 г. Музей истории искусств, Вена
Как стратег и главнокомандующий — в ходе мучительной Тридцатилетней войны нанес шведам оглушительное поражение при Нёрдлингене (6 и 7 сентября 1634 года). Как политик — подготовил и заключил Вестфальский мир (1648), предоставил некоторые права протестантам.
Поработал хорошо, хоть и рисковал: в 1647 году император едва не попал в плен к шведским партизанам. «Его успели спасти с большим трудом», — сообщает энциклопедия.

Горшок, лазурит, серебро, позолота, эмаль, жемчуг. В. 19,2 см, Д. 21,8 см (с ручкой), Ш. 13,5 см. Голова — неизвестный автор, 1 в. н.э. Все остальное — Дионисио Мизерони, Прага, 1652 гг. Венский музей истории искусств, Кунсткамера
А по вечерам, после работы — политик становился поэтом, художником и отцом.
И просветителем собственного дворянства! В 1654 году Фердинанд организовал демонстрацию эксперимента с Магдебургскими полушариями (см. энциклопедию) на заседании Рейхстага, чтобы показать: даже воздух в этом мире — тяжелый и давит на всех без исключения.

Капсула-медальон с портретом императора Фердинанда III, 1640 г. слоновая кость, золото, гранаты, 5,1 см × 4,1 см. Музей истории искусств, Вена
Фердинанд Третий был первым композитором из числа Габсбургов, его четырехчастная песня с фигурным басом «Melothesia Caesarea» известна до сих пор. «Император также написал множество стихов на итальянском языке. Современники ценили их за изящный, живой и легкий в исполнении стиль» — свидетельствуют справочники.

Капсула-медальон с портретом императора Фердинанда III, 1640 г. Слоновая кость, золото, золото, эмаль, 10 бриллиантов, 10 рубинов. В. 2,6 см, Ш. 2,1 см. Музей истории искусств, Вена
11 детей, три жены и подагру, которая его сгубила, даже упоминать не будем. Этот император любил жизнь.
А еще он любил цветные камни — судя по обширнейшей коллекции резных камей с его портретом.

Капсула-медальон с портретом императора Фердинанда III, 1640 г. Коралл, золото, эмаль, 10 бриллиантов, 10 рубинов. В. 2,6 см, Ш. 2,1 см. Музей истории искусств, Вена
Он даже согласился быть исполненным в красном коралле, не подумав о правильной передаче цвета своего лица потомкам. Думал, очевидно, только о красоте исходного материала.

Чаша для винограда, дымчатый кварц, серебро, золото, эмаль.. 16,6 см, Д. 16,3 см, Ш. 9,9 см.Дионисио Мизерони, Прага, 1648 гг. Венский музей истории искусств, Кунсткамера
А Дионисио Мизерони фон Лизон (1607-1661) вырос в семье потомственных камнерезов, третий век работавшей на сильных мира сего. Еще Оттавио Мизерони, отец Дионисио, переехал из Милана в Прагу, поближе к главному заказчику — императору Рудольфу II, самому эксцентричному из Габсбургов.

«Камнерез Дионисио Мизерони с сыновьями», худ. Карел Шкрета, около 1653, Национальная галерея, Прага
Дионисио возмужал в новой, богемской мастерской Мизерони, получившей имя Bubenec (что бы это значило?). Он полюбил ценить замысел природы, ритм и внутреннее настроение камня.

Бокал, рубин, золото, эмаль. В. 9,15 см, Д. 4,9 см, Ш. 4,9 см., Дионисио Мизерони, Прага, 1651 гг. Венский музей истории искусств, Кунсткамера
По работе и следуя местным модным тенденциям (Богемия, все же), Дионисио использовал горный хрусталь. «Эти творения из горного хрусталя, вырезанные, как в средневековые времена, необычно современны и стали предшественниками эстетики в стилистике ар нуво, которому присуща эта волнообразная форма».
Великий богемский хрусталь выглядит довольно блекло на фоне вот этой скромной каменной супницы из дымчатого кварца.

