• Авторизация


Красная Пасха и революционные яйца: как советская власть боролась с православными традициями 23-04-2025 22:50 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Комсомольские шествия, атеистические лекции и агитация. В СССР преследовали всех, кто праздновал Пасху, пёк куличи и красил яйца. Однако люди бережно хранили православные традиции, продолжая праздновать Воскрешение Христа.

До революции Пасха была одним из ключевых праздников. В религиозной империи её отмечали с размахом. В 1917 году всё изменилось, и из почитаемого праздника Пасха превратилась в мозолящий глаза властям символ "проклятого прошлого". Однако традиция празднования была настолько сильной, что прошла через всю советскую эпоху и сохранилась до наших дней.

Чем занимался "Союз безбожников"

Советский Союз был государством атеистическим. Публичная религиозность не поощрялась, а церковные праздники для советской власти существовали только как предмет борьбы. Пасха, конечно, не была исключением. Тем более что в Российской империи Пасху праздновали публично, с участием монарха и первых лиц страны, так что в Союзе этот праздник прочно ассоциировался с ненавистным "старым режимом". В первые годы советской власти отношение к церковному празднику было не просто пренебрежительным, а демонстративно враждебным.

0 0Р± (700x393, 310Kb)

 Суббота. Всенощная. Ночь накануне Воскресения Христа. Тёмная ночь умирающей, двухтысячелетней глупости. Идут в церковь старики, старухи и пожилые женщины. Идут люди, выброшенные революцией из жизни. Бывшие люди. Старьё... Новых людей нет. Пролетариев не встретишь. Рабочие сегодня в ночь по всем клубам начинают штурм неба, бога и религии, — писали в советской прессе в 20-е годы прошлого века.

За антирелигиозную пропаганду отвечал "Союз безбожников", который регулярно поставлял плакаты и статьи в неповторимом стиле.

"Довольно хранить наследие рабского прошлого, освободите свои жилища от тёмных ликов икон и копоти лампад!"

В печати Пасха клеймилась как нечто не просто архаичное, а глупое и мерзкое. Религию вообще и Пасху в частности связывали с алкоголизмом, плохой дисциплиной на работе и, как ни странно, даже с фашизмом. СМИ вели агитацию против "поповщины и пережитков старого быта".

Красная Пасха

Чёткого запрета на празднование Пасхи, надо заметить, не было. Даже на съезде партии большевики замечали, что чересчур грубые методы антирелигиозной борьбы только затрудняют "освобождение масс от предрассудков".

0 0СЏ (700x455, 473Kb)

Плакат художника Михаила Черемных "Пасхальное яичко", 1920 год

Прямых препятствий верующим обычно не чинили, но старались создать неприятную психологическую атмосферу. Вместо обычной Пасхи предлагалась альтернативная — "красная", или "комсомольская". Это мероприятие включало митинги, антирелигиозные выступления и даже своеобразные карнавалы с факельным шествием и сжиганием чучела попа. Правда, такие "пасхи" продержались недолго: всё это выглядело слишком абсурдно.

Да и сила традиции была велика. Власти предпочитали всё же не усердствовать чрезмерно в насаждении атеизма. Скажем, ещё в 1921 году в Петрограде многие предпочли крестный ход первомайской демонстрации. Люди продолжали употреблять "культовые продукты", к праздникам прибирались в домах, а многие ходили в храмы просто послушать хор.

За веру — увольнения и штрафы

Закручивание гаек началось ближе к 1930-м годам, когда были введены "непрерывки" — рабочие недели с плотным графиком и минимумом выходных. К обычной работе добавлялись субботники. Вдобавок у религиозных людей могли возникнуть вполне реальные проблемы на работе или учёбе.

0 0С† (700x466, 118Kb)

Поход в церковь на праздник мог обернуться разбором на комсомольском собрании, увольнением и тому подобными не убийственными, но серьёзными последствиями. К тому же ходить в церковь было просто неудобно: культовые учреждения закрывались, изымались под клубы или для хозяйственных нужд.

