В более ранней версии сказки, записанной этнографом А. Афанасьевым, вообще нет мышки. И кошки нет.
Знакомая нам «Репка» — это вариант в обработке педагога К. Ушинского.
А вот как выглядит сказка в книге Афанасьева "Народные русские сказки".
Начинается сказка как обычно. Здесь мы встречаем и деда, и бабку, и внучку, и даже собаку, дружно пытающихся вытянуть репку. Внезапно появляется нога, затем — вторая, и так далее до пятой. Чтобы это всё могло значить?
Рисунок с обложки книги «Репка. Лиса и журавль». Издание Кнебель, 1916
Посеял дедка репку; пошел репку рвать, захватился за репку: тянет-потянет, вытянуть не может! Со'звал дедка бабку; бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут! Пришла внучка; внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут! Пришла сучка; сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут! Пришла нога. Но'га за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут! Пришла друга нога; друга нога за ногу, нога за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут! (и так далее до пятой ноги). Пришла пята нога. Пять ног за четыре, четыре ноги за три, три ноги за две, две ноги за ногу, нога за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут: вытянули репку!
Собака
Собака — первый друг и помощник человека. Она же охранник. Традиционно собака является стражем на границе миров, символически связана с женским началом и землёй.
Ноги
Ноги служат нам точкой опоры, они имеют непосредственный контакт с землёй. Распространены представления о передаче через соприкасающиеся с землёй ноги земной силы. В сказке каждая нога является отдельным существом. Всего их пять. Пятёрка символизирует физическую целостность и материальный мир.
Волшебная сила Земли
Теперь мы видим, что собака и ноги легко вписываются в аграрный контекст истории. Дед посадил репку, по осени его ждёт урожай. Да такой богатый, что ему нужно приложить все мыслимые усилия, еще и помощников позвать. Но и этого оказывается недостаточно. Репку помогают вытащить силы Матушки-Земли — волшебные ноги. Сказка напоминает нам, что одних человеческих стараний для выращивания урожая мало, без плодородной земли ничего не получится.
В духовном смысле речь идёт о творческих идеях, которыми питает нас бессознательное. Чтобы достичь успеха в деле и получить результат (вытащить репку), человек должен постараться. Однако при всём усердии он рискует остаться ни с чем, если со стороны бессознательного не будет поддержки. Всем известна ситуация, когда бьешься над проблемой и так и этак. Без толку... И вдруг — озарение! Где-то в вашей душе творческие силы произвели волшебный синтез и подарили вам решение. Великие человеческие открытия являются не только достижениями сознательного ума, а также результатом действия иррациональных сил, спрятанных в глубине нашей психики. Иногда ответы приходят в сновидениях. Альберту Великому план Кельнского собора явился во сне. Нильс Бор увидел в сновидении солнце из горящего газа, а вокруг него вращались планеты. Внезапно газ затвердел, а солнце и планеты стали быстро уменьшаться в размерах. Проснувшись, учёный тут же догадался, что увидел модель строения атома. Бор понял это, потому что прилагал максимум сил для исследований, а сон подкинул ему подсказку.
Автор — Ирина Лямшина