Супница, дымчатый кварц, серебро, позолота, эмаль. Высота 15,7 см, дл. 16,2 см, шир. 12,2 см. Дионисио Мизерони, Прага, около 1640/50 гг. Венский музей истории искусств, Кунсткамера
«Для себя» этот конкретный Дионисио Мизерони любил цветные минералы. Вот как этот головастый горшок из ляпис-лазури.
Сложно представить, во сколько он обошелся заказчику. «В Средние века лазурит в Западную Европу поставлялся преимущественно из Ирана и Афганистана. Он был редким, привозимым издалека, сложным из-за твёрдой текстуры при добывании и потому очень дорогим», — сообщает справочник.
Зато какая красота!

Горшок, лазурит, серебро, позолота, эмаль, жемчуг. Голова — неизвестный автор, 1 в. н.э. Все остальное — Дионисио Мизерони, Прага, 1652 гг. Венский музей истории искусств, Кунсткамера
«Он продолжил непревзойденные достижения своего отца Оттавио, но позволил естественным, блочным формам камней больше влиять на размер и внешний вид сосудов», — так это формулирует Венский музей истории искусств, комментируя цветочную композицию 1647 года.



Цветочная композиция, цитрин (желтый кварц), золото, агат, яшма, халцедон, горный хрусталь, серебро, эмаль. 46,5 см × 20,2 см × 11 см. Дионисио Мизерони, Прага, 1647 гг. Венский музей истории искусств, Кунсткамера
В общем, однажды один фанат камня выпросил у другого самую большую ценность семьи, доставшуюся тому от предков.

Сосуд для косметики, изумруд, золото, эмаль.10,9 см × 8,5 см × 7,2 см., Дионисио Мизерони, Прага, 1641 гг. Венский музей истории искусств, Кунсткамера
Необычайный изумруд (два сросшихся кристалла) извлекли из шахты в Колумбии в 1588 году. Его купил, конечно, римско-германский император Рудольф II — сам по себе необычайный. Трудно даже представить, каким тогда был этот камень — если и сейчас, после всех переделок, он весит 2680 (!!!) карат. Мистик Рудольф, прадед нашего Фердинанда, не тронул явление природы.
А правнук Фердинанд и харизматик Дионисий— влезли в самое его нутро.

Сосуд для косметики, изумруд, золото, эмаль.10,9 см × 8,5 см × 7,2 см., Дионисио Мизерони, Прага, 1641 гг. Венский музей истории искусств, Кунсткамера
Мастер был аккуратен. Он оставил коробочке неправильную форму самородка (и стенки не пришлось подрезать). Он поставил изумруд на ножки, а сердцевину вырезал и обратил в крышечку. Обломков набралось только на 2500 гульденов (это всего 6,5 кг золота).

Сосуд для косметики, изумруд, золото, эмаль.10,9 см × 8,5 см × 7,2 см., Дионисио Мизерони, Прага, 1641 гг. Венский музей истории искусств, Кунсткамера
И с 1647 года гости Императорской сокровищницы в венском замке Хофбург ежедневно замирают над изумрудной баночкой.
Фердинанд, пока был жив, рассказывал: герцог Флоренции предлагал ему за эту вещь три тонны золота! Сам император только за работу заплатил 12 тысяч гульденов (тогдашний гульден = 2,5 гр золота).

Слева - 50 дукатов 1629 года, справа - медаль 1657 года.
А некие «московиты» предлагали за коробочку «много ящиков жемчуга»! Россия в те времена была речной жемчужной державой.
Фердинанд устоял, его бюсты, камеи и баночка — все так же в Вене.
Ну а в России в тот период всё украшали речным жемчугом...

Повязка девичья, Россия, вторая половина XVII в. Шелковые ткани, речной жемчуг, коралл, перламутровые плашки, цветные стекла, металл, золотные нити, канитель © Государственный исторический музей, Москва

Сапожок, Россия, вторая половина XVII в. Бархат, кожа домашней козы, шнур золотный, тесьма золотная, нити хлопчатобумажные, жемчуг © Оружейная палата, Москва

Кокошник, Россия, Новгородская губерния, XVIII в. Речной жемчуг, цветное стекло © Русский музей, Санкт-Петербург

В центре: наградной знак царя Алексея Михайловича, Россия, третья четверть 17 в. Золото, серебро, алмазы, изумруды, жемчуг. © Государственный исторический музей, Москва. По бокам: рясны, подвески к женскому головному убору, Россия, XVI в.. Золото, жемчуг, серебро, камни драгоценные, сургуч, нити © Оружейная палата, Москва