Перелом произошёл в годы Великой Отечественной войны. Отношение к пасхальным службам стало более мягким, как и вообще к вопросам веры. Православная церковь поддержала страну, и позиция властей стала заметно менее суровой. Особенно мощное впечатление производила Пасха в Ленинграде: не имея возможности готовить традиционные кушанья, люди отмечали праздник блокадным хлебом. А в 1945 году Пасха выпала на май, и отмечавшие говорили об особенно светлой атмосфере — праздник встречали под последние залпы кончавшейся войны.

Новый всплеск борьбы с религией пришёлся на хрущёвскую эпоху, когда, казалось бы, заявлялась "оттепель". Началась слежка за прихожанами, нервотрёпка на собраниях, запреты на церковные службы и обряды.

Но уже в 70-е годы промышленность начала выпускать куличи. Такое название, конечно, не использовалось — выпечку называли "Весенний кекс". Яйца красили луковой шелухой. Крестный ход разрешали проводить только внутри храмов, службы велись спокойно. Даже народные дружинники у церквей и кладбищ скорее охраняли верующих от хулиганов, чем мешали праздновать. А чтобы меньше людей шли в храмы на всеношную службу, по ТВ показывали новые интересные фильмы и программы до поздней ночи.

Конечно, для людей, считавших важным сделать партийную карьеру, участие в таких мероприятиях было по-прежнему немыслимым. Но в целом жизнь, как обычно, победила бюрократические правила.

разделитель тонкий (376x24, 2Kb)

Источник...

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (6):
Radeia 24-04-2025-09:06 удалить
Благодарю, было, было и ушло...
Буала 24-04-2025-19:20 удалить
Ответ на комментарий babeta-liza # Спасибо Лиза, за внимание! Хорошего вечера!
Буала 24-04-2025-19:21 удалить
Ответ на комментарий Radeia # ..., и хорошо! Спасибо Надежда, за внимание и комментарий!
ГалКон 24-04-2025-19:55 удалить
Добрый вечер, Елена! Не могу судить, как отмечали в стране религиозные праздники до моего рождения, но во время после моего рождения все так и было. У нас в семье никогда не пеклись куличи (мама была членом партии, да и мы с сестрой были еще теми атеистами), правда яйца красились, но не каждый год. И у нас в Пасху в магазинах продавался "Весенний кекс", но по вкусу был как обычный батон только с изюмом и посыпанный сахарной пудрой. Купили разок и больше не стали покупать. А настоящие вкусные куличи появились в продаже где-то в конце 80-х - начале 90-х годов, когда церковь уже начала высвобождаться от железных клещей государства. В двух церквях в нашем микрорайоне были устроены кинотеатр и спортивный зал. Сейчас обе эти церкви переданы РПЦ. Одна из них из-за своей архитектуры находится под охраной ЮНЕСКО. Обе стали красавицами на загляденье, а до этого было без слез не взглянешь, особенно удручал их вид внутри. Доброго и уютного вам вечернего отдыха.
Буала 24-04-2025-23:08 удалить
Ответ на комментарий ГалКон # Добрый вечер, Галина! У нас в доме яйца красили каждый год. Куличи не пекли, покупали кекс "Весенний". В Москве эти кексы были вполне себе неплохи. Но конечно никто ничего не святил. Бабушка моя была католичка, но Пасху праздновали православную. Ну, а я уже когда стала жить своей семьёй в 70-х, так стала делать красивые яйца, и куличи, и творожную пасху. А в 80-х уже и святила. В 90-х и поститься начала. В Москве тоже из храмов сделали всякое. Сын мой ходил в дом пионеров им. Павлика Морозова в разные кружки, а я и не знала, что это был храм. Но теперь его восстановили и он очень красивый. Недалеко от моего дома 30 лет назад был какой-то жуткий склад, а оказалась церковь при Боткинской больнице и казачьем полку. На территории Боткинской тоже есть маленький симпатичный храм, до 90-х годов там была пробирочная. Но сейчас всё восстановили и это радует. Советская власть была всего 73 года, вероятно и потому, что нельзя было творить с верой и многовековыми традициями народа такое. Благодарю Галина, за внимание и комментарий!


Комментарии (6): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Красная Пасха и революционные яйца: как советская власть боролась с православными традициями | Буала - Дневник Буала | Лента друзей Буала / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